Социально-педагогические аспекты оздоровительной гимнастики

Здоровье исторически всегда признавалось одной из важней­ших жизненных ценностей. И всегда считалась актуальной про­блема обеспечения его высокого уровня. Причем, постоянно ак­тивно проявлялись и проявляются сейчас четыре аспекта этой проблемы:

личностно-индивидуальное стремление к хорошему здоро­вью;

общественная значимость состояния здоровья каждого ин­дивида и населения в целом;

формирование действенных систем обеспечения здоровья (укрепления, сохранения, восстановления);

самоподготовка и государственная подготовка «строите­лей» здоровья.

Личностно-индивидуальное стремление к хорошему здоровью связано с потребностью человека к самоутверждению и самовы­ражению. Вряд ли есть хоть один человек, который бы хотел быть слабее другого. Но превосходство над другими может иметь и по­ложительный, и отрицательный эффект. Вот почему сила тела и духа всегда оценивалась и оценивается с социальной точки зре­ния, с позиции морали общества. Вот почему телесное, психи­ческое и интеллектуальное совершенство в единстве составляют здоровое благополучие человека как личности и как части обще­ства. Вот почему личные и общественные интересы в решении проблем обеспечения здоровья изначально смыкаются.

В решении задач оздоровления «все средства хороши». Но благодаря огромному арсеналу этих средств и форм их исполь­зования исторически главенствующая роль принадлежит гимна­стике. Той гимнастике, которая в широком смысле оценивается как система физического упражнения.

К этому необходимо добавить, что гимнастика всегда занима­ла и занимает ведущие позиции в разработке общетеоретических концепций и частных методик различных видов упражнений и их методологических обобщений.

Весьма важно, что, имея огромные возрастные и квалифика­ционные «полигоны» для исследований, гимнастика постоянно обосновывает принципиально новые воззрения на проблему психофизического совершенствования в соответствии с особен­ностями состояния физической культуры, спорта, науки, культу­ры в целом — на данном этапе и с учетом тенденций их развития. А они, в свою очередь, оказывают существенное влияние на по­ложения общей теории физического воспитания.

Так, например, обстояло дело с так называемой ранней спор­тивной специализацией, которая повсеместно осуждалась теоре­тиками и не очень понимавшими ее практиками старого образ­ца, но в конце концов — благодаря научным разработкам и опыту гимнастики — была признана основополагающей в достижении высшего спортивного мастерства.

Однако ранняя специализация — это не просто более ран­нее (по сравнению с прошлым опытом) начало специализиро­ванных занятий спортом (не в 13—15, а в 7—10 лет). Это особая теория и методология спорта. И не только. Она открыла новые методы обучения и физического совершенствования, более эф­фективные режимы психофизических нагрузок, их согласования с опять-таки новыми, более совершенными методами восста­новления. Она изменила представления о возрастной динамике функционального развития организма, показала новые, несрав­ненно более высокие уровни психофизического развития, предопределяющие разработку соответствующих целевых установок и моделей, но которым строится процесс совершенствования не только в спорте, не только в оздоровительно-развивающей, но и в восстанавливающей (реабилитационной) физической культуре. Вот и получается, что решение, казалось бы, узкоспециализированной спортивной проблемы имеет естественную связь с определенными областями «человековедения» и значительно большую социальную выраженность и значимость.

Без особых оговорок должно быть ясно: все вышесказанное достигается в согласии с совершенно конкретными методами воспитания и образования, опять-таки окрашенными в тона общественной значимости, — т.е. с помощью социальной оценки.

Вообще занятия физическими упражнениями преследуют некую идеализированную цель — достижение психофизического совершенства. Естественно, в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся, состояния здоровья, физического развития, двигательных задатков и способностей, подготовлен­ном и, мотивации, условий для занятий и т.д. Эта цель инди­видуально конкретизируется, однако при сохранении главного смысла занятий — стремления к улучшению своих психофизических кондиций и умений их реализовать.

В связи с этим возможны два, казалось бы, принципиально разных направления совершенствования.

1. Обеспечение такой психофизической дееспособности, которая гарантировала бы человеку осуществление бытовых и про­фессиональных видов деятельности.

2. Достижение высших уровней развития качеств, в совокупности образующих психофизическое совершенство, которое можно реализовать в специализированных (особо трудных и сложных) условиях. При этом достаточно высока вероятность произволь­ных проявлений специализированных способностей в условиях бытовой и профессиональной деятельности, т.е. произойдет некий положительный перенос результативности из специфической деятельности, подвергавшейся совершенствующим воздействиям, и деятельность, где такие воздействия не применялись.

Если иметь в виду рассматриваемый социальный аспект, то важность такого переноса эффективности педагогически на­правляемого совершенствования очевидна и не требует коммен­тариев.

В силу названных выше причин гимнастика является надеж­ным инструментом для решения задач, стоящих и перед оздоро­вительным, и перед спортивным направлениями физического воспитания.

Подчеркнем, что размежевание этих двух направлений от­нюдь не антагонистично и не фатально — оно лишь этапно в силу необходимости. И напротив: если основываться на идеализиро­ванной цели и модели психофизического совершенствования, то оздоровительная и спортивная гимнастика должны дополнять друг друга. Это становится понятно, если иметь в виду истинные объекты воздействия физическими упражнениями, а не какие-то абстрактные категории.

Обратимся к рис. 1.1.

Объектом физического совершенствования является человек. Психофизическое состояние одних людей не соответствует некоторому стандартизированному уровню, но отставание на­ходится в пределах нормы. Другие имеют серьезные нарушения в деятельности функциональных систем организма, патологии, инвалидность. Третьи «практически здоровы», имеют некоторую базовую подготовленность к выполнению упражнений разных видов спортивной гимнастики и могут выполнять без ущерба для здоровья продолжительную и интенсивную работу. Наконец, четвертые отличаются высоким уровнем двигательных способ­ностей, особой одаренностью к выполнению деятельности «гим­настического» характера, должной мотивацией.

В соответствии с этим первому контингенту адресована такая система упражнений, которая практически без ограничения ве­личин психофизической нагрузки (хотя и с учетом индивидуаль­ных реакций на нее) позволяет совершенствовать физические качества и телесные формы, формировать жизненно необходи­мые двигательные умения и навыки, применения которых тре­буют бытовая и профессиональная деятельность, и обеспечивает психофизическую готовность к их проявлению в экстремальных ситуациях (блок А).

Эту систему упражнений, в которую входят самые разно­образные виды оздоровительной гимнастики, условно можно назвать развивающе-формирующей.

Иная система физических упражнений требуется второму кон­тингенту. Если, например, в первом случае в рамках оздоровле­ния требуется сочетание достаточно нагрузочных занятий и опти­мального режима, «покрывающего расходы» энергии, то во втором случае

 

Обозначения:                       традиционные переходы от одного

                                          блока к другому

                                     возможные переходы.

Рис. 1.1. Направления гимнастики и их взаимосвязи

чаще всего бывают необходимы и применение медикамен­тозных средств, и диетическое питание, а гимнастика — лечебная, в соответствии с конкретным заболеванием, с учетом общего со­стояния и физического здоровья, при более строгом и детальном врачебном контроле.

Основное направление в гимнастике связано с индивидуальны­ми возможностями достижения высших психофизических прояв­лений. Они формируются в гимнастике спортивной. Спорт — это особая социальная форма жизнедеятельности человека, которая является самой востребованной на сегодняшний день. К сожале­нию, в силу и объективных и субъективных причин, у большинства людей отношение к спорту лишь созерцательное - как к интерес­ному, захватывающему зрелищу. Однако почти все они (за редким исключением) хотели бы стать спортивно активными.

Классные спортсмены становятся кумирами не только маль­чишек и девчонок, но и взрослых, своими достижениями привле­кая их в спорт; им стараются подражать; их примеры способству­ют возникновению и развитию «фамильных» школ гимнастики в России и в зарубежных странах (О. Корбут, JI. Турищевой, Н. Андрианова, Г. Шагиняна и др.). В этих школах от занимаю­щихся «нет отбою» — это ли не одна из величайших социальных заслуг гимнастики?!

Но в связи с вышесказанным возникает вопрос: нужно ли всем, кто выбрали себе в качестве кумиров гимнастов-чемпионов, во что бы то ни стало стремиться взойти на Олимп?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Само по себе такое стремление похвально, ибо это — цель самосовершенство­вания и самоутверждения, оцениваемая обществом как социаль­но значимая. Однако оправданна ли постановка такой цели для конкретного человека? Есть ли у него для этого хоть какие-то способности, не говоря уж о таланте? Не станет ли неудача, из­начально предопределенная переоценкой своих возможностей, причиной возникновения неудовлетворенности, ломки психоло­гии, отторжения поистине святого дела самосовершенствования и перехода к «свободному» образу жизни и асоциальным поступ­кам (сколько примеров тому мы видим среди молодежи!)...

Именно поэтому неоценимое значение имеет педагогика гим­настики (которая изначально и всегда должна скрупулезно точно определять возможности человека, пришедшего в гимнастику, прогнозировать вероятные результаты и в связи с этим терпели­во, не унижая достоинства и не отлучая от гимнастики вообще, формировать у него такую четкую осознанность личной и соци­альной значимости совершенствования за счет доступных и адек­ватных видов гимнастики, при которой занятия оказались бы и интересными, и результативными, и полезными для него самого и для потомства).

При всем этом человека, даже с ошибочным мотивационным решением, трудно (а главное — не нужно) отлучать от занятий спортивной гимнастикой — нужна лишь поправка на выбор та­кого ее вида и на таком уровне, которые соответствуют имею­щимся у него способностям и прогнозируемым результатам.

Для того чтобы определить оправданность выбора вида гим­настики и действительную его доступность, в гимнастике прово­дится специальный отбор. Еще раз подчеркнем: он должен быть не отторгающим, а дифференцирующе уточняющим.

Но снова обратимся к рис. 1.1.

При частичном или полном восстановлении функций орга­низма (блок Б) обязательно возникает задача восстановления утраченных (или развития отсутствующих) физических кон­диций. Под последними принято понимать опять-таки стан­дартизированные уровни развития физических качеств и спо­собность проявлять их хотя бы в бытовых условиях (т.е. с незначительным смещением показателей в сторону минимально допустимых).

В рассматриваемом социально-педагогическом аспекте оздоровления весьма важно подчеркнуть, что одновременно с началом оздоровительных занятий у занимающихся нужно формировать определенную мотивацию, без которой процесс эффективного оздоровления попросту немыслим. А это связа­но с проявлением совершенно определенных свойств лично­сти. Таким образом, сначала происходит частичное, а затем и все более полное восстановление осознанной психофизической дееспособности человека на уровне бытовых и профессиональ­ных требований.

Примечательно, что еще на этапе частичной реабилитации вполне вероятно и целесообразно использование с целью фор­мирования физических кондиций тех же упражнений (вообще средств), которые применяются первым контингентом (блок А). Естественно, нужны соответствующие корректировки режима и дозировки нагрузки. Вышесказанное — первый пример взаим­ного проникновения разных систем гимнастики и взаимосвязи различных ее направлений и видов.


Массовая гимнастика (блок В) — это тоже область гимнасти­ки спортивной. Но от олимпийской (блок Г) массовая гимнастика отличается тем, что занятия ею не требуют особой одаренности и таланта, не лимитируются какими-либо квалификационно-проходными уровнями отбора, не связаны с большими затрата­ми времени и энергии, не замыкаются аскетически на решении узкоспециализированных задач. Но при этом они позволяют занимающимся совершенствоваться в разных видах гимнасти­ческих упражнений — с учетом их интересов и индивидуальных способностей.

Важно подчеркнуть, что при этом массовая гимнастика ис­пользует - как наиболее совершенные и эффективные — мето­дические основы гимнастики олимпийской, приспосабливая их к решению своих особых задач в обеспечении индивидуально возможных высоких уровней психофизического совершенство­вания.

Особенно нужно отметить, что массовая гимнастика оказы­вается доступной занимающимся уже после реабилитации пси­хофизического статуса; более того — даже инвалидам, имеющим желание работать на снарядах.

Она оказывается полезной также гимнастам-мастерам, закон­чившим «олимпийскую гонку», но крайне нуждающимся в со­хранении двигательно активного режима, сходного с тем, в ко­тором они жили в течение долгих лет.

Итак, социально-педагогические аспекты гимнастики в це­лом характеризуются обеспечением педагогически управляемого процесса психофизического совершенствования личности на основе выбора и эффективного использования индивидуально адекватных средств гимнастики.


Глава 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: