Понятие пенсионной системы и ее структура

 

Пенсионные системы оказывают серьезное влияние на государственную экономику и развитие всего общества в целом. Первая, организованная государством система пенсий по возрасту занятых в частном секторе была введена в Германии в 1889 году. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным и основанным на взносах. И работодатели, и работники должны были вносить средства на ее финансирование. Введенная в Германии система базировалась на предшествующей практике существования добровольных фондов взаимопомощи, организуемых гильдиями и рабочими объединениями. Права на пенсию в новой системе основывались на ранее выплаченных взносах. Дания (1891) и Новая Зеландия (1898) ввели систему пенсий, ориентированную на целевую помощь бедным. Здесь она финансировалась за счет общих налоговых доходов, предполагала проверку нуждаемости и гарантировала плоский уровень выплат. Эти пенсионные системы в большей степени вытекали из традиционного законодательства о бедных. В последующие годы большинство западноевропейских стран сформировали системы пенсионного страхования, ориентированные на германскую модель; англосаксонские страны (за исключением США) и страны Северной Европы в большей степени шли по пути, проложенному Данией и Новой Зеландией. Эти системы решали разные задачи. Германская была ориентирована на сохранение социального статуса работающего после выхода на пенсию. Датская, впоследствии введенная в Англии, - на ограничение бедности. В XX веке происходит постепенное сближение пенсионных систем развитых стран. Там, где они были основаны на страховых взносах (Германия), вводятся гарантии минимальной пенсии, не зависящие от предшествующих взносов. В странах, ориентировавших пенсионную систему на равные пенсии, финансируемые за счет общих доходов, бюджетов, отменяется контроль нуждаемости. В дополнение к плоским минимальным пенсиям вводится система обязательного социального страхования (Великобритания).В Северной Америке государственная система пенсионного обеспечения по старости получила распространение сравнительно поздно. Канада ввела систему, основанную на проверке нуждаемости, не предполагающую страховых взносов, в 1927 году. В Соединенных Штатах правительства штатов начали вводить основанные на критерии нуждаемости пенсионные системы в 1920-х годах. К 1934 году они существовали в 28 штатах. В 1935 году в США вводится федеральная система пенсионного страхования. Характерная черта пенсионных программ - их политическая популярность на этапе становления. Это понятно: выходящие на пенсию работники на протяжении предшествующей трудовой жизни не вносили в полном объеме те платежи, которые обеспечивают им выплату пенсий. Тяжесть выплат пенсий ложится на следующее поколение работников. Однако для молодого индустриального общества с ограниченной долей старших возрастных групп это не порождает серьезных политических проблем [4, c, 109].

Ф. Рузвельт поддерживал создание системы пенсионного страхования, основанной на взносах, потому что он стремился обеспечить ее устойчивую долгосрочную политическую поддержку. Хотя практически все индустриальные страны к началу Второй мировой войны имели системы пенсионного обеспечения, во многих из них они были ограничены в отношении доли населения, которая покрывалась пенсионной системой и уровнем предоставляемых пенсионных выплат. Десятилетия, последовавшие за второй мировой войной, были временем беспрецедентной экспансии уровня покрытия и распространения пенсионных платежей в большинстве развитых стран [4, c. 111].

В современном мире любая пенсионная система - это система социальной взаимопомощи. Сама идея пенсионного обеспечения в свое время возникла как ответ на одну из вечных проблем человечества: как обеспечить средствами к жизни человека в старости, когда он утрачивает доходы от трудовой деятельности, ранее получаемые им. Таким образом, в центре пенсионной системы, как правило, находится трудовая пенсия, выполняющая функцию переноса дохода людей из трудоспособного этапа жизни на период, когда человек теряет способность к труду. Поэтому пенсия - это, прежде всего, социальная компенсация тому, кто не может получать зарплату в связи с достижением пенсионного возраста и уходом с рынка труда. Однако на этом социальная функция пенсии не исчерпывается - она должна обеспечивать не только необходимые, но и достойные условия жизни для тех, кто не получал высоких зарплат и не смог заработать большую пенсию. Существуют два основных механизма финансирования трудовой пенсии. Перераспределительный механизм основывается на принципе солидарности поколений, что означает осуществление расходов на выплату пенсий действующим пенсионерам за счёт занятого населения, предполагая, что ныне трудоспособные граждане смогут в будущем рассчитывать на трудовые пенсии, оплачиваемые из доходов следующего поколения трудящихся. Это означает зависимость устойчивости подобной пенсионной системы от соотношения числа получателей пенсии и числа плательщиков взносов в систему. Накопительный механизм финансирования пенсии предполагает создание в течение трудоспособного периода жизни человека сбережений, впоследствии использующихся для выплаты пенсий в пользу данного лица. Во второй половине XX века основную роль в национальных системах пенсионного обеспечения развитых стран, в том числе и Беларуси, играли государственные пенсионные системы, основанные на перераспределительном механизме. В среднесрочном аспекте, исключающем колебания уровня занятости, основным фактором, определяющим устойчивость перераспределительных пенсионных систем, является возрастная структура населения, точнее, соотношение численности населения, находящегося в трудоспособном возрасте, и численности населения, находящегося в возрасте старше трудоспособного. Современная общемировая демографическая тенденция старения населения, проявляющаяся особенно отчётливо в развитых странах, приводит к росту нагрузки на население трудоспособного возраста в рамках перераспределительных пенсионных систем. Это обстоятельство стало причиной волны реформ пенсионной системы, начавшейся в развитых странах в 1980-х гг. В то же время, данная проблема актуальна и для Беларуси, поскольку демографические прогнозы говорят о значительном росте доли пожилого населения после 2010-2020 гг. Проблема соответствия пенсионной системы демографической структуре населения широко обсуждается в исследованиях. Большое внимание проблеме реформирования пенсионных систем уделяют международные организации, в частности, Всемирный банк. Под его эгидой был разработан и регулярно обновляется комплекс рекомендаций [4, c. 119].

На этом можно сделать вывод, что существуют два основных механизма финансирования трудовой пенсии. Перераспределительный механизм основывается на принципе солидарности поколений, что означает осуществление расходов на выплату пенсий действующим пенсионерам за счёт занятого населения, предполагая, что ныне трудоспособные граждане смогут в будущем рассчитывать на трудовые пенсии, оплачиваемые из доходов следующего поколения трудящихся.

Структура государственных органов пенсионного обеспечения в каждой стране своя, поэтому рассмотрим последнюю на примере Республики Беларусь.

Основным государственным органом пенсионного обеспечения в Республике Беларусь является Главное управление пенсионного обеспечения (начальник Мурашкевич Н.В.), входящее в Министерство по труду и социальной защите [7].

Основные задачи Главного управления пенсионного обеспечения:

разработка предложений об основных направлениях и приоритетах государственной политики в области государственного пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

реализация государственной политики в области государственного пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

разработка предложений по совершенствованию законодательства о государственном пенсионном обеспечении и социальном (пенсионном) страховании;

организация пенсионной системы и разработка предложений по оптимизации ее деятельности и структуры;

обеспечение координации работы органов по труду, занятости и социальной защите по назначению и выплате государственных пенсий;

методическое руководство органами по труду, занятости и социальной защите по вопросам государственного пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования и обеспечение единой практики применения пенсионного законодательства на территории Республики Беларусь;

контроль за соблюдением законодательства о государственном пенсионном обеспечении и социальном (пенсионном) страховании;

обеспечение координации деятельности структурных подразделений Министерства, других республиканских органов государственного управления по вопросам государственного пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

осуществление международного сотрудничества в области социального (пенсионного) обеспечения [7].

Основные функции Главного управления пенсионного обеспечения:

разрабатывает с участием заинтересованных республиканских органов государственного управления предложения по основным направлениям и приоритетам государственной политики в области государственного пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования, по совершенствованию законодательства в области государственного пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

участвует в подготовке докладов по вопросам государственного пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

участвует в разработке государственных программ (прогнозов) социально-экономического развития Республики Беларусь на кратко-, средне-, долгосрочную перспективу, развития системы государственного пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования и повышения уровня пенсионных выплат;

участвует в проведении мониторинга в области государственного пенсионного обеспечения, в том числе по выполнению прогнозных показателей по уровню пенсионного обеспечения;

участвует в прогнозировании потребности в средствах для проведения перерасчета пенсий, в том числе в связи с реализацией предложений по совершенствованию законодательства о государственном пенсионном обеспечении и социальном (пенсионном) страховании;

участвует в подготовке предложений о размерах обязательных страховых взносов на государственное социальное (пенсионное) страхование;

готовит аналитические, справочные, иные материалы по вопросам государственного пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

участвует в разработке, организует выполнение государственных социальных программ и осуществляет контроль за их реализацией;

разрабатывает (при необходимости - с участием республиканских органов государственного управления) проекты актов законодательства о государственном пенсионном обеспечении и социальном (пенсионном) страховании, участвует в разработке проектов актов законодательства, затрагивающих социальные права граждан;

разрабатывает предложения по упорядочению системы льгот, прав и гарантий в области государственного пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

организует работу комитетов по труду, занятости и социальной защите, районных (городских) управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите по назначению и выплате пенсий, пособий, других социальных выплат;

определяет порядок ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий и пособий;

разрабатывает для утверждения формы документов, необходимых для назначения и выплаты пенсий и пособий;

проводит работу по систематизации законодательства о государственном пенсионном обеспечении и социальном (пенсионном) страховании, организует проведение этой работы в комитетах по труду, занятости и социальной защите, районных (городских) управлениях (отделах) по труду, занятости и социальной защите;

осуществляет анализ и обобщает практику применения законодательства о государственном пенсионном обеспечении и социальном (пенсионном) страховании, обеспечивает единообразное его применение;

осуществляет контроль за реализацией законодательства о государственном пенсионном обеспечении и социальном (пенсионном) страховании, соблюдением установленных социальных гарантий;

участвует в осуществлении международных связей и сотрудничества в области социального (пенсионного) обеспечения;

участвует в подготовке проектов международных договоров и соглашений между Республикой Беларусь и другими государствами о социальном (пенсионном) обеспечении и сотрудничестве в этой области;

обеспечивает исполнение договоров и соглашений между Республикой Беларусь и другими государствами о социальном (пенсионном) обеспечении и сотрудничестве в этой области;

участвует в реализации проектов технического содействия в области государственного пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

осуществляет методическое руководство комитетами по труду, занятости и социальной защите, районными (городскими) управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите при назначении и выплате ими пенсий, пособий, других социальных выплат;

участвует в осуществлении функций ведомственного контроля;

участвует в организации и координации проведения научно-исследовательских работ в области государственного пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

участвует в работе по внедрению информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации в области государственного пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

изучает и анализирует предложения министерств, иных республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций (объединений) по вопросам развития системы государственного пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования, совершенствования социального законодательства;

проводит экспертизу проектов актов законодательства, разработанных структурными подразделениями Министерства, другими министерствами, исполнительными и распорядительными органами государственного управления в части, относящейся к компетенции главного управления;

принимает участие в разработке проекта генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов;

участвует в работе по повышению квалификации работников системы Министерства;

разрабатывает и составляет отчеты в области государственного пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

участвует в подготовке информационных бюллетеней и других печатных изданий при освещении вопросов государственного пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

информирует население по вопросам формирования и реализации государственной политики в области государственного пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

рассматривает в соответствии с законодательством обращения граждан, депутатов, государственных органов, организаций (объединений), редакций средств массовой информации по вопросам государственного пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования, принимает меры по совершенствованию работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан;

ведет прием граждан по вопросам государственного пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

проводит, участвует в подготовке и проведении совещаний и семинаров по вопросам государственного пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

В каждой области есть свое структурное подразделение Главного управления пенсионного обеспечения, занимающееся вопросами пенсионного обеспечения на уровне области [7].

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

. Пенсионные системы оказывают серьезное влияние на государственную экономику и развитие всего общества в целом. Первая, организованная государством система пенсий по возрасту занятых в частном секторе была введена в Германии в 1889 году.

. В современном мире любая пенсионная система - это система социальной взаимопомощи. Сама идея пенсионного обеспечения в свое время возникла как ответ на одну из вечных проблем человечества: как обеспечить средствами к жизни человека в старости, когда он утрачивает доходы от трудовой деятельности, ранее получаемые им. Таким образом, в центре пенсионной системы, как правило, находится трудовая пенсия, выполняющая функцию переноса дохода людей из трудоспособного этапа жизни на период, когда человек теряет способность к труду.

. Существуют два основных механизма финансирования трудовой пенсии. Перераспределительный механизм основывается на принципе солидарности поколений, что означает осуществление расходов на выплату пенсий действующим пенсионерам за счёт занятого населения, предполагая, что ныне трудоспособные граждане смогут в будущем рассчитывать на трудовые пенсии, оплачиваемые из доходов следующего поколения трудящихся. Накопительный механизм финансирования пенсии предполагает создание в течение трудоспособного периода жизни человека сбережений, впоследствии использующихся для выплаты пенсий в пользу данного лица.

. Основным государственным органом пенсионного обеспечения в Республике Беларусь является Главное управление пенсионного обеспечения (начальник Мурашкевич Н.В.), входящее в Министерство по труду и социальной защите.

Основные задачи Главного управления пенсионного обеспечения:

разработка предложений об основных направлениях и приоритетах государственной политики в области государственного пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

реализация государственной политики в области государственного пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

разработка предложений по совершенствованию законодательства о государственном пенсионном обеспечении и социальном (пенсионном) страховании и др.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: