- Плохой микроклимат в учительском коллективе.
- Равнодушное и безучастное отношение педагогов.
- Низкая успеваемость ученика.
- Неполные семьи, где воспитанием занимается родитель-одиночка.
- Авторитарный и властный стиль воспитания в семье. Дети в таких семьях зачастую «задавлены», и школа является тем самым каналом, где они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.
- Недееспособные семьи, где родители злоупотребляют спиртным, не работают и т. п.
- Частые конфликтные ситуации в семье. Дети из семей, где «практикуется» насилие, воспринимают насильственные ситуации иначе. Часто на насильственную коммуникацию они реагируют как на нормальное явление.
- Родители, допускающие жестокость в отношении своего ребенка, разрушают ожидание любви, доверия и заботы, что приводит к серьезным нарушениям процесса развития детей.
3.Классификация форм жестокого обращения с детьми
Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей:
- психологическое;
- пренебрежение основными потребностями ребенка;
|
|
- физическое;
- сексуальное.
Психологическое (эмоциональное) насилие – это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации. Выделяют следующие формы психологического насилия: отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация, развращение.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение ребенку побоев, травм,
повреждений, вследствие чего страдают его физическое и психическое здоровье и развитие, в особо тяжких случаях наступает летальный исход.
Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует: их расположение на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, в области половых органов, на щеках и
т.д.; очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены: пряжка ремня, шнур, палка, отпечатки пальцев; следы избиения множественные, наряду со свежими повреждениями имеются старые рубцы и шрамы.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.
4. Упражнение – ролевая игра «Мифы наказания»
Одной группе участников (на листах бумаги) предложить МИФЫ, а второй группе –
ФАКТЫ.
Мифы и факты по поводу насилия:
|
|
1. Миф: словесные и эмоциональные оскорбления не так плохи, как физические (телесные).
Факт: словесные и эмоциональные оскорбления, задевающие человеческие чувства, так же болезненны, как физические оскорбления. Они разрушают достоинство личности и могут привести к самоубийству.
2. Миф: Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях
Факт: Насилие в семье не ограничивается определенными социальными группами или слоями населения. Оно может присутствовать и в семьях с высоким уровнем образования и доходов.
3. Миф: Физические наказания могут пойти ребенку на пользу
Факт: Физические наказания оставляют в детях чувства страха и унижения и желание отомстить.
4. Миф: Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение
Факт: Дети, как и другие люди, могут заставлять взрослых испытывать недовольство, раздражение и даже сильный гнев. Но только взрослые ответственны за то, какие способы – они выбирают для выражения своего гнева.
5. Миф: однажды подвергшийся насилию человек – навсегда жертва.
Факт: пройдя консультирование у специалистов, человек возвращается, как правило, к нормальной жизни, если цикл насилия разорван, и человек больше не находится в ситуации насилия и опасности.
6. Миф: женщина не уходит от агрессивного мужа потому, что детям нужен отец.
Факт: без сомнения, в идеале дети нуждаются и в матери, и в отце. Однако дети, живущие в условиях насилия в семье, сами могут просить мать убежать от отца, чтобы спастись от насилия. Если она этого не делает, часто они начинают ненавидеть обе стороны: отца за жестокость, мать - за слабость. Спустя время, дети ожесточаются сами.
5.Правовая защита ребенка от насилия и жестокого обращения
В нашей стране действует достаточно документов по защите прав несовершеннолетних.
Меры по защите прав ребенка значительно расширились в связи с принятием новых документов.
Новый Закон дает детям, признанным потерпевшими, гарантию бесплатной юридической и обязательной психологической помощи. А всегда ли прав учитель? Зачастую дети подвергаются непосредственному насилию, как со стороны сверстников, старшеклассников, так и со стороны педагогов.
Уважаемые педагоги, для обсуждения я предлагаю вам несколько ситуаций:
- Ситуация №1: Что я буду делать, если во время уроков один из учеников, начинает без повода хамить и огрызаться в разговоре со мной…
- Использует ли ребёнок в этой ситуации защитную реакцию, если “Да”, то какую?
- Ситуация №2: Ученик во время урока занимается посторонними делами. Я пытаюсь спокойно объяснить, что этот материал труден для самостоятельного обучения, но ребёнок не слышит меня. И тогда я…….
- Использует ли ребёнок в этой ситуации защитную реакцию, если “Да”, то какую?
- Ситуация №3: Что я буду делать, если во время перемены двое из обучающихся начали
бить друг друга. Тогда я….
- Использует ли ребёнок в этой ситуации защитную реакцию, если “Да”, то какую?
6. Алгоритм действий педагога при выявлении
жестокого обращения с детьми.
Вашему вниманию предлагается алгоритм действий педагога при выявлении жестокого обращения по отношению к ребенку:
1. Отнеситесь к ребенку серьезно. Попытайтесь оставаться спокойными. Успокойте и поддержите ребенка
2. Проведите индивидуальную беседу, постарайтесь получить дополнительную информацию для установления фактов совершения насильственных действий с ребёнком
(совместно с психологом):
3. По установленным фактам физического и/или сексуального насилия в семье педагог по закону в обязательном порядке должен проинформировать правоохранительные органы.
4. Необходимо разработать план действий по выводу ребёнка из кризисной ситуации. При необходимости подключить других специалистов социально-психологической службы. Исходя из степени тяжести ситуации, педагог может:
|
|
- вынести родителям предупреждение;
- организовать совет профилактики, с присутствием родителей;
- написать представление в КДНиЗП или в полицию.
5. При злостном уклонении родителей от обязанностей по воспитанию ребёнка педагог имеет право собрать необходимые документы (характеристику ребёнка, акт жилищно-бытовых условий, докладные и др.) и направить в отдел опеки и попечительства для решения вопроса о лишении родительских прав.
Приложение 6.