Речевая гимнастика – это более обобщенное и более точное понятие, которое дает нам понимать, что в речевую гимнастику входят упражнения для всех отделов периферического речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика – упражнения для органов артикуляционного аппарата (для губ, языка и нижней челюсти).
Упражнения для голосового аппарата, цель которых – нормализация голоса – фонопедические упражнения – специалист – фонопед.
Упражнения для нормализации воздушной струи называются дыхательной гимнастикой.
Но в логопедической практике так сложилось, что в артикуляционную гимнастику закладываются упражнения для всех 3 отделов органов артикуляционного аппарата.
В современной логопедической практике разработано и используется достаточно большое количество упражнений. Эти упражнения в разных логопедических пособиях могут называться по-разному и привязаны к разным речевым символам. Например, упражнение, «Лопатка» и предмет картинка лопата одинаково с «Испечем блин» и предметной картинкой блин.
Картинка и упражнения разрабатываются, чтобы дети ориентировались по названиям и картинкам. Логопед сам может придумывать. Цели, описания, методические требования должны быть научно обоснованы. Почему? Потому что основная цель речевой гимнастики – подготовить артикуляционный, дыхательный и голосовой аппарат к правильному произношению звуков родного языка.
Условия эффективности речевой гимнастики:
1. Регулярность (ежедневно);
2. Систематичность (параллельно и над артикуляционным, и голосовым, и дыхательным аппаратом);
3. Разумная дозировка по времени и по количеству упражнений (она определяется возрастом, степенью трудоспособности ребенка, мотивацией:
- Возраст (возраст +-1) когда ребенок усваивает, дополняем по 1 новому.
- Трудоспособность (невысокая, но имеет тенденцию к увеличению). Если ребенок устал или потерял интерес, через силу делать нет смысла, но организовать повышение мотивации – наша главная задача.
- Мотивация – повышается игровыми приемами. Если у ребенка интеллект первично сохранен, то он способен, то он способен понять, что правильно произносить звуки – его задача, и к школе он должен ее выполнить.
Очень большая ошибка практикующих логопедов в работе с дизартриками - посвящают минимальное количество времени артикуляционной гимнастике и переходят к постановке звука. В работе с дизартриками нужно проводить артикуляционную гимнастику и на этапе автоматизации уже поставленных звуков.
Речевая гимнастика – основная традиционная технология (методика) для нормализации артикуляционной моторики, голоса и речевой воздушной струи. Логопед должен владеть владеть в совершенстве методикой артикуляционной гимнастики, воспитатели должны освоить (в специальных группах), родители должны знать, как правильно должен делать ребенок.
Особую роль для эффективности речевой гимнастики играет оборудование. Обязательно проводится перед зеркалом, в условиях логопедического кабинета, в домашних условиях, в групповой комнате использовать настенное зеркало, и взрослый должен давать образец упражнений (через зеркало). Ребенок должен себя самостоятельно зрительно контролировать, взрослому тоже удобно контролировать через зеркало. В исключительных случаях можно пользоваться индивидуальным зеркалом.
Речевая гимнастика проводится строго индивидуально. Единственное, можно брать 2 детей – сажать по правую и левую руку (если им нужны одинаковые упражнения). Детям в условиях соревнования интересней заниматься.
Артикуляционные упражнения для формирования умений
Правильно произносить свистящие
Заборчик
Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.
Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук «и») Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания.
1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.
2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.
Испечем блин (лопаточка)
Цель: Удерживать широкий язык на нижней губе в спокойном положении.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10 повторить 5-10 раз.
Методические указания.
1. Следить за тем, чтобы губы были в улыбке.
2. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения мышц губ.
3. Следить за достаточно приоткрытым ртом.
4. Следить, чтобы язык лежал широким и спокойным как «блин».
5. Боковые края языка должны касаться углов рта.
6. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
7. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
8. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «наказать непослушный язык».
Почистим нижние зубки
Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая движение языком из стороны в сторону.
Методические указания.
1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
3. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, если она двигается, предлагаем ребенку держать ее руками.
Киска сердится
Цель. Формирование умения удерживать язык в положении необходимом для постановки звука [с].
Описание. Улыбнуться, открыть рот, передний край широкого языка приклеить за нижние зубы, удерживать в таком положении под счет от 1 до 10 5-10 раз.
Методические указания.
1. Следить, чтобы губы были в улыбке.
2. Следить, чтобы рот не закрывался.
3. Следить, чтобы приклеенный язык не вываливался вперед и находился в спокойном положении.