Насос – базовое упражнение

Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука «с». (Язык находится за нижними зубами, струя воздуха холодная.)

Описание. Предложить ребенку длительно произнести звук «с» (так, как свистит воздух, когда выходит из насоса). Обратите внимание на то, что при произнесение звука «с» язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.

Методические указания:

1. Следить, чтобы губы были в широкой улыбке.

2. Следить, чтобы язык находился за нижними зубами.

3. Следить, чтобы выдыхаемая струя была холодная.

Упражнение «Помесим тесто» = «Наказать непослушный язычок»

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык широким, плоским, расслабив мышцы языка.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлепывать его губами, при этом произносить слоги: «Пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до 5-10.

Методические указания.

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта

Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет откланяться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Артикуляционные упражнения для формирования умений правильно произносить шипящие

Трубочка

Цель. Выработать движение губ вперед.

Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания.

1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.

2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложить ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см от губ).

Почистим верхние зубы

Цель. Научить детей удерживать кончик языка за верхними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы, делая движение языком из стороны в сторону.

Методические указания.

4. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

5. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить чтобы он находился у десен.

6. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, если ребенок испытывает трудности, предложить зафиксировать ее рукой.

Часики

Цель. Укреплять боковые края языка.

Описание. Приоткрыть рот улыбнуться высунуть язык вперед и выполнить им движение от левого угла рта к правому и наоборот, соблюдая ритм маятника (тик-так).

Методические указания.

1. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

2. Язык должен касаться углов рта.

3. Язык должен двигаться над верхней губой, не касаясь ее и нижних зубов, а также, не уходя в глубь рта.

4. Язык должен быть широким, плоским.

Вкусное варение

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и форму языка близкое к форме «чашечка».

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх. Она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцами).

2. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются краев рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет широким и плоским, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Чашечка – базовое упражнение

Цель. Укреплять боковые края языка, вырабатывать верхний подъем языка и умение удерживать язык в форме чашечки.

Описание. Губы вытянуть в «широкую» трубочку, рот открыть достаточно широко и язык сделать в форме чашечки (ковшика), удерживать язык в форме чашечки под счет от 1 до 10 5-10 раз.

Методические указания.

1. Следить, чтобы рот не закрывался.

2. Следить, чтобы губы находились в положении широкой трубочки, боковые края языка приподняты вверх, язык не касается нижних зубов и нижней губы.

Комплекс артикуляционных упражнений для формирования умений произносить звуки [л], [л’], [р], [р’]

Качели

Цель. Способствовать выработке быстрого перехода кончика языка из нижнего положения, характерного для произнесения свистящих звуков, в верхнее, характерное для произнесения шипящих звуков и сложных соноров.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Методические указания.

1. Рот широко открыт, улыбка широкая, кончик языка широкий, нижняя челюсть неподвижна.

2. Если ребенок прикрывает рот, следует предложить ему вставить между верхними и нижними зубами 2 пальца (большой и указательный).

Грибок

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и прижать широкий язык всей плоскостью к небу.

(Язык будет напоминать тонкую «шляпку грибка», а растянутая подъязычная связка его «ножку».)

Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10 (5-10 раз).

Методические указания.

1. Губы должны быть в положение широкая «улыбка».

2. Боковые края языка должны быть плотно прижаты, ни один из боковых краев не должен опускаться, важно, чтобы спинка языка была прижата по всей поверхности твердого неба.

3. При каждом последующем повторении упражнения необходимо шире открывать рот, можно использовать помощь в виде пальчиков ребенка или предметов.

Гармошка

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, «приклеить» язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: