Дизартрия – нарушение произношения из-за нарушения иннервации речевого аппарата в результате поражения нервной системы. Подвижность органов речи (мягкого неба, языка, губ) ограничена, поэтому затруднена артикуляция.
В детском возрасте дизартрия приводит к нарушению произнесения слов и к нарушению чтения и письма, иногда к общему недоразвитию речи.
Ринолалия – дефект звукопроизношения, вид органической дислалии, который образуется в результате излишнего или недостаточного резонирования в носовой полости.
В медицине – синдром гнусавости – изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков из-за нарушения резонаторной функции носовой полости.
Логопеды считают, что при ринолалии резонирование в носовой полости нарушается от неправильного направления голосовыдыхательной струи из-за органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого неба, расстройств мягкого неба. Различают открытую, закрытую и смешанную ринолалию.
Заключение психолого-медико-педагогической комиссии об общем недоразвитии речи может иметь как пятилетний дошкольник, так и старший школьник. Обращаем внимание на подгруппы младших школьников с ОНР:
|
|
1. Учащиеся с легкой формой речевого недоразвития по всем психолого-педагогическим параметрам приближены к нормативно развивающимся сверстникам. Необходимые учебные компетенции формируются у них вовремя, благодаря чему эти дети могут быть успешными в обучении.
2. Учащиеся с выраженным недоразвитием речи или ее нарушением составляют группу детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР), которые обуславливают развитие их эмоционально-волевой, моторной, познавательной и личностной сфер.
Тяжелые нарушения речи (алалия, афазия, сложные формы дизартрии) отрицательно влияют на развитие всех компонентов психики ребенка, в том числе интеллекта, так как речь и мышление взаимосвязаны. В целом уровень сформированности психических функций таких школьников заметно ниже возрастной нормы.
Среди младших школьников с речевыми нарушениями большой процент составляют дети с заиканием – специфическим нарушением темпо-ритмической организации речи, которое проявляется в запинках судорожного характера – тонических, клонических и смешанных.