Скажите группе, что согласно современной концепции развития человека, взрослея, человек проходит последовательность определенных стадий, ни одна из которых не может быть пропущена.
Эти стадии логически связаны друг с другом, и каждая предыдущая служит базой для формирования последующей. Наглядной иллюстрацией неблагополучного развития может послужить образ (метафора) кирпичной стены, в которой в разных местах выбиты кирпичи. Что произойдет с участками стены, расположенными над поврежденными кирпичами? Разумеется, они провалятся и заполнят поврежденное место. Верх стены окажется неровным — какие-то участки будут выше, какие-то ниже.
То же самое происходит с развитием ребенка. Если сравнить стену с процессом развития, то поврежденные участки стены будут соответствовать периодам, в которые жизнь ребенка складывалась неблагополучно. Это приводит к диспропорции в формировании тех сфер,
становление которых в норме происходит равномерно.
Это означает, что в норме 6-летний ребенок физически, социально, интеллектуально и эмоционально находится на уровне 6 лет развития. Если представить все эти сферы в виде «пазла» (сборной картинки), то на всех кусочках будет написано: «6 лет». У детей с неблагополучным развитием жизненный опыт приводит к тому, что в некоторых сферах их развитие соответствует возрасту, в других — опережает, а в-третьих — значительно отстает от нормы, т. е. из целостного становится «мозаичным».
|
|
Условно можно выделить пять сфер развития ребёнка:
1. физическое развитие и внешность
2. поведение и социальные навыки
3. интеллект и образование
4. эмоции и чувства
5. сексуальное развитие.
Обратите внимание участников на плакат «Сферы развития ребёнка».
Если представить себе развитие как стену, то возраст ребенка — высота «стены», а «кирпичи» — жизненные события.
Условно вертикальными линиями «стену» можно поделить на следующие сферы:
Негативные жизненные события образуют пустоты в стене. При этом легко понять, что «выпадение» «кирпича» в одной сфере может привести к нарушениям в других сферах. Чемтяжелее жизненная травма и чем раньше она произошла, тем большее количество сфер она заденети разрушит.
По степени тяжести травмирующее обращение с ребенком делится на 4 уровня — по возрастающей: пренебрежение интересами ребенка, эмоциональное отвержение, физическоенасилие, сексуальное насилие (эти уровни будут подробнее рассмотрены на следующих занятиях). Так, например, ребенок, которым пренебрегают, выглядит неухоженным и может отставатьв знаниях от сверстников, но, попав в благоприятную обстановку, быстро «догоняет» ровесников.
|
|
Ребенок, систематически страдающий от жестокого обращения, не только отстает в физическомразвитии и плохо выглядит, но и имеет интеллектуальные проблемы в связи с постояннымстрессом; боль и страх озлобляют его и заставляют чувствовать себя несчастным, а поведение егостановится неуправляемым. Чтобы ему помочь, потребуется много времени, сил и терпения состороны взрослых.
Наконец, результатом сексуального насилия станут чрезмерная опытность в сфере сексуальных отношений, глубокие нарушения в эмоциональной сфере, торможение в интеллектуальном развитии, изменения во внешности (раннее созревание либо значительноеотставание от возраста) и в поведении. Такому ребенку требуются не только любовь и поддержкасо стороны заботящихся взрослых, но и помощь специалистов — врачей, психологов.
Если причиной задержки в развитии стало определенное травмирующее событие, то возраст, на который выглядит такой ребенок, является «адресным»: вероятнее всего, травмапроизошла в этот период, и ребенок внешне и внутренне как бы «застрял» в нем.
Работа с травмойи изменение жизненных условий позволяют ребенку нагнать свой возраст. Изменения к лучшему в образовании детей происходят медленно, а роль педагогической иродительской поддержки — определяющая. При этом целью должна быть реализация потенциаладанного ребенка — с учетом его реальных обстоятельств.
Тактика
1. постепенность и последовательность;
2. отмечать любое продвижение к лучшему;
3. хвалить не за результат, а за усилия;
4. сравнивать достижения ребенка не с успехами других и не с идеальными нормами, а сначальным уровнем его самого;
5. стремиться сохранять отношения с ребенком, не превращая требовательность в противостояние.
1.4. Как проявляются травмы прошлого. Упражнение в группе.
Цели:
- показать, что проблема или травма прошлого может проявляться в поведении и реакциях ребенка непонятным, неожиданным образом;
- показать, какие чувства может испытывать взрослый, сталкиваясь с таким поведением.
- Пригласите из числа участников три пары добровольцев. В каждой из пар один участник — «ребенок», другой — «воспитатель / родитель»
- По очереди отводите «детей» в сторону и так, чтобы никто не слышал, дайте им установку, как вести себя во время упражнения. Первому: «У тебя в кулаках зажато нечто очень важное, очень ценное, а может, наоборот, постыдное, что ты никому и никогда не хочешь показывать. Что бы ни происходило, не разжимай кулаков. Для тебя это важнее всего остального».
Второму: «Когда-то в твоей жизни случилось что-то страшное, ужасное, что связано для тебя сословом "три". Если услышишь это слово — значит, тебе грозит опасность, нужно скорее сесть напол и закрыть голову руками». Третьему: «Не позволяй никому прикасаться к тебе и дажепротягивать руки. Ты знаешь, что ничем хорошим это не кончится, поэтому при первой жепопытке отбей охоту продолжать: оттолкни, обругай».
- Пригласить в круг первого «родителя» и первого «ребенка» и дайте «родителю» задание: «Попросите ребенка похлопать в ладоши, покажите ему, как это здорово, похлопайте вместе!».
Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в тот момент, когданедоумение или раздражение «родителя» будет максимальным.
- Пригласите в круг второго «родителя» и второго «ребенка» и дайте «родителю» задание: «Научите ребенка считать до пяти».
- Пригласите в круг третьего «родителя» и третьего «ребенка» и дайте «родителю» задание: «Ваш ребенок собрался гулять, вы мирно с ним о чем-то болтаете и вдруг заметили, что оннеаккуратно повязал шарф, все горло открыто. Поправьте шарф». Дайте участникам некотороевремя на развитие событий и остановите игру в том момент, когда недоумение или раздражение «воспитателя» будет максимальным.
|
|
- Попросите «родителей» поделиться своими чувствами. Что они испытывали, когда пытались поиграть с ребенком, научить его чему-то, проявить заботу, а получили неадекватнуюреакцию?
- Спросите остальных участников группы: что, по их мнению, происходило? Почему детитак странно вели себя?
- Предложите «детям» рассказать, какие установки ими были получены. Попросите ихрассказать о чувствах, которые они испытывали, когда «воспитатели» проявляли непонимание инастойчивость.
- Предложите группе обсудить вопрос: «В наших ситуациях попытка "родителей" помочьдетям, сделать для них что-то хорошее потерпела фиаско. Можно ли сказать, что кто-то изучастников — "воспитатель" или "ребенок" — в этом виноват? Что является истиннойпричиной?».
Обсуждение в большой группе. Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем-то помогут справитьсяспециалисты, что-то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив поддержку. Важно помнить, что, каковы бы ни были обстоятельства, любой ребенок внутреннее стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательноиспользует эту возможность для преодоления своих проблем.