ГЛАВА 2. О том, что следует делать добро сейчас, а не откладывать на будущее, а также о том, что после смерти нет исправления

 

Из патерика

 

Один брат спросил авву Пимена:

_ Авва, было два человека: один монах, а другой — мирянин. Монах вечером думал оставить утром мона­шество, а мирянин — стать монахом. Но оба умерли в ту же ночь и не успели совершить задуманное. Кем же их считать? Старец ответил:

— Монах умер монахом, а мирянин умер мирянином. Ибо в чем их застала смерть, в том они и почили.

2. Один старец сказал, что до последнего издыхания чело­веку слышен голос: «Обратись сегодня».

3. Один старец сказал: «Род сей ищет не сегодняшний день, а завтрашний».

4. Об одном старце рассказывали, что всякий раз, когда помыслы говорили ему: «Зачем сегодня, покаешься завтра»,— он отвечал им:

— Нет, я покаюсь сегодня, а завтра да будет воля Божия.

5. Один старец сказал: «Несделанное зло — это не зло; но и несделанное добро — это не добро».

 

Из святого Ефрема

 

Братья мои, время, которое у нас есть в распоряжении, что­бы покаяться, — это наша земная жизнь. Поэтому счастье и удача тому, кто никогда не попадал в сети врага. Если же кто и был пойман в сети врага, но смог разрушить его тенета и бежать из страшного рабства диаволу, то и такой человек, как мне кажется достоин зависти. Потому что хотя он и жил по плоти, но все же избег брани со врагом нашей души, как рыба избегает сетей рыбака. Ведь мы знаем, что рыба, пока она в воде, даже если попадется, но сможет разорвать сеть и уйти на глубину, остается невредимой. Но если рыбак вытянет ее вместе с сетью на сушу, тогда ей уже ничто не поможет.

Точно так же и с нами. А именно, пока мы живем в насто­ящей жизни, Богом дана нам власть и силы самим разорвать путы лукавых замыслов врага, и, в покаянии освободившись от бреме­ни своих грехов, обрести верное спасение и унаследовать Цар­ство Небесное. Но если нас прежде застигнет неумолимая рука смерти и наша душа выскользнет из тела, а тело будет низверг­нуто в могилу, тогда уж нам ничто не сможет помочь: рыба, ко­торую рыбак поймал, вытащил из воды и надежно уложил в ме­шок, уже никак не может спастись.

2. Брат мой, не говори себе: сегодня, мол, совершу грех, а завтра покаюсь. Потому что ты не можешь быть уверен в завт­рашнем дне: забота о завтрашнем дне — удел одного Бога.

 

Из аввы Исаака

 

Кто оступается второй раз в надежде покаяться после — тот ходит пред Богом в лукавстве. Такого человека смерть пора­зит внезапно, и дня, на который надеялся, он не дождется.

 

 

ГЛАВА 3. О том, как должно приносить покаяние

 

Из аввы Марка

 

Отказываясь от страданий и бесчестия, не думай явить покаяние в других добродетелях, потому что для тщеславия и бесчувствия свойственно даже благие помыс­лы обращать ко греху. Если, впав в какой-нибудь грех, не бу­дешь скорбеть так, как этого заслуживает твой проступок, то вскоре попадешь в те же сети.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: