В различные периоды жизни дыхание имеет свои особенности

1) Поверхностный и частый характер дыхания. Частота дыхания тем больше, чем младше ребенок. Наибольшее число дыханий отмечается после рождения — 40-60 в 1 мин, что иногда называют физиологической одышкой новорожденного. У детей 1-2 лет частота дыхания составляет 30-35, в 5-6 лет — около 25, в 10 лет — 18-20, у взрослых — 15-16.

 

2) Аритмия дыхания в первые 2-3 недели жизни новорожденного. Она проявляется неправильным чередованием пауз между вдохом и выдохом. Вдох значительно короче выдоха. Иногда дыхание бывает прерывистым. Это связано с несовершенством функции дыхательного центра.

 

3) Тип дыхания зависит от возраста и пола. В раннем возрасте отмечается брюшной (диафрагмальный) тип дыхания, в 3-4 года грудное дыхание начинает преобладать над диафрагмальным. Разница в дыхании в зависимости от пола выявляется с 7-14 лет. В период полового созревания у мальчиков устанавливается брюшной, у девочек - грудной тип дыхания.

 

Дыхательные упражнения для детей.

1) Бегемотик.

Упражнение можно выполнять лёжа или сидя. Руки ребёнок кладёт на грудь. Предложите ему последить за тем, как рука то поднимается, то опускается. Попросите его дышать через нос. Можно произносить такой стих:

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается,

То животик опускается.

Часики.

Простое, но эффективное упражнение. Ребенок стоит ровно, расставив ноги, руки опущены вдоль тела. Ребёнок оворит «тик-так, тик-так», двигая руками вперёд-назад. Повторить 10 раз.

Паровозик.

Ребёнок должен согнуть руки в локтях и «крутить колёса». И паровоз, и вагончики дружно приговаривают: «Чух-чух-чух». На остановке, взмахнув рукой, нужно громко загудеть: «Ту-туууууууу». Это хорошая тренировка сильного выдоха.

4) Лети, мячик!

Эту игру лучше проводить на улице. Ребенок берёт мячик и прижимает его к груди. На выдохе попросите его отбросить мячик максимально далеко от себя и произнести: «Уууууууууух!».

Насос.

Включает в себя элементы и дыхательной, и артикуляционной гимнастики. Ребёнок встаёт ровно, ноги вместе, руки опущены. На вдохе он должен наклониться в одну сторону, на выдохе — в другую, говоря: «Ссссссссс».

Гуси.

Во время этого упражнения нужно плавно ходить, взмахивая руками. На вдохе руки должны подниматься, на выдохе – опускаться, сильно произнося: «Г-у-уууу».

Ветерок.

Это стихотворение с движениями:

Я ветер сильный, я лечу, лечу, куда хочу (руки опустить, вдох через нос),

Хочу налево посвищу (голову налево, губы сложить трубочкой и подуть),

Могу подуть направо (голову направо, губы сложить трубочкой и подуть),

Могу и вверх (голову держим прямо, вдох, голову поднять вверх, губы сложить трубочкой и подуть), и в облака (подбородком коснуться груди, спокойно выдохнуть через рот).

Ну а пока я тучи разгоняю (делать круговые движения руками).

Шторм в стакане.

Ребенку нужно взять трубочку для коктейля и подуть в неё на воду, вызвав настоящий «шторм». При этом упражнении щёки не должны надуваться, губы должны быть неподвижны. Отличная тренировка дыхания.

Футбол.

Для этого задания понадобятся ватные шарики — это будут мячи. Ребенок должен дуть на «мяч» и пытаться забить гол в ворота (например, можно поставить два кубика, карандаши и т.д.).

 

Пищеварительная система.

Пищеварительная система человека осуществляет переваривание пищи (путём её физической и химической обработки), всасывание продуктов расщепления через слизистую оболочку в кровь и лимфу

Функций пищеварительной системы:

1.Моторная — обеспечивает измельчение пищи, перемешивание ее с секретами пищеварительных желез и продвижение но желудочно-кишечному тракту в дистальном направлении.

 

2.Секреторная — обеспечивает секрецию пищеварительных соков в полость желудочно-кишечного тракта различными пищеварительными железами.

 

3.Всасывательная — представляет собой перенос продуктов расщепления питательных веществ, воды, электролитов, витаминов из полости пищеварительного тракта через слизистую оболочку в кровь и лимфу.

 

4.Защитная — связана с барьерными свойствами слизистой оболочки.

 

5.Экскреторная — заключается в выведении с секретами желез конечных продуктов обмена веществ, чужеродных и токсических веществ.

 

6.Эндокринная — заключается в секреции специализированными клетками биологически активных веществ — гормонов желудочно-кишечного тракта.

 

7.Витаминообразующая — обеспечивается за счет синтеза небольшого количества витаминов группы В и витамина К.

Строение пищеварительной системы

 

Пищеварительный канал.

1. Ротовая полость — начальный участок переднего отдела пищеварительной системы человека.

2. Глотка -воронкообразный канал длиной 11—12 см, обращённый кверху широким концом и сплющенный в переднезаднем направлении.

3. Пищевод — часть пищеварительного канала. Представляет собой сплющенную в переднезаднем направлении полую мышечную трубку, по которой пища из глотки поступает в желудок.

4. Желудок -полый мышечный орган, часть пищеварительного тракта, лежит между пищеводом и двенадцатиперстной кишкой.

5. Тонкая кишка -отдел кишечника у позвоночных животных, располагающийся между желудком и толстой кишкой.

6. Толстая кишка -нижняя, конечная часть пищеварительного тракта, а именно нижняя часть кишечника.

Пищеварительные железы.

1. Слюнные железы — железы в ротовой полости, выделяющие слюну.

2. Желудочные железы — железы которые вырабатывают желудочный сок.

3. Кишечные железы — рубчатые углубления эпителия, лежащие в собственном слое слизистой оболочки кишечника.

4. Поджелудочная железа — орган пищеварительной системы обладающая внешнесекреторной и внутреннесекреторной функциями.

5. Печень — жизненно важная железа внешней секреции позвоночных животных, в том числе и человека, находящаяся в брюшной полости

Особенности пищеварительной системы детей.

Ротовая полость.

Зубы закладываются еще в утробном периоде и развиваются в толще челюсти. У ребенка на 6–8 месяце жизни начинают прорезываться молочные, или временные, зубы. Зубы могут появляться раньше или позднее в зависимости от индивидуальных особенностей развития.

Пищевод.

У детей слизистая оболочка пищевода нежная, легко-травмируемая грубой пищей, богата кровеносными сосудами. Длина пищевода у новорожденных – около 10 см, в возрасте 5 лет – 16 см, в 15 лет – 19 см.

Желудок.

Желудок грудных детей имеет скорее горизонтальное положение и расположен почти весь в левом подреберье. Только когда ребенок начинает стоять и ходить, его желудок занимает более вертикальное положение.

С возрастом меняется и форма желудка. У детей до 1,5 лет она округлая, до 2–3 лет – грушевидная, к 7 годам желудок имеет форму, как у взрослых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: