Служебно-техническая территория (СТТ) аэропорта предназначена: для размещения на ней зданий, сооружений и транспортных путей, необходимых для выполнения технологических процессов обслуживания пассажиров, переработки грузов и почты, технического обслуживания воздушных судов, удовлетворения - хозяйственно-бытовых нужд аэропорта и размещения административного персонала.
Структура генплана СТТ определяется расположение летных полос аэродрома, подъезда со стороны города, конфигураций зданий и сооружений, схемой внутрипортовых, дорог, проездов, площадей и особенностями естественных условий участка.
|
|
СТТ располагают непосредственно у границ аэродрома со стороны основных коммуникаций, обеспечивая минимальные пути руления воздушных судов/передвижения пассажиров, рациональное использование отводимых земель, сокращение протяженности инженерных коммуникаций, компактность застройки, применение максимально возможной блокировки зданий и сооружений; снижение эксплуатационных и строительных расходов по зданиям и сооружениям. Для размещения на территории СТТ зданий и сооружений и обеспечения их эффективного функционирования предусматривают их технологическое зонирование с учетом специализации и кооперирования, технологических и транспортных связей между зданиями и сооружениями, безопасного маневрирования воздушных судов, движения спецавтотранспорта, средств механизации и т.п.
Планировка сети внутрипортовых дорог должна обеспечивать кратчайшую и удобную связь между всеми зданиями,- вооружениями и объектами аэропорта. Категорию подъездной дорога к аэропортам принимают в зависимости от наибольшей часовой и суточной интенсивности движения автотранспорта с учетом перспективного развития аэропорта. Подъездные железнодорожные пути, как правило, предназначены для доставки строительных материалов и оборудования в период строительства, а также горюче-смазочных (при отсутствии трубопроводного транспорта) и эксплуатационных материалов. В аэропортах I – II классов могут быть использованы подъездные железнодорожные пути.
|
|
СТТ располагают непосредственно у границы аэродрома со стороны главной подъездной "автомобильной дороги (а также железной дороги) с учетом использования существующих инженерных сетей (водо-, тепло-, энерго- и газоснабжения) и системы культурно-бытового обслуживания ближайших населенных пунктов.
Плотность застройки СТТ оценивают соотношением:
Sстт = Sз / Sо
где Sз – площадь застройки, включающая площадь зданий и сооружений всех видов, открытых. стоянок автомашин и механизмов, складов и навесов;
Sо - общая площадь СТТ
Плотность застрой СТТдолжна быт не ниже 45%. Примерные размеры площадей земельного участка СТТ составляют по классам аэропортов: I класс -66 га, II класс-г 56 га, III класс-36 га. В эту площадь не входят участки СТТ, покрытые сохраняемым лесом.
Из условия пожарной безопасности минимальное расстояние между зданиями и сооружениями следует - принимать в зависимости от степени их огнестойкости и не менее 20 м.
СТТ включает в себя следующие комплексы зданий и сооружений:
ü здания и сооружения пассажирско - грузового назначения;
ü здания и сооружения для технического обслуживания воздушных судов (авиационно-техническая база);
ü здания и сооружения вспомогательного назначения.
Строительную площадь и объем зданий и сооружений пассажирско- грузового и др. назначения определяют, исходя из пропускной способности этих сооружений, интенсивности движения воздушных судов в сутки с учетом фактора неравномерности перевозки пассажиров и грузов, базирующего парка ВС. С этой целью осуществляют прогноз объемов перевозок пассажиров и грузов в расчетный час, сутки и за год в целом для установления класса аэропорта.
Аэровокзальный комплекс
Аэровокзальный комплекс, предназначенный для обслуживания авиапассажиров, включает аэровокзал, привокзальную площадь и примыкающую к зданию аэровокзала часть перрона (как правило, ближние МС).
Основным производственно-технологическим показателем аэровокзального комплекса является пропускная способность, определяемая числом пассажиров всех категорий, которое может быть обслужено комплексом в течение часа. Пропускная способностьаэровокзального комплекса определяется пропускной способностью аэровокзала, как «гнойного элемента. Пропускной способности аэровокзала должна соответствовать основные, элементы пассажирского комплекса - перрон и привокзальная площадь.
|
|
Аэровокзалы в зависимости от пропускной способности подразделяются на следующие группы:
ü крупные - свыше 2000 пас/ч;
ü большие - от 1000 до 2000 пас/ч;
ü средние - от 400 до 1000 пас/ч; -малые - до 40Опас/ч.
При эксплуатации в аэропорту нескольких аэровокзальных терминалов предусматривается их специализация по, видам обслуживания (отправление, прибытие), направлениям полетов, типам и пассажиро-вместимости воздушных судов, международным и внутренним линиям с учетов: принятых методов обслуживания пассажиров.
Обслуживание пассажиров международных и внутренних авиалиний в одном здании аэровокзала предусматривается в раздельных специальных зонах.
Комплекс аэровокзальных помещений включает различные зоны обслуживания зоны проведения административных формальностей пограничного,таможенного, иммиграционного, ветеринарного, санитарно-карантинного, фитосанитарного контроля и внутренних дел, авиационной безопасности зоны по наземному обеспечению авиаперевозок, а также административно-бытовые помещения и помещения дополнительного обслуживания, связанные с деятельностью указанных органов, служб и иных отделов аэровокзала.
|
|
В аэровокзале предусматривается технология обслуживания разных категорий пассажиров и обработки багажа, обеспечивающая минимально возможные затраты времени на все технологические операции, четкое разделение потоков пассажиров, выделение зон обслуживания пассажиров, а также информирование о путях движения и назначения отдельных зон и помещений, безопасность пассажиров при нахождении в аэровокзале. При проектировании аэровокзалов предусматривается принцип единства технологических и планировочных решений.
Грузовой Комплекс
Здания и сооружения для обслуживания грузовых перевозок, составляющие грузовой комплекс, предназначены для обработки, хранения, экспедиционного, пограничного и таможенного обслуживания грузов, прибывающих и отправляемых из аэропорта.
Грузовые комплексы в зависимости от величины суточного грузооборота подразделяются на группы:
ü I группа- от300до400т/сут,
ü II группа - от 150до300т/сут,
ü III группа - 70до 150т/сут,
ü IVгруппа - от 30 до70т/суг,
ü V группа - 30 т/сут.
Основными расчетными характеристиками, определяющими технологию, объемно-планировочные и технико-экономические показатели грузового комплекса, являются:
1. процентное соотношение грузов, перевозимых пассажирскими и грузовыми самолетами, а также процент контейнеризированных грузов в общем грузообороте;
2. суточные и часовые объемы грузовых потоков со стороны города и перрона;
3. соотношение основных категорий грузов в общем грузообороте грузового комплекса;
4. продолжительность хранения различных категорий грузов;
5. режим работы грузового комплекса.
Процентное соотношение грузов, перевозимых пассажирскими и грузовыми воздушными судами, а также процент контейнеризированных грузов в общем грузообороте определяется грузовместимостью и интенсивностью движения воздушных судов, а также видами отправок: россыпью, на поддонах, в контейнерах.
Расчетные суточные, объемы грузовых потоков определяют в зависимости от годового объема грузовых перевозок, прогнозируемого на определенный период лет с момента ввода проектируемого комплекса в эксплуатацию, коэффициентов суточной неравномерности, принимаемых на основании анализа фактических, данных за ряд лет аналогичных аэропортов. Расчетная вместимость (количество единовременно хранимого груза) грузового комплекса, (отдельных зон, помещений) определяется суточным грузооборотом и продолжительностью хранения грузов.
В составе грузовых комплексов предусматривают:
ü стеллажный склад с зоной комплектации и раскомплектации контейнеров (при наличии контейнеризированного груза), а также при необходимости санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля;
ü склад временного хранения (при международных перевозках грузов) с зонами таможенного, пограничного, ветеринарного и иных видов контроля;
ü склад опасных грузов (при организации их временного хранения);
ü административно-служебные помещения;
ü грузовой перрон;
ü грузовой двор;
ü блок вспомогательных помещений и специальных хранилищ;
ü крытые площадки и рамы для тяжеловесных и длинномерных грузов;
ü контрольно-пропускные пункты грузового перрона и двора;
ü ограждения грузового комплекса;
ü насосная станция пожаротушения и оборотного водоснабжения; -трансформаторная подстанция и очистные сооружения;
При перевозке, грузов россыпью технологический процесс состоит го следующих операций:
ü доставка, грузов в аэропорт транспортно-экспедиционными предприятиями, отправителями или собственным транспортом аэропорта;
ü оформление накладной отправителя;
ü разгрузка грузов с транспортных средств;
ü взвешивание, маркировка и оформление грузовой накладной;
ü складирование, хранение с материальной ответственностью;
ü подборка документации и грузов на рейс и транспортировка с мест хранения в зону комплектования загрузки на рейс;
ü перегрузка на транспортные средства;
ü транспортировка от склада к месту стоянки воздушного судна;
ü погрузка грузов в воздушное судно с передачей, материальной ответственности;
ü швартовка грузов.
При перевозке грузов, в контейнерах и на поддонах технологический процесс наземной обработки грузов состоит из следующих операций:
ü подборка документации и грузов на рейс и транспортировка с мест хранения в зону комплектования контейнеров (поддонов);
ü комплектование контейнеров (поддонов) с их пломбировкой и оформление документации на них;
ü материально ответственное хранение скомплектованных контейнеров (поддонов) в рольганговых стеллажах или на грузовой рампе;
ü формирование загрузки на рейс;
ü перегрузка контейнеров (поддонов) на транспортные средства;
ü транспортировка контейнеров (поддонов) со склада к месту стоянки воздушных судов;
ü погрузка контейнеров (поддонов) в воздушное судно с передачей материальной ответственности;
ü швартовка контейнеров (поддонов).
В грузовых комплексах, имеющих значительный объем контейнерных перевозок, для стоянки грузовых воздушных судов, как правило, должны быть предусмотрены грузовые перроны, примыкающие к основному зданию грузового комплекса.
Авиационно-техническая база
Авиационно-техническая база (АТБ) предназначена для осуществления технического обслуживания и ремонта ВС. Она включает следующий комплекс зданий, сооружений и устройств:
ü ангар для технического обслуживания ВС;
ü производственное здание;
ü ангарная секция для мойки ВС;
ü здание лабораторий;
ü здание технических бригад;
ü площадку для мойки ВС с сооружениями оборотного водоснабжения и нейтрализации загрязняющих стоков;
ü площадку для удаления наземного обледенения;
ü предангарную площадку,
ü площадку для размещения емкостей слива ГСМ.
Авиационно-технические базы подразделяются на 5 групп в зависимости от годового объема работ в нормо-часах.
Годовой объем работ рассчитывают, исходя из суммарной трудоемкости работ:
1. по оперативному и периодическому техническому обслуживанию, текущему ремонту, ремонтно- восстановительным работам и доработкам конструкции базирующихся в аэропорту ВС;
2. работ по расшифровке Полетной информации;
3. работ по ремонту технологического оборудования и оснастки и работ по оперативному техническому обслуживанию транзитных ВС.
Продолжительность выполнения оперативного технического обслуживания ВС на перроне зависит от класса ВС и классификации рейса.
Продолжительность периодического технического обслуживания ВС зависит от его класса и времени налета.
Число мест стоянки ВС в ангаре рассчитывают как соотношение количества базирующихся ВС данного типа и годовой пропускной способности одного ангарного места.