«ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА»
Цель: повышение правовой культуры педагогов по защите прав ребёнка,
формирование в обществе нетерпимого отношения ка различным проявлениям насилия по отношению к детям, создание условий по профилактике насилия и жестокости, направленных против детей.
Задачи:
1.Изучить различные взгляды на проблему насилия в жизни ребенка.
2.Исследовать факторы, влияющие на возникновение семейного насилия.
3.Разработать алгоритм и приемы работы с детьми, пережившими любые формы насилия.
Материалы и оборудование:
1. Компьютер.
2. Презентация.
3. Анкеты для педагогов.
4. Анкета для детей.
5. Анкета для родителей.
4. Заготовки «Мифы» и «Факты», «Ситуации».
5. Электронный вариант методических материалов для педагогов.
План:
1.Теоретическая часть- актуальность проблемы насилия в жизни ребенка.
1.1. Анкетирование педагогов по проблемам насилия над детьми и степени их
осведомленности в вопросах злоупотреблений в отношении детей.
1.2. Статистика проявлений жестокости в отношении детей.
|
|
2. Исследование проявлений жестокости в отношениях взрослых с детьми.
2.1. Диагностика взаимоотношений детей и родителей в семье (по результатам анкетирования классного коллектива).
2.2. Факторы, способствующие школьному и семейному насилию.
3.Теоретическая часть – классификация форм жестокого обращения с детьми. Факты.
4. Упражнение – ролевая игра «Мифы наказания»
5.Теоретическая часть – правовая защита ребенка от насилия и жестокого обращения ( cитуации ).
6. Алгоритм действий педагога при выявлении жестокого обращения с детьми.
7. Информационный стенд «Телефон доверия».
Актуальность проблемы насилия в жизни ребенка.
Уважаемые педагоги, здравствуйте! Наша встреча с вами пройдет в виде консультации-тренинга. Я сегодня хочу остановиться на рассмотрении важной проблемы насилия и жестокости по отношению к детям.Для выяснения степени её актуальности в настоящее время Вы отвечали на вопросы анкеты. (Приложение).
1.1. Анализ анкет для педагогов.
1.2. Статистика проявлений жестокости в отношении детей.
Жестокое обращение с детьми - это одна из основных опасностей для благополучия общества, которая вызывает все большую озабоченность. Дети, безусловно, являются наиболее незащищенной категорией населения, когда речь идет о насилии и жестоком обращении.
Как показывает статистика, ежегодно в России более 100 тысяч детей подвергаются насилию, около 30 тысяч погибают от жестокого обращения.
В результате жестокого обращения, сексуального насилия, полученных травм в образовательных учреждениях, дома из-за того, что родители не достаточно контролируют своих детей за два последних года погибло более 250 детей в ДТП, от суицидов.
|
|
2. Исследование проявлений жестокости взрослых в отношении детей.
Практическая деятельность и опыт работы позволяет нам рассмотреть данную проблему как объект педагогического внимания. Под жестоким обращением в отношении детей понимают любое поведение взрослых, которое нарушает права ребёнка. При всём многообразии взаимоотношений детей со взрослыми зачастую в роли насильника выступают близкие –
родители, учителя, соседи, родственники, либо другие люди, более сильные по сравнению с жертвой.
Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожает его физической жизни, оно несет с собой тяжкие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам,
снижению самооценки, становится дополнительным источником межличностных конфликтов и т.д.
2.1. Диагностика взаимоотношений детей и родителей в семье (анализ анкетирования классного коллектива).
Для выявления взаимоотношений детей и родителей можно использовать анкетирование детей и родителей.
Анкета для детей
1. «Когда ты не слушаешься родителей, они чаще всего»:
- кричат на тебя – да, нет
- пытаются уговорить убедить – да, нет
- обижаются и ждут твоей реакции – да, нет
- дают подзатыльник – да, нет
- не обращают на тебя внимания – да, нет
- пугают избиением, ремнем - да, нет
- могут ударить, избить – да, нет
- пытаются объяснить, что ты не прав – да, нет
- другое – что именно?
2. По твоему мнению, могут ли родители, находясь в стрессовом состоянии, проявить агрессию («разрядиться») на тебе:
- часто; - иногда; - никогда; - затрудняюсь ответить.
3. Какие причины, по твоему мнению, наиболее часто вызывают гнев родителей: - когда ты огорчаешь родителей; - ссора родителей между собой; - когда ты чего-нибудь просишь, требуешь;
- стремление родителей воспитать тебя как ребенка; - желание убедить в своей точке зрения; - не можешь объяснить.
4. Как часто появляется у родителей желание похвалить тебя, обнять, поцеловать: - часто; - редко; - никогда; - затрудняюсь ответить.
5. При тяжелых провинностях вид наказания выбирает:- мать; - отец.
Анкета для родителей
1. Наказываете ли Вы своего ребенка?
- не наказываю вообще; - наказываю редко; - наказываю часто; - наказываю иногда.
2. За что Вы чаще всего наказываете своего ребенка?
- плохие оценки;
- за непослушание;
- за позднее возвращение домой;
- за враньё;
- за все, что ни лень;
- не наказываю вообще или редко;
- другое (указать).
3. Кто чаще наказывает? - мать - отец
4. Хвалите ли Вы своего ребенка?
- часто; - редко; - иногда; - никогда.
«Психологическая зарядка»
Уважаемые педагоги, многие из вас являются родителями.
Предлагается вам выполнить упражнение: если вы согласны с данными высказываниями, совершите действия:
- если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” – похлопайте в ладоши;
- если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа;
- если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь;
- если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом;
- бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – топните ногой,
- если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых – улыбнитесь;
- если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.