Рис. 12. рН-грамма пищевода больного ГЭРБ

 

Суточное pH-мониторирование также даёт возможность осуществлять подбор лекарственных препаратов и контроль проводимой терапии.

При подозрении на нарушение моторики пищевода, а также для выявления причин дисфагии применяют контрастную рентгенографию с барием. В норме контуры тени пищевода всегда ровные, после прохождения бариевой взвеси обычно дифференцируются три-четыре продольные складки. С помощью рентгенологического метода можно определить локализацию НПС относительно диафрагмы, выявить грыжу пищеводного отверстия диафрагмы, эрозии, язвы пищевода.

Профилизация знаний

Педиатрия и гериатрия. Специалисту по семейной медицине необходимы знания об особенностях функционирования отделов пищеварения в различные периоды онтогенеза. После рождения основным типом питания является лактотрофный. Молочное вскармливание обеспечивает растущий организм ребенка необходимым пластическим и энергетическим материалом. С молоком матери поступают витамины, ферменты, минеральные вещества, множество защитных факторов. С 5-6-го месяца к материнскому молоку добавляется прикорм. Процессы последовательного перехода от одного типа питания к другому определяются этапностью формирования системы пищеварения и механизмов её регуляции.

Акт сосания формируется у ребенка сразу после рождения, в отличие от взрослого новорожденный не может жевать. Полностью сформированными этапы жевания и образования пищевого комка становятся к 3-х летнему возрасту. Слюна новорожденного служит главным образом для создания герметичности между соском и губами при сосании. Ферментативная активность слюны невелика и повышается в течение первых двух лет, так, например, амилаза слюны новорожденного составляет примерно 1/3 активности амилазы взрослых. Ведущее значение для регуляции слюноотделения играют рефлексы с рецепторов языка и слизистой оболочки рта. Условный слюноотделительный рефлекс формируется в течение первого года жизни ребенка.

При старении наблюдаются трофические изменения в полости рта. Уменьшается объем слюнных желез и продукция слюны, что приводит к появлению сухости во рту, трещин на губах и языке. Снижается активность амилазы. Вследствие атрофии сосочков языка уменьшается вкусовая чувствительность, особенно к сладкому. При старении развивается гипотрофия костей лицевого черепа (нарушается прикус), снижается сократимость мимической и жевательной мускулатуры. Зубы имеют различную степень стертости, их количество уменьшается. Все это приводит к ухудшению откусывания и жевания пищи. Возникает затруднение глотания как результат возрастных изменений ствола мозга, удлинения и некоторого искривления пищевода, атрофии глотательной мускулатуры и секреторного эпителия. Снижение тонуса пищеводного сфинктера может приводить к рефлюксу.

Стоматология. Одной из важнейших проблем практической стоматологии остается восстановление зубочелюстного аппарата, предназначенного для измельчения пищи и подготовки к ее дальнейшему перевариванию. Знание физиологических механизмов формирования пищевого комка необходимо для выработки тактики стоматолога в процессе восстановления нарушенных функций ротовой полости. Патологические процессы, развивающиеся в полости рта, могут способствовать возникновению некоторых заболеваний внутренних органов, вызывать различные осложнения. Так, патологическая подвижность и потеря зубов приводят к неполноценной обработке пищи в полости рта, что в первую очередь отражается на состоянии моторной и секреторной деятельности желудка и кишечника. С другой стороны специалист-стоматолог должен помнить, что патологические процессы, развившиеся в различных отделах пищеварительного тракта, в свою очередь, могут отражаться на состоянии слизистой полости рта. Эта взаимосвязь осуществляется посредством анатомических, физиологических, гуморальных связей различных органов пищеварительной системы и её начального отдела – полости рта.

Фармакология. Врачу необходимо помнить, что ряд лекарственных веществ обладают побочным эффектом, проявляющемся в изменении секреции слюнных желез. Так, при назначении неизбирательных М-холинолитиков (атропин и его аналоги) за счет уменьшения секреции слюны может наблюдаться сухость во рту.



Практическая часть

Задание 1. В виде схемы представитьфункциональную систему пищевого поведения (контур регуляции концентрации питательных веществ во внутренней среде организма)

 

Задание 2. Составить «вкусовую карту языка»

1. На контуре языка отметить зоны вкусовой чувствительности (для сладкого, кислого, соленого, горького).

2. Охарактеризовать современные взгляды на формирование вкусовых ощущений.

 

Задание 3. Изобразить структуру вкусовой и обонятельной сенсорных систем и описать их роль для процессов пищеварения

Задание 4. Исследование ферментативных свойств слюны

Материал и оборудование: пробирки, 1% растворы вареного и сырого крахмала, 0,5% раствор HCI, раствор йода, водяная баня, слюна человека.

Ход работы:

1. Пять пробирок заполнить по схеме:

№ п/п Слюна человека Кипяченая слюна 0,5 % р-р HCl 1 % сырой крахмал 1% вареный крахмал Проба с йодом
1. 1 мл - - 0,5 мл -  
2. 1 мл - - - 0,5 мл  
3. 1 мл - - - 0,5 мл  
4. 1 мл - 0,25 мл - 0,5 мл  
5. - 1 мл - - 0,5 мл  

2. Все пробирки, кроме № 3, поставить в водяную баню +37ºС на 30 минут; пробирку № 3 – на холод на то же время.

3. После инкубации во все пробирки добавить по 2 капли раствора йода. По окраске с йодом определить степень расщепления крахмала. При добавлении спиртового раствора йода к жидкости, которая содержит крахмал, последняя приобретает сине-фиолетовую окраску, продукты гидролиза – декстрины – дают красноватую окраску.

4. Записать результаты.

5. Сделать выводы, отметив условия, при которых осуществляется гидролиз углеводов.

Задание 5. Изучение субстратной специфичности амилазы слюны (вирт. лаб. работа–см.программу «Виртуальная физиология» на DVD)

1. Амилазу смешивают с тремя видами углеводов разной структуры: крахмалом, сахарозой, целлюлозой. Для выявления гидролиза субстратов используют реакцию Троммера – красный цвет в пробирке указывает на расщепление субстрата.

Углевод Фермент Реакция
сахароза α-амилаза  
крахмал α-амилаза  
целлюлоза α-амилаза  

2. Сделать выводы о субстратной специфичности амилазы слюны.

 

Задание 6. Регистрация актов жевания и глотания (мастикациография)

Материал и оборудование: мастикациограф, кусочек хлеба, сухарики, конфеты.

Ход работы:

1. Зарегистрировать движения нижней челюсти во время жевания. Для этого наложить на нижнюю челюсть испытуемого манжету, после этого предложить последовательно разжевать и проглотить кусочек хлеба, сухарик и конфету.

2. Записать мастикациограммы.

3. Зарисовать полученные мастикациограммы, обозначить фазы жевания и глотания.

4. Сравнить их с эталонной мастикациограммой. Проанализировать амплитуду и продолжительность фаз мастикациограммы в зависимости от консистенции пищи.

5. Сделать выводы.

 

Задание 7. Ознакомиться с методом исследования моторной функции пищевода(манометрией)

1. Оценить данные манометрии пищевода при исследовании нижнего пищеводного сфинктера (НПС), исходя из представленных результатов анализа и данных таблицы.

Параметры
Давление покоя НПС 6-25 мм рт.ст. 47 мм рт.ст. 5 мм рт.ст.
в конце вдоха 40±13 мм рт.ст. 55 мм рт.ст. 25 мм рт.ст.
среднее 24±10 мм рт.ст. 40 мм рт.ст. 12 мм рт.ст.
в конце выдоха 15±11 мм рт.ст. 31 мм рт.ст. 3 мм рт.ст.
Длительность расслабления НПС 5-12 с 25 с 6 с
Расслабление НПС Более 90 % 65 % 95 %
Общая длина пищевода 20-40 мм 37 мм 25
Расположение НПС 38-48 см 40 см 41
Заключение Норма    

 

Задание 8. Решить задачи.

1. Во время сдачи экзамена у студента возникло ощущение сухости во рту. Опишите физиологический механизм этого явления.

2. Почему у человека состояние насыщения возникает сразу после или иногда во время приема пищи? Назовите этот вид насыщения. Объясните, почему внутривенное введение 20 мл 40% р-ра глюкозы подавляет “голодные” сокращения желудка.

3. Почему врачи-диетологи советуют людям с избыточным весом есть часто и небольшими порциями низкокалорийную теплую пищу? Назовите этот вид насыщения.

4. Объясните, в чем физиологический смысл пословицы “Когда я ем, я глух и нем”?

5. Что изменится в характере слюноотделения у человека при повреждении спинного мозга на уровне ThII-ThIV. Изобразите рефлекторную дугу этого слюноотделительного рефлекса. Каково влияние на слюнные железы раздражения симпатических и парасимпатических нервов, а также естественных гуморальных факторов?

6. При употреблении лимона выделяется значительное количество жидкой слюны. Какие структуры принимают участие в изменении слюноотделения соответственно виду раздражителя: условного, безусловного?

7. Какие рекомендации по диете вы дадите реконвалесценту (выздоравливающему), заболевание которого не было связано с поражением ЖКТ. Из анамнеза известно, что аппетит резко снижен. Дайте обоснование.

8. У пациента во время стоматологической манипуляции возникло сильное слюноотделение. Объясните почему?

9. Методом длительной рН-метрии пищевода у пациента диагностирован гастроэзофагеальный рефлюкс. Назовите его возможные причины?

10. Больной 62 лет жалуется на боль за грудиной, плохое прохождение твердой пищи, слюнотечение, за 2 месяца похудел на 15 кг. Аппетит сохранен. Гемоглобин – 86 г/л, реакция Грегерсена (проба на скрытую кровь в кале) положительная. На рентгенограмме пищевода определяется сужение в нижней и средней трети, дефекты наполнения. Какую патологию пищевода можно предположить, и какие дополнительные методы обследования помогут уточнить диагноз?  

11. Женщина 38 лет, во время еды внезапно закашлялась, схватилась руками за горло, посинела. Какое состояние можно предположить у больной и почему?

12. При воспалительных заболеваниях ротовой полости часто страдает процесс жевания. Сказывается ли это на аппетите? Как это отражается на процессе пищеварения?




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: