Анализ показателей проявления агрессии детьми старшего дошкольного возраста

Обработав результаты наблюдений за детьми (Приложение 1) и заполнив опросник А. Романова "Агрессивность: ребёнок глазами взрослого" на каждого дошкольника (Приложение 2) мы оформили сводную таблицу, где отразили в балловых показателях проявления агрессии детьми (Приложение 4). Детям экспериментальной группы, по данным исследования, свойственен высокий уровень агрессии (из 80 обследованных - 43% дошкольников /р<0,001/), умеренный уровень агрессии отмечен у 30% детей /р<0,05/, низкий уровень агрессии зафиксирован у 27% дошкольников /р<0,001/. Полученные результаты оформлены в виде гистограмм (рис.3).

 

Рис. 3 Показатели агрессивного поведения детей экспериментальной группы

 

Примечание:

Где: ☺ -достоверность различий р < 0,001

       ☺☺ - достоверность различий р < 0,05

 

 

Рис. 3.1 Показатели проявления агрессии мальчиками и девочками экспериментальной группы.

 

Где: уровень агрессии в баллах.

 

Гистограмма на Рис.3.1 отображает проявление агрессивности у девочек и мальчиков в отдельности. Здесь наглядно видно, что уровень агрессии по всем показателям у девочек в среднем на 30,7% ниже, чем у мальчиков.

Рис. 3.2 Показатели проявления агрессии детей экспериментальной группы в зависимости от уровня образования родителей.

 

Где: 1 – Родители с высшим образованием

       2 – Родители со средним-специальным образованием

       3 – Родители со средним образованием

       4 – родители с неполным средним образованием (не рассматривались)

На рисунке 3.2. мы видим зависимость уровня проявления агрессии детьми от уровня образования родителей и как показывает гистограмма – чем выше уровень образования родителей, те выше уровень проявления агрессии детьми. К нашему большому сожалению нам не удалось набрать достаточно статистических данных, чтобы отобразить показатели проявления агрессии детьми, родители которых имеют неполное среднее образование. Ввиду малой выборки ошибка средней очень велика и не позволяет судить о достоверности результатов.

Мы предполагаем, что изменение уровня агрессии у детей в группах с различным уровнем образования может быть связана с несколькими причинами:

- повышенный уровень требований к детям родителями с высшим образованием

- смещенная агрессия у детей, родители которых имеют среднее образование

3.2  Анализ показателей уровня ситуационной и личностной тревожности родителей

Проанализировав ответы родителей по опроснику Д. Спилбергера, мы получили результаты (Приложение 5), которые оформили в виде гистограмм (рис. 4, рис. 5).

Родителям экспериментальной группы, по данным исследования, свойственна умеренная ситуационная тревожность (из 80 опрошенных - 62% человек /р<0,01/). Низкая ситуационная тревожность зафиксирована у 16% родителей /р<0,01/, высокая ситуационная тревожность отмечена у 22% человек/р<0,001/.

Умеренная личностная тревожность свойственна 49% родителей /р<0,001/, высокая личностная тревожность зафиксирована у 45% человек /р<0,001/, а низкая личностная тревожность отмечена у 6% родителей экспериментальной группы /р<0,01/.

 

Рис. 4 Показатели ситуационной тревожности родителей экспериментальной группы

 

Примечание:

Где ☺ -достоверность различий р< 0,001

 ☺☺ - достоверность различий р < 0,01

 

Рис. 5 Показатели личностной тревожности родителей экспериментальной группы

 

Примечание:

Где ☺ - достоверность различий р < 0,001

 ☺☺ - достоверность различий р < 0,01

 

3.3 Корреляционный анализ ситуационной и личностной тревожности родителей и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Целью нашего исследования является выявление взаимосвязи между проявлениями агрессивного поведения детей 6-7 лет и тревожностью родителей. Для определения связи между этими показателями, мы провели корреляционный анализ (коэффициент корреляции Пирсона):

1. Ситуационная тревожность родителей (С.Т.) - проявление агрессивного поведения детей (А.П.)

2. Личностная тревожность родителей (Л.Т.) - проявление агрессивного поведения детей (А.П.)

Опираясь на результаты исчисления, представленные в Приложении 7, мы получили следующие результаты (Таблица 1).

 

Таблица 1

Корреляционный анализ личностной тревожности родителей и агрессивного поведения детей

          Виды тревожности   Агрессия детей     Ситуационная тревожность     Личностная тревожность  
Проявления агрессивного поведения детьми     0,69     0,63  

По данным таблицы можно сделать выводы:

· Между ситуационной тревожностью родителей и агрессивным поведением детей существует корреляционная связь средней степени выраженности;

· Между личностной тревожностью родителей и агрессивным поведением детей существует корреляционная связь средней степени выраженности.

Степень выраженности тревожности родителей экспериментальной группы различна, поэтому мы провели корреляционный анализ между проявлениями агрессивного поведения детей и каждым уровнем выраженности тревожности родителей (как ситуационной, так и личностной) (Приложение 10, Приложение 9). Результаты были оформлены в Таблицу 2, Таблицу 3.

 

 

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: