Кризисы предприятий имеют различные причины и характер протекания. В разных условиях финансовый анализ может осуществляться в различных видах.
1)Комплексный финансовый анализ – используется для получения комплексной информации о финансовом состоянии предприятия при помощи внешней бухгалтерской отчетности, данных оперативной отчетности, результатов независимого аудита и т.д. Подобный вид анализа требует определенного количества времени из-за большого объема информации, которую к тому же нужно анализировать. Но зато дается общая картина состояния предприятия, позволяющая анализировать основные тенденции в развитии и деятельности.
2)Экспресс-анализ – проводиться в короткие сроки с целью получения информации об общем состоянии предприятия с использованием внешней бухгалтерской отчетности. Часто проводиться в условиях острых кризисных ситуаций, когда временные рамки для решения проблем очень узкие. Имеет определенные минусы, так как собирает только наиболее важную информацию. Кроме того, в условиях нехватки времени данные не всегда объективно оцениваются.
|
|
3)Ориентированный финансовый анализ – предназначен для сбора информации по определенному направлению с целью решения конкретного вопроса, к примеру повышения рентабельности, повышения заработной платы сотрудников и т.д. В кризисной ситуации такой вид анализа возможен, если точно определены проблемы предприятия.
4)Регулярный финансовый анализ. В принципе, такой вид анализа существует на каждом предприятии. Он представляет собой ежемесячную или квартальную подготовку информации о финансовом состоянии предприятия. Его проведение позволяет своевременно выявлять проблемы и принимать оперативные меры по их решению.[23, с.30]
Таким образом, вид анализа зависит от конкретных условий каждого предприятия. Однако многие специалисты придерживаются мнения, что обязательно должны иметь место комплексный и регулярные финансовые анализы. Остальные виды финансового анализа используются при необходимости.
В основе проведения финансового анализа, в том числе и кризисного предприятия, лежит исследование финансовой отчетности. В настоящее время существуют разнообразные методы анализа финансовой отчетности:
1.горизонтальный анализ – в некоторых источниках он еще носит название «временной». Заключается в сопоставлении одних и тех же данных финансовых отчетов в разные периоды с целью исследования их изменения и динамики. В основе этого анализа лежит исследование темпов изменения статей отчета о прибылях и убытках;
|
|
30
2.вертикальный анализ – составляется определение удельного веса показателей в системе основного (базисного) показателя, к примеру удельного веса расходов в балансе.
Обязательными элементами вертикального анализа являются динамические ряды исследуемых относительных величин, которые позволяют выявлять и прогнозировать изменения в хозяйственной среде предприятия;
3.коэффициентный анализ – используется с применением системы аналитических коэффициентов – основных элементов финансового состояния. Таких показателей существует достаточно большое количество, поэтому были выделены пять основных групп, которые будут рассмотрены ниже;
4.трендовый анализ. Как видно из названия, в основе лежит использование трендов – тенденций динамики показателя без внешних влияний и особенностей отдельных периодов. Преимущество такого анализа состоит в том, что с его помощью можно строить прогноз относительно динамики исследуемого показателя в будущих периодах.[17, с.40]
Таким образом, финансовый анализ, в частности кризисного предприятия, - это довольно сложный и ответственный процесс, который требует работы с большим количеством информации, ее обработки и оценки. Финансовый анализ лежит в основе планирования стратегии деятельности предприятия. В условиях кризиса он является неотъемлемой частью, поскольку позволяет оценить финансовое состояние предприятия, его проблемы и недостатки, исследовать имеющиеся средства для реализации того или иного метода в рамках программы по преодолению кризиса. Существуют разные способы преодоления кризиса, но выбор их в первую очередь зависит от финансов предприятия, его потенциала и финансовых возможностей. Поэтому к вопросу проведения финансового анализа нужно подходить очень серьезно. Целесообразным будет составление плана финансового анализа предприятия, который состоит из следующих пунктов:
1)постановка задач и вопросов, в рамках которых требуется проводить финансовый анализ;
2)сбор требуемой информации с условием установленного времени;
3)оценка достоверности полученной информации (для этого используется аудит);
4)горизонтальный и вертикальный анализ (исследуется структура показателей и динамика финансовой отчетности);
5)коэффициентарный анализ;
6)анализ значений полученных коэффициентов;
7)выявление общих положительных или отрицательных тенденций в финансовом состоянии предприятия;
8)подведение итогов, получение заключительных результатов на основе обработки всех полученных данных [27, с.14].