Обработав результаты наблюдений за детьми (Приложение 1) и заполнив опросник А. Романова "Агрессивность: ребёнок глазами взрослого" на каждого дошкольника (Приложение 2) мы оформили сводную таблицу, где отразили в балловых показателях проявления агрессии детьми (Приложение 4). Детям экспериментальной группы, по данным исследования, свойственен высокий уровень агрессии (из 80 обследованных - 43% дошкольников /р<0,001/), умеренный уровень агрессии отмечен у 30% детей /р<0,05/, низкий уровень агрессии зафиксирован у 27% дошкольников /р<0,001/. Полученные результаты оформлены в виде гистограмм (рис.3).
Рис. 3 Показатели агрессивного поведения детей экспериментальной группы
Примечание:
Где: ☺ -достоверность различий р < 0,001
☺☺ - достоверность различий р < 0,05
Рис. 3.1 Показатели проявления агрессии мальчиками и девочками экспериментальной группы.
Где: уровень агрессии в баллах.
Гистограмма на Рис.3.1 отображает проявление агрессивности у девочек и мальчиков в отдельности. Здесь наглядно видно, что уровень агрессии по всем показателям у девочек в среднем на 30,7% ниже, чем у мальчиков.
|
|
Рис. 3.2 Показатели проявления агрессии детей экспериментальной группы в зависимости от уровня образования родителей.
Где: 1 – Родители с высшим образованием
2 – Родители со средним-специальным образованием
3 – Родители со средним образованием
4 – родители с неполным средним образованием (не рассматривались)
На рисунке 3.2. мы видим зависимость уровня проявления агрессии детьми от уровня образования родителей и как показывает гистограмма – чем выше уровень образования родителей, те выше уровень проявления агрессии детьми. К нашему большому сожалению нам не удалось набрать достаточно статистических данных, чтобы отобразить показатели проявления агрессии детьми, родители которых имеют неполное среднее образование. Ввиду малой выборки ошибка средней очень велика и не позволяет судить о достоверности результатов.
Мы предполагаем, что изменение уровня агрессии у детей в группах с различным уровнем образования может быть связана с несколькими причинами:
- повышенный уровень требований к детям родителями с высшим образованием
- смещенная агрессия у детей, родители которых имеют среднее образование
3.2 Анализ показателей уровня ситуационной и личностной тревожности родителей
Проанализировав ответы родителей по опроснику Д. Спилбергера, мы получили результаты (Приложение 5), которые оформили в виде гистограмм (рис. 4, рис. 5).
Родителям экспериментальной группы, по данным исследования, свойственна умеренная ситуационная тревожность (из 80 опрошенных - 62% человек /р<0,01/). Низкая ситуационная тревожность зафиксирована у 16% родителей /р<0,01/, высокая ситуационная тревожность отмечена у 22% человек/р<0,001/.
|
|
Умеренная личностная тревожность свойственна 49% родителей /р<0,001/, высокая личностная тревожность зафиксирована у 45% человек /р<0,001/, а низкая личностная тревожность отмечена у 6% родителей экспериментальной группы /р<0,01/.
Рис. 4 Показатели ситуационной тревожности родителей экспериментальной группы
Примечание:
Где ☺ -достоверность различий р< 0,001
☺☺ - достоверность различий р < 0,01
Рис. 5 Показатели личностной тревожности родителей экспериментальной группы
Примечание:
Где ☺ - достоверность различий р < 0,001
☺☺ - достоверность различий р < 0,01
3.3 Корреляционный анализ ситуационной и личностной тревожности родителей и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Целью нашего исследования является выявление взаимосвязи между проявлениями агрессивного поведения детей 6-7 лет и тревожностью родителей. Для определения связи между этими показателями, мы провели корреляционный анализ (коэффициент корреляции Пирсона):
1. Ситуационная тревожность родителей (С.Т.) - проявление агрессивного поведения детей (А.П.)
2. Личностная тревожность родителей (Л.Т.) - проявление агрессивного поведения детей (А.П.)
Опираясь на результаты исчисления, представленные в Приложении 7, мы получили следующие результаты (Таблица 1).
Таблица 1
Корреляционный анализ личностной тревожности родителей и агрессивного поведения детей
Виды тревожности Агрессия детей | Ситуационная тревожность | Личностная тревожность |
Проявления агрессивного поведения детьми | 0,69 | 0,63 |
По данным таблицы можно сделать выводы:
· Между ситуационной тревожностью родителей и агрессивным поведением детей существует корреляционная связь средней степени выраженности;
· Между личностной тревожностью родителей и агрессивным поведением детей существует корреляционная связь средней степени выраженности.
Степень выраженности тревожности родителей экспериментальной группы различна, поэтому мы провели корреляционный анализ между проявлениями агрессивного поведения детей и каждым уровнем выраженности тревожности родителей (как ситуационной, так и личностной) (Приложение 10, Приложение 9). Результаты были оформлены в Таблицу 2, Таблицу 3.
Таблица 2