Здоровье исторически всегда признавалось одной из важнейших жизненных ценностей. И всегда считалась актуальной проблема обеспечения его высокого уровня. Причем, постоянно активно проявлялись и проявляются сейчас четыре аспекта этой проблемы:
личностно-индивидуальное стремление к хорошему здоровью;
общественная значимость состояния здоровья каждого индивида и населения в целом;
формирование действенных систем обеспечения здоровья (укрепления, сохранения, восстановления);
самоподготовка и государственная подготовка «строителей» здоровья.
Личностно-индивидуальное стремление к хорошему здоровью связано с потребностью человека к самоутверждению и самовыражению. Вряд ли есть хоть один человек, который бы хотел быть слабее другого. Но превосходство над другими может иметь и положительный, и отрицательный эффект. Вот почему сила тела и духа всегда оценивалась и оценивается с социальной точки зрения, с позиции морали общества. Вот почему телесное, психическое и интеллектуальное совершенство в единстве составляют здоровое благополучие человека как личности и как части общества. Вот почему личные и общественные интересы в решении проблем обеспечения здоровья изначально смыкаются.
|
|
В решении задач оздоровления «все средства хороши». Но благодаря огромному арсеналу этих средств и форм их использования исторически главенствующая роль принадлежит гимнастике. Той гимнастике, которая в широком смысле оценивается как система физического упражнения.
К этому необходимо добавить, что гимнастика всегда занимала и занимает ведущие позиции в разработке общетеоретических концепций и частных методик различных видов упражнений и их методологических обобщений.
Весьма важно, что, имея огромные возрастные и квалификационные «полигоны» для исследований, гимнастика постоянно обосновывает принципиально новые воззрения на проблему психофизического совершенствования в соответствии с особенностями состояния физической культуры, спорта, науки, культуры в целом — на данном этапе и с учетом тенденций их развития. А они, в свою очередь, оказывают существенное влияние на положения общей теории физического воспитания.
Так, например, обстояло дело с так называемой ранней спортивной специализацией, которая повсеместно осуждалась теоретиками и не очень понимавшими ее практиками старого образца, но в конце концов — благодаря научным разработкам и опыту гимнастики — была признана основополагающей в достижении высшего спортивного мастерства.
Однако ранняя специализация — это не просто более раннее (по сравнению с прошлым опытом) начало специализированных занятий спортом (не в 13—15, а в 7—10 лет). Это особая теория и методология спорта. И не только. Она открыла новые методы обучения и физического совершенствования, более эффективные режимы психофизических нагрузок, их согласования с опять-таки новыми, более совершенными методами восстановления. Она изменила представления о возрастной динамике функционального развития организма, показала новые, несравненно более высокие уровни психофизического развития, предопределяющие разработку соответствующих целевых установок и моделей, но которым строится процесс совершенствования не только в спорте, не только в оздоровительно-развивающей, но и в восстанавливающей (реабилитационной) физической культуре. Вот и получается, что решение, казалось бы, узкоспециализированной спортивной проблемы имеет естественную связь с определенными областями «человековедения» и значительно большую социальную выраженность и значимость.
|
|
Без особых оговорок должно быть ясно: все вышесказанное достигается в согласии с совершенно конкретными методами воспитания и образования, опять-таки окрашенными в тона общественной значимости, — т.е. с помощью социальной оценки.
Вообще занятия физическими упражнениями преследуют некую идеализированную цель — достижение психофизического совершенства. Естественно, в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся, состояния здоровья, физического развития, двигательных задатков и способностей, подготовленном и, мотивации, условий для занятий и т.д. Эта цель индивидуально конкретизируется, однако при сохранении главного смысла занятий — стремления к улучшению своих психофизических кондиций и умений их реализовать.
В связи с этим возможны два, казалось бы, принципиально разных направления совершенствования.
1. Обеспечение такой психофизической дееспособности, которая гарантировала бы человеку осуществление бытовых и профессиональных видов деятельности.
2. Достижение высших уровней развития качеств, в совокупности образующих психофизическое совершенство, которое можно реализовать в специализированных (особо трудных и сложных) условиях. При этом достаточно высока вероятность произвольных проявлений специализированных способностей в условиях бытовой и профессиональной деятельности, т.е. произойдет некий положительный перенос результативности из специфической деятельности, подвергавшейся совершенствующим воздействиям, и деятельность, где такие воздействия не применялись.
Если иметь в виду рассматриваемый социальный аспект, то важность такого переноса эффективности педагогически направляемого совершенствования очевидна и не требует комментариев.
В силу названных выше причин гимнастика является надежным инструментом для решения задач, стоящих и перед оздоровительным, и перед спортивным направлениями физического воспитания.
Подчеркнем, что размежевание этих двух направлений отнюдь не антагонистично и не фатально — оно лишь этапно в силу необходимости. И напротив: если основываться на идеализированной цели и модели психофизического совершенствования, то оздоровительная и спортивная гимнастика должны дополнять друг друга. Это становится понятно, если иметь в виду истинные объекты воздействия физическими упражнениями, а не какие-то абстрактные категории.
Обратимся к рис. 1.1.
Объектом физического совершенствования является человек. Психофизическое состояние одних людей не соответствует некоторому стандартизированному уровню, но отставание находится в пределах нормы. Другие имеют серьезные нарушения в деятельности функциональных систем организма, патологии, инвалидность. Третьи «практически здоровы», имеют некоторую базовую подготовленность к выполнению упражнений разных видов спортивной гимнастики и могут выполнять без ущерба для здоровья продолжительную и интенсивную работу. Наконец, четвертые отличаются высоким уровнем двигательных способностей, особой одаренностью к выполнению деятельности «гимнастического» характера, должной мотивацией.
|
|
В соответствии с этим первому контингенту адресована такая система упражнений, которая практически без ограничения величин психофизической нагрузки (хотя и с учетом индивидуальных реакций на нее) позволяет совершенствовать физические качества и телесные формы, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки, применения которых требуют бытовая и профессиональная деятельность, и обеспечивает психофизическую готовность к их проявлению в экстремальных ситуациях (блок А).
Эту систему упражнений, в которую входят самые разнообразные виды оздоровительной гимнастики, условно можно назвать развивающе-формирующей.
Иная система физических упражнений требуется второму контингенту. Если, например, в первом случае в рамках оздоровления требуется сочетание достаточно нагрузочных занятий и оптимального режима, «покрывающего расходы» энергии, то во втором случае
Обозначения: традиционные переходы от одного
блока к другому
возможные переходы.
Рис. 1.1. Направления гимнастики и их взаимосвязи
чаще всего бывают необходимы и применение медикаментозных средств, и диетическое питание, а гимнастика — лечебная, в соответствии с конкретным заболеванием, с учетом общего состояния и физического здоровья, при более строгом и детальном врачебном контроле.
Основное направление в гимнастике связано с индивидуальными возможностями достижения высших психофизических проявлений. Они формируются в гимнастике спортивной. Спорт — это особая социальная форма жизнедеятельности человека, которая является самой востребованной на сегодняшний день. К сожалению, в силу и объективных и субъективных причин, у большинства людей отношение к спорту лишь созерцательное - как к интересному, захватывающему зрелищу. Однако почти все они (за редким исключением) хотели бы стать спортивно активными.
|
|
Классные спортсмены становятся кумирами не только мальчишек и девчонок, но и взрослых, своими достижениями привлекая их в спорт; им стараются подражать; их примеры способствуют возникновению и развитию «фамильных» школ гимнастики в России и в зарубежных странах (О. Корбут, JI. Турищевой, Н. Андрианова, Г. Шагиняна и др.). В этих школах от занимающихся «нет отбою» — это ли не одна из величайших социальных заслуг гимнастики?!
Но в связи с вышесказанным возникает вопрос: нужно ли всем, кто выбрали себе в качестве кумиров гимнастов-чемпионов, во что бы то ни стало стремиться взойти на Олимп?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Само по себе такое стремление похвально, ибо это — цель самосовершенствования и самоутверждения, оцениваемая обществом как социально значимая. Однако оправданна ли постановка такой цели для конкретного человека? Есть ли у него для этого хоть какие-то способности, не говоря уж о таланте? Не станет ли неудача, изначально предопределенная переоценкой своих возможностей, причиной возникновения неудовлетворенности, ломки психологии, отторжения поистине святого дела самосовершенствования и перехода к «свободному» образу жизни и асоциальным поступкам (сколько примеров тому мы видим среди молодежи!)...
Именно поэтому неоценимое значение имеет педагогика гимнастики (которая изначально и всегда должна скрупулезно точно определять возможности человека, пришедшего в гимнастику, прогнозировать вероятные результаты и в связи с этим терпеливо, не унижая достоинства и не отлучая от гимнастики вообще, формировать у него такую четкую осознанность личной и социальной значимости совершенствования за счет доступных и адекватных видов гимнастики, при которой занятия оказались бы и интересными, и результативными, и полезными для него самого и для потомства).
При всем этом человека, даже с ошибочным мотивационным решением, трудно (а главное — не нужно) отлучать от занятий спортивной гимнастикой — нужна лишь поправка на выбор такого ее вида и на таком уровне, которые соответствуют имеющимся у него способностям и прогнозируемым результатам.
Для того чтобы определить оправданность выбора вида гимнастики и действительную его доступность, в гимнастике проводится специальный отбор. Еще раз подчеркнем: он должен быть не отторгающим, а дифференцирующе уточняющим.
Но снова обратимся к рис. 1.1.
При частичном или полном восстановлении функций организма (блок Б) обязательно возникает задача восстановления утраченных (или развития отсутствующих) физических кондиций. Под последними принято понимать опять-таки стандартизированные уровни развития физических качеств и способность проявлять их хотя бы в бытовых условиях (т.е. с незначительным смещением показателей в сторону минимально допустимых).
В рассматриваемом социально-педагогическом аспекте оздоровления весьма важно подчеркнуть, что одновременно с началом оздоровительных занятий у занимающихся нужно формировать определенную мотивацию, без которой процесс эффективного оздоровления попросту немыслим. А это связано с проявлением совершенно определенных свойств личности. Таким образом, сначала происходит частичное, а затем и все более полное восстановление осознанной психофизической дееспособности человека на уровне бытовых и профессиональных требований.
Примечательно, что еще на этапе частичной реабилитации вполне вероятно и целесообразно использование с целью формирования физических кондиций тех же упражнений (вообще средств), которые применяются первым контингентом (блок А). Естественно, нужны соответствующие корректировки режима и дозировки нагрузки. Вышесказанное — первый пример взаимного проникновения разных систем гимнастики и взаимосвязи различных ее направлений и видов.
Массовая гимнастика (блок В) — это тоже область гимнастики спортивной. Но от олимпийской (блок Г) массовая гимнастика отличается тем, что занятия ею не требуют особой одаренности и таланта, не лимитируются какими-либо квалификационно-проходными уровнями отбора, не связаны с большими затратами времени и энергии, не замыкаются аскетически на решении узкоспециализированных задач. Но при этом они позволяют занимающимся совершенствоваться в разных видах гимнастических упражнений — с учетом их интересов и индивидуальных способностей.
Важно подчеркнуть, что при этом массовая гимнастика использует - как наиболее совершенные и эффективные — методические основы гимнастики олимпийской, приспосабливая их к решению своих особых задач в обеспечении индивидуально возможных высоких уровней психофизического совершенствования.
Особенно нужно отметить, что массовая гимнастика оказывается доступной занимающимся уже после реабилитации психофизического статуса; более того — даже инвалидам, имеющим желание работать на снарядах.
Она оказывается полезной также гимнастам-мастерам, закончившим «олимпийскую гонку», но крайне нуждающимся в сохранении двигательно активного режима, сходного с тем, в котором они жили в течение долгих лет.
Итак, социально-педагогические аспекты гимнастики в целом характеризуются обеспечением педагогически управляемого процесса психофизического совершенствования личности на основе выбора и эффективного использования индивидуально адекватных средств гимнастики.
Глава 2.