Ритмика стиха (проблема ритмич опр-ний)

 

Понятие ритмика употребляется в литературе в двух значениях. В одном случае оно обозначает комплекс ритмических особенностей, характерных для того или иного поэта («ритмика Маяковского», «ритмика Пушкина»), направления, школы (ритмика символистов, футуристов и т. д.) и даже языка в целом (ритмика русской речи).

В другом — ритмика выступает как особый раздел стиховедения, посвящённый изучению стихотворного ритма. Сюда входит изучение звуков речи с точки зрения их ритмообразующего значения, определения ритмической единицы и её модификаций в данной системе стихосложения, изучение строфики, фоники, рифмы, пауз и т. п. с точки зрения их ритмообразующего значения. Далее ритмика включает в себя историческое и сравнительное изучение ритма и его элементов в различных системах стихосложения различных литературных стилей.

Ритм - общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем ритма в этом значении является метр;

…или реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки в противоположность отвлеченной метрической схеме; в этом значении, наоборот, ритм является частным случаем («ритмической формой», «вариацией», «модуляцией») метра и стихотворного размера.

…существенным фактором ритма является самая форма последовательности сильных и слабых слогов, а не равная материальная длительность каждого звука, метрической группы (стопы) или целого стиха. Так, в зависимости от тех или иных заданий декламатор может в пределах одного и того же стиха неравномерно ускорить или замедлить темп речи, сделать более или менее сильную логическую паузу и т. д., однако общее впечатление ритмичности не будет этим нарушено, и характер метрической формы останется неизменным, как он не меняется и от тех менее значительных несоответствий, которые существуют в реальном звучании между временной длительностью двух соседних слогов.

В силлабо-тонике вы найдёте и ритм и метр и размер.

Ритм – (греч соразмерность, стройность) — мерное чередование равновеликих групп гармонического движения в динамических искусствах — в музыке, в танце и в метрическом стихе. Внутренние законы Р. для этих искусств (периодичность и кратность) — едины, материя же ритмообразования различна, чем и определяется микроструктура ритмов музыкального и стихотворного. Всякий правильный ритмический процесс двойственен: с одной стороны, он расчленяется на малые, ясно ощутимые равновеликие группы (краты), состоящие из количественно равных элементных частиц движения (долей); с другой — он сочленяет определенные количества малых групп в более крупные группировки. Таким образом, правильный ритмический процесс содержит в себе две меры гармонического движения: малую меру (крата) и большую меру (тактометрический период). Незавершенный ритмический процесс, где присутствует лишь малая мера, наблюдается, например, в свободном стихе трехдольной структуры с неравными, разнодлительными строками; в таком стихе отсутствует большая мера — тактометрический период, объединяющий только равные количества малых мер. Проще говоря, в свободном метрическом стихе нет периодической кратности (см. Верлибр).

 

Ритмич определители:

Ритм пытается соответствовать метру. Зависит от многих факторов.

1. Пропуск ударения

2. Отягчение слабых п-ций ударений

3. Характер клаузул (муж, жен, дактилич)

4. Особые средства выразительности (перенос и т.д.)

5. Употр разных гл и согл звуков. Сонорные звуки как протяж гласных.

6. Знаки препинания, пауза.

7. Синтаксис: в завис от того, как автор строит предл. Рубленный телеграфич стиль.

8. Содержание или настроение кас смысловое направление.

 

Метрика – учение о закономерном чередовании сильных и слабых звуков в стихе (т. е. о количественных отношениях в широком смысле слова). Но слово «метрика» употребляется еще и в других смыслах — более узком и более широком. В более узком смысле метрика есть учение о метре (или метрах), в противоположность ритмике как учению о ритме: метр есть общий закон чередования сильных и слабых звуков, ритм обнимает отдельные конкретные частные случаи применения этого закона, вариации основной метрической схемы. Метрика в более широком смысле обнимает все вопросы, касающиеся художественной закономерности в построении звуковой формы стиха (включая инструментовку и мелодику). Закон чередования сильных и слабых звуков может быть выражен в идеальной схеме (метр).

Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог... Метрический закон этого четверостишия, как мы увидим дальше, выражается метрической схемой четырехстопного ямба, осуществляемой в целом «Евгения Онегина»: соответственно этому закону, сильные звуки (ударения) расположены в каждом стихе на четных местах. Однако в отдельных стихах наблюдаются отклонения от схемы: так, во втором стихе отсутствует ударение на шестом слоге (занемог), в третьем стихе — на втором слоге (он уважать), в четвертом — опять на шестом (выдумать). При этом не все ударения — одинаковой силы: так, ударения на словах когда и себя слабее прочих; из неударных слогов сильнее других начальный третьего стиха (слабоударное слово: он).

Метр – от греч мера. В антич понимании – стопа. Вообще это стих размер, основанный на последовательном чередовании однородных стоп, напр: ямбический, хореический, дактилический.

 

Метрич опр-ли стиха:

 

1. Кол-во слогов

2. Кол-во ударений

3. Размер (стопа помноженная на кратность)

4. Цезура –

словораздел на определенном месте, расчленяющий стих на два полустишия или (реже) на три части. Если стих делится Ц. на две равные или приблизительно равные половины, то такая Ц. называется большой (по терминологии Г. Шенгели — медиана). Ц. может быть только в метрическом стихе, имеющем не менее четырех стоп (или двух диподий); в трехстопном стихе она невозможна. В четырехстопном и пятистопном стихе Ц. стоит после второй стопы, в шестистопном — после третьей, в семистопном и восьмистопном — после четвертой стопы. Совпадая со словоразделом (но не всегда со стопоразделом), Ц. выполняет функцию интонационно-фразовой паузы. В соответствии с расположением словесных ударений Ц. называют мужской (когда ударение стоит на последнем слоге предцезурного слова), женской (ударение на втором от конца слоге) и дактилической (на третьем от конца слоге). Если же после Ц. в стихе стоит структурная ритмическая пауза, то такая Ц. принимает на себя ритмическую функцию и будет уже не цезурой-словоразделом, а паузной цезурой. Сказанное видно на примерах:

 

Ц. — словораздел, совпадающий со стопоразделом:

На старости | я сызнова живу,

 Минувшее | проходит предо мною —

Давно ль оно | неслось, событий полно,

 Волнуяся, | как море-окиян?

 Теперь оно | безмолвно и спокойно.

(А. Пушкин)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: