Из святого Варсонофия

 

 Брат спросил старца:

— Я был послан во Святой град по поручению обители и без благословения аввы пошел на Иордан помолиться. Правиль­но я поступил или нет?

Старец ответил:

— Без благословения ты не должен идти никуда. То, что делается по собственному помыслу, даже если кажется хорошим, не угодно Богу. А соблюсти заповедь аввы, который послал тебя, — это и есть молитва, и она угодна Богу, Который сказал: «Не Свою волю приидох творити, но волю пославшего Мя Отца» (Ин 6. 38).

— А если, — спросил брат, — я пойду далеко и забуду спро­сить у аввы, где мне остановиться, — что мне делать?

— Нужно, — ответил старец, — поступать по обстоятель­ствам, но с пользой для души. И не так, словно делаешь что-то хорошее, а помнить, что все, что ты делаешь без благословения, — это нарушение заповеди. Тогда авва будет извещен об этом и простит тебе.

2. Снова спросил брат:

— Что такое «лжеименное знание» (Ср.: Тим.6,20)?

— Лжеименное знание, — ответил старец, — это когда ве­ришь своему помыслу, что так оно и есть. И если хочешь изба­виться от него, то никогда не верь своему помыслу ни в одном суждении. Следует говорить себе: «Бесы смеются надо мной для того, чтобы я поверил помыслу, будто истинное знание — у меня. Тогда я не буду спрашивать старцев, и бесы низвергнут меня еще ниже. Истину говорит старец. Он говорит от Бога, да и бесы не будут насмехаться над ним. А то, что у меня, — так это одна насмешка и издевательство».

 

Из патерика

 

Одного брата долгое время борол бес блуда. Он много трудился, но не мог избавиться от него. Однажды, когда он стоял на службе, он почувствовал, что его вновь беспокоит страсть. Тог­да он решил победить бесовское внушение и попросить братьев помолиться о нем, чтобы он как-нибудь избавился от страсти Он презрел всякий стыд, обнажил свой помысел перед всеми братьями и исповедовал действие сатаны:

— Отцы и братья, помолитесь обо мне! Вот уже четырнад­цать лет меня борет эта страсть.

И за то смирение, которое он выказал, брань тотчас отсту­пила от него.

2. Другого брата так же борола блудная страсть. Он боролся с нею: усиливал подвиг и не позволял уму принять похоть — но брань не прекращалась. Он пришел в церковь и объявил это всему собранию. Тогда пресвитеры дали заповедь, и все братья неделю подвизались, молясь о нем Богу. Так брат избавился от брани.

3. Брат, которого борола страсть блуда, встал ночью, по­шел к одному старцу и исповедовал ему помысел. Старец уте­шил его духовным словом. Брат получил назидание и вернулся в свою келию. Тут на него снова напала брань. Он не стал медлить и снова отправился к старцу. Тот утешил его, и он снова вернул­ся назад. И каждый раз, как его беспокоил помысел, он шел к старцу, ничуть не раздумывая. А старец охотно его принимал, укреплял наставлениями и утешал, а затем отпускал. При этом он увещевал его не падать духом, но всегда, если будет брань, приходить к нему и открывать действие лукавого. «Потому что ничто, — говорил он, — так не гонит его, как обличение и откро­венная исповедь, со смирением и верой». Так продолжалось долго. Наконец Бог призрел на терпение брата и великодушие стар­ца—и избавил брата от брани.

 

 

ГЛАВА 21. О том, что надо сообщать помыслы тем из Отцов, кто обладает даром рассуждения, а не поверять их первому встречному. Также о том, как следует открывать помыслы и как задавать вопросы, и о том, с какой верой принимать их и как действовать по этой вере

 

Из патерика

 

Однажды встретились друг с другом двое братьев, кото­рые жили в уединении. Один другому сказал: — Я собираюсь пойти к авве Зенону и рассказать ему один помысел.

— Я тоже хочу, — говорит другой.

И пошли оба вместе. Они подошли к нему каждый по от­дельности и исповедовали свои помыслы. И первый, когда испо­ведовал, пал ниц перед старцем и с сильным плачем просил его помолиться о нем. Старец сказал ему:

— Иди, не изменяй самому себе, никого не осуждай и не оставляй молитву.

Брат пошел и получил исцеление. А другой, когда сказал свой помысел старцу, прибавил только обычное и небрежное «Помолись обо мне». Но сказал он это без искреннего усердия. После какого-то времени случилось им опять встретиться. И один спросил другого:

— Когда мы встретились со старцем, ты рассказал ему тот помысел, о котором ты упомянул, что хочешь сказать?

— Да, — ответил брат.

— И помогло тебе то, что ты ему рассказал? — спросил тот.

— Да, — ответил первый брат. — По молитвам старца Бог меня исцелил.

— А я, — сказал второй, — хоть и исповедовал ему, исцеле­ния не почувствовал.

— А как ты просил старца? — спросил его первый. Второй отвечал:

— Я сказал ему: «Помолись обо мне, у меня такой-то по­мысел».

— А я, — сказал первый, — когда исповедовался ему, омо­чил его ноги слезами, просил его помолиться обо мне, и его мо­литвами Бог меня исцелил.

Старец рассказал нам это, когда учил, что тот, кто обраща­ется к кому-либо из Отцов, должен просить его усердно и всем сердцем, словно Самого Бога, — и тогда он достигнет цели. А тот, кто исповедуется небрежно или искушая его, не только не получит пользы, но даже будет осужден за это.

2. Старец рассказывал: однажды один брат впал в тяжкий грех и, придя в раскаяние, пошел исповедоваться старцу. При­чем он рассказал ему не сам грех, а только помысел: дескать, пришел мне на ум такой-то помысел — есть ли для меня спасе­ние? А старец был лишен дара рассуждения и ответил:

— Погибла твоя душа!

На эти слова брат сказал:

— Раз погибла моя душа, пойду я тогда в мир.

Но перед уходом пришло ему на ум зайти к авве Силуану, который обладал великим рассуждением, и рассказать ему этот помысел. Он пришел к нему и тоже рассказал не само дело, а только помысел. А Отец отверз уста и стал приводить ему из Писаний о том, что нет осуждения тем, кто только помыслил. Когда брат это услышал, он в душе набрался мужества и, вновь обретя надежду, рассказал ему и о том, что было сделано. Ста­рец, когда узнал о том, что было и действие, как добрый врач, уврачевал его душу Божественным Писанием и объяснил, что есть покаяние всем тем, кто искренне обращается к Богу.

После этого был у того Отца мой авва. Тот рассказал ему о брате и прибавил:

— А сейчас этот брат, который когда-то отчаялся и хотел идти в мир, — словно звезда среди братии.

Он нам сказал это, давая понять, сколь большая опасность в том, чтобы вверять свои внутренние помыслы нерассудитель­ным людям.

 

Из святого Ефрема

 

Если расскажет тебе кто-нибудь собственные помыслы, смотри, брат, как бы от его слов не обеспокоили помыслы и тебя, особенно если еще не вполне здраво око твоего разума. И ока­жешься ты тогда словно кормчий на корабле в страшную бурю. Но ты должен еще по первым словам догадываться о том, что следует, и тут же утешить скорбящего, обратившись к тому, что мы приняли от святых мужей или что испытали сами. Потому что Богу не угодно, чтобы люди падали один за другим, но Он хочет, чтобы все спаслись. И ты сам, любезный брат, открывай свои помыслы не всякому человеку, но только тем, о ком разуз­нал, что они — духовные люди, не взирая на внешность и седи­ны. Потому что многие, по слову апостола, «имеют вид благо­честия, а силы его отверглись» (2 Тим 3. 5). И Спаситель сказал: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Мф 7. 15—16).

Поэтому нужно не смотреть на внешний вид — козни лука­вого многообразны, — а обращать внимание на рассудительность того или иного. И если в ком обнаружишь плоды Духа, не скры­вай от него свои помыслы. А иначе враг затаится в тебе, найдя какой-нибудь укромный уголок, и толкнет тебя к гибели.

И когда услышишь грехи брата, бойся, брат, уничижать его в сердце своем за то, что он делал подобное, но больше удив­ляйся его обращению и дерзновенной исповеди. Потому что об­наруживать свои падения перед духовными людьми есть при­знак исправления жизни, страха Божия, смиренномудрия и веры.

И за это нужно особенно дивиться брату, наставлять его со всяческим смирением и «наблюдать», по слову апостола, «каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал 6. 1). И Бог через пророка Иезекииля говорит: «И ты, сын человеческий, скажи сынам народа твоего: праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего» (Иез 33.12).

 

Из аввы Исаии

 

Если спрашиваешь совета у старца о каком-то своем помысле, говори ему этот помысел открыто и со всей смелостью - если знаешь, что ему можно доверять и он сохранит в тайне твои слова. А если с тобой кто-то заговорит о помыслах, которые бо­рют тебя, не слушай его, чтобы не было в тебе брани. Если брат поверит тебе как человеку надежному свой грех, никому не гово­ри его, потому что это для тебя смерть. А если спрашиваешь старцев о своих помыслах, то не спрашивай после того, как уже сделал, а спрашивай, когда помысел еще только борет тебя. И не будь лицемером, не говори одно вместо другого или как бы от лица другого. Скажи правду и приготовь себя к тому, чтобы сде­лать, что тебе скажут. А иначе ты обманываешь самого себя, а не старцев, которых спрашиваешь.

И когда спрашиваешь старцев о брани, слушай не те по­мыслы, которые говорят в тебе и заглушают слова старца, но сперва помолись Богу: «Господи, сотвори со мной милость и да­руй моим Отцам сказать мне Твою волю». А затем с верой ис­полняй то, что тебе скажут старцы, — и Бог подаст тебе избавле­ние. Если ты подвержен страстям, остерегайся того, чтобы кто-либо поверял тебе свои страстные помыслы. Это будет гибельно для твоей души. И не открывай перед всеми свои помыслы, что­бы не дать повод к соблазну твоим Отцам и чтобы благодать Божия покрывала тебя.

 

Из аввы Кассиана

 

Когда мы обходили святых отцов в Скиту, зашли мы и к авве Моисею. Это был муж высокой добродетели, мудрый в бо­жественном. Придя к нему, после многих других душеполезных бесед мы задали вопрос и об откровении помыслов. Мы спраши­вали, что делать, потому что часто духовники, выслушав помыс­лы братьев, не только не исцеляют их, но осуждают и ввергают братьев в отчаяние. Это приводит к тому, что другие стыдятся и себе молчат.

Сами мы знали о подобном случае в Сирии. Один из братьев рассказал кому-то из тамошних старцев свои помыслы: про­сто и искренне, не стыдясь, обнажил тайны своего сердца. А тот, лишь только заслышал, был вне себя и обрушился на брата с упреками: как, мол, ему могло прийти в голову такое нечестие. Многие прослышали об этом и стали стыдиться открывать свои помыслы старцам.

Авва Моисей в ответ сказал нам:

— Хорошо, чада, не скрывать своих помыслов от Отцов, но исповедовать их свободно и начистоту. И не слушать своего мнения, а не раздумывая вверять себя опытности Отцов. Одна­ко «тайная сердца» следует вверять старцам духовным, рассуди­тельным и тем, кого многие знают, — не первому встречному и не тому, кто старец только по возрасту. Потому что многие смот­рят только на возраст да на внешний вид, открывают свои по­мыслы, а потом вместо исцеления впадают в отчаяние — по не­опытности тех, кто их выслушал.

Был как-то один брат, очень ревностный. Его беспокоил бес блуда. Он пошел к какому-то старцу и исповедал ему свои помыслы. Тот не имел опыта и, как только услышал, рассердил­ся: называл брата несчастным и сказал, что тот недостоин мона­шеского образа, если принимает такие помыслы. Услышав это, брат впал в отчаяние. Он оставил место, где жил, и пошел в мир. Но Божиим промыслом встретил его авва Аполлос, а тот был самым опытным из старцев. Авва заметил, что брат мрачен и в смятении. Он спрашивает его:

— Отчего ты такой унылый, брат?

Брат был так подавлен, что ничего не мог ответить. Но старец все уговаривал брата рассказать ему, почему он так печален. Тогда брат рассказал свое горе.

— Меня, — сказал он, — беспокоят помыслы блуда, я пошел и рассказал старцу. А он говорит, что мне нет больше надежды на спасение. Вот я махнул рукой на все и иду теперь в мир.

Услышав это, отец Аполлос стал его утешать и уговаривать:

— Не надо удивляться, чадо, и не отчаивайся. Я вон в ка­ком уже возрасте, совсем старик, а как меня беспокоят эти помыслы! Не падай духом от этого искушения. Его лечит не столько человеческий труд, сколько человеколюбие Христово. Ты только сделай мне милость сегодня — вернись к себе в келию.

Брат так и поступил. Авва Аполлос провел его к келии потом пошел к тому старцу, который отверг брата. Стал он за келией старца и начал со слезами молиться Богу: «Господи, Ты что все устрояешь к лучшему и попускаешь нам искушения ради нашей пользы, услышь меня, и да обратится брань брата на это­го старца. Пусть хоть в старости и на собственном опыте он по­знает то, чему не мог научиться все это время: что нужно состра­дать тем, у кого духовная брань».

Помолился он и видит, как напротив келии стоит эфиоп и пускает стрелы в старца. Старец тотчас вскочил и стал блуждать по келии, как пьяный. Но долго он стерпеть не смог, вышел из келии и той же дорогой, что и молодой, направился в мир. Авва Аполлос заметил, что тот идет, и все понял. Он обогнал его по другой дороге, вышел навстречу и говорит:

— Ты куда идешь? И почему это у тебя такой смущенный вид? А тот почувствовал, что святому уже открыто о нем, и со стыда не мог ничего ответить. Тогда авва Аполлос сказал ему:

— Возвращайся в свою келию и впредь знай свою немощь. Помни, что диавол или не замечал тебя, или презирал, потому ты и не был удостоен брани с ним. Даже одного дня ты не мог снести его нападение! И это случилось с тобой за то, что ты при­нял молодого брата, у которого была брань с общим врагом, но вместо того, чтобы укрепить его на подвиг, ты вверг его в отчая­ние. Не вспомнил ты ни о мудром изречении: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на уби­ение?» (Притч 24. 11); ни о притче Спасителя: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис 42. 3). Никто не мог бы снести нападение врага или угасить воз­жжение естества, если бы не ограждала человеческую немощь Божия благодать. Вот это Божественное домостроительство на нас и исполнилось. А потому обратимся к Богу с общей молит­вой, чтобы Он отвел ту скорбь, которую попустил тебе. «Ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает и Его же руки врачуют» (Иов 5. 18). «Он умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1 Цар 2. 6).

Сказав это, он помолился и тотчас избавил старца от брани. Напоследок же он советовал ему просить у Бога дать ему «язык мудрых», чтобы он «мог словом подкреплять изнемогающего» (Ис.50,4).

Из этого, — продолжил авва Моисеи, — можно видеть, что нет другого твердого пути спасения, кроме того, чтобы испо­ведовать свои помыслы опытным Отцам. От них нужно полу­чать наставление в добродетели и не вверяться своей воле и сво­ему суждению. Но если иногда и встречается старец или кто дру­гой простодушный и неискусный — это вовсе не значит, что надо скрывать свои помыслы от искушенных Отцов и не говорить им. Не стоит из-за нескольких неопытных людей терять доверие ко всем и всех избегать. Как и с телесным врачом, сперва нужно удостовериться, сведущий ли он, а потом уж показывать ему душевные раны. И не отказываться от лекарств, а принимать их с благодарностью, даже когда это больно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: