Социально-педагогическое и психологическое сопровождение замещающей семьи

Социально-педагогическое и психологическое сопровождение включает:

1) планирование и осуществление работы по оказанию социально-психологической, методической и педагогической помощи семье и детям;

2) посещение родителями и детьми специалистов социально-педагогического центра согласно графику (не реже 2 раз в месяц в течение полугода) с целью выяснения динамики развития отношений в семье, анализа опыта воспитательных воздействий на ребенка, первичных рекомендаций в случае назревания конфликтных ситуаций;

3) систематическое посещение работниками СПЦ приемных семей, в ходе которого составляется акт, анализируется работа приемных родителей согласно их должностной инструкции и других документов, регламентирующих взаимоотношения в приемной семье;

4) организация взаимодействия приемной семьи с биологическими родителями;

5) выработка у приемных родителей определенной позиции по отношению к факту расставания.

Воспитание приемного ребенка в замещающей семье сопряжено с трудностями, отличительными чертами которых являются «стресс нового образа жизни», социально-психологическая отчужденность, обусловливающие негативные поведенческие реакции ребенка, ухудшение атмосферы семейных отношений. Для их предупреждения и преодоления необходимы: развивающая среда, персонифицированное жизненное пространство, отвечающие потребностям детей в любви, безопасности, защищенности, общении, социальных контактах, двигательной активности, комфортности. В качестве средств воспитания будут выступать общение, бытовой семейный труд, семейные традиции, социальное обучение, игра, совместная деятельность.

Большинство детей, поступающих в приемные семьи, имеют отклонения в физическом, психическом и эмоционально-личностном развитии, соматические заболевания, неврозы и невротические проявления. В кризисные периоды приемной семьи (адаптации ребенка в приемной семье, возрастные кризисы в развитии ребенка) необходима особая поддержка и помощь со стороны компетентных специалистов.

При оказании помощи семье используется широкий спектр форм работы:

- индивидуальные (беседы, консультирование, посещение семьи);

- групповые (консультации, тренинги для родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создание групп взаимопомощи);

- коллективные (собрания, вечера, родительские конференции, встречи с представителями медицинских, социальных, юридических служб, проведение Дней открытых дверей для родителей в учреждении, организация досуга); наглядно-информационные (выпуск газет, журналов, других информационных материалов, создание видеоматериалов, выставки книг по вопросам семейного воспитания).

Одним из видов работы специалистов с приемной является мониторинг – осуществление систематического учета и контроля за проявлением того или иного процесса, за реализацией деятельности, направленной на достижение определенной цели. Этапы проведения мониторинга: сбор и обработка информации о воспитании детей и жизнедеятельности замещающих семей; анализ состояния воспитания, ухода и соблюдения законных прав и интересов детей в замещающих семьях; заключение по результатам анализа; разработка программы сопровождения замещающей семьи.

В соответствии с «Положением о приемной семье», контроль над условиями содержания, воспитания и образования детей в приемных семьях осуществляется следующим образом: в первые три месяца воспитания каждого приемного ребенка – не реже одного раза в неделю; после первых трех месяцев воспитания и до одного года – не реже одного раза в месяц; во второй и последующие годы воспитания ребенка – не реже одного раза в квартал.

Изучение положения детей в замещающих семьях целесообразно проводить в следующей последовательности:

1. Психодиагностика ребенка (проводит социальный педагог и педагог-психолог): межличностных отношений, внутриличностных проблем, диагностика возможностей ребенка.

2. Оценка классным руководителем (воспитателем) соответствия положения ребенка в приемной семье тем или иным показателям стандартов. Оценки фиксируются в карте оценки положения ребенка в замещающей семье.

3. Анализ данных медицинского обследования осуществляется медицинским работником детского учреждения на основе медицинской карточки ребенка и его осмотра в соответствии с разработанной формой-картой результатов медицинского обследования ребенка. 

4. Опрос замещающих родителей с целью сбора информации по изучаемой проблеме, оценки уровня соответствия осуществляемого воспитания стандартам положения ребенка в замещающей семье.

5. Опрос ребенка (детей), изучение условий жизни (заполняется опросный лист на каждого ребенка). Сведения о результатах контроля заносятся в акты обследования условий жизни несовершеннолетнего в приемной семье.

Накануне истечения трехмесячного срока специалисты, осуществляющие контроль за процессом адаптации ребенка в замещающей семье, вместе с приемными родителями, а при необходимости – с участием несовершеннолетнего, анализируют семейную ситуацию. Если период адаптации ребенка в замещающей семье проходит успешно – срок действия договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью продлевается на определенное время, установленное по соглашению сторон. Если контроль за процессом адаптации ребенка в приемной семье выявляет невозможность дальнейшего функционирования приемной семьи, договор о передаче ребенка на воспитание не продлевается, а трудовой договор между отделом образования и приемными родителями расторгается в связи с и стечением срока договора.

Организация мониторинга положения ребенка в семье обязательно должна строиться с учетом принципов проведения мониторинга:

- систематичность и периодичность: полная оценка положения детей в замещающих семьях осуществляется 1 раз в 2 года на протяжении всего периода воспитания ребенка в приемной семье;

- конфиденциальность: полученные данные не подлежат разглашению и могут быть использованы специалистами только для оценки качества воспитания ребенка и планирования помощи семье;

- объективность: сбор информации осуществляется одновременно на основании формализованного и личного опроса детей и замещающих родителей, обследования условий жизни, а также информации, представляемой компетентными специалистами: врачами, учителями, психологами, социальными педагогами, юристами и др.;

 - защита: оценка качества воспитания детей в замещающих семьях осуществляется с целью контроля над реализацией законных прав и интересов детей;

- помощь: информация, полученная в ходе мониторинга, используется для улучшения положения детей, деятельности замещающих семей, подготовки приемных семей к выполнению родительской роли, оптимизации системы сопровождения семей и внесения необходимых изменений в законодательство Республики Беларусь.

Таким образом, полноценное функционирование замещающей семьи во многом обусловливается тем, насколько учтены при ее создании юридические и организационные аспекты, правильно выявлены мотивы родителей, а также на каком уровне проведена их подготовка.

Этап сопровождения приемной семьи получает выражение в конкретных направлениях работы. Это оказание помощи в преодолении кризисных периодов приемной семьи, деятельность по поддержке приемных семей с неэффективной замещающей заботой и мониторинг качества функционирования приемной семьи. Оказание своевременной помощи неэффективным приемным семьям позволяет корректировать существующие проблемы семьи и предотвратить ее распад. Мониторинг качества функционирования приемной семьи позволяет выявить положение ребенка в семье, уточнить существующие проблемы, составить прогноз и наметить пути их коррекции. На основании мониторинга специалисты делают вывод о качестве ее функционирования и разрабатывают план помощи.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: