Кодекс принят на ХХIV Генеральной ассамблее Международной ассоциации театральных критиков (2010)

 

 


[1] См.: Театральная критика и современность. Семинарий по театральной критике. Учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации. Отв. редактор В.В.Иванова. Авторский коллектив: Ю.М Барбой, В.В.Иванова, Е.С.Калмановский, Г.А.Лапкина, Т.А.Марченко, Н.А.Рабинянц. Л., ЛГТМиК, 1982.

[2] Владимиров С. В. Действие в драме. СПб.: СПБГАТИ, 2007. С. 35.

[3] Владимиров С. В. Указ соч. С. 10.

[4] Цит по: В.Э. Мейерхольд в работе над последним возобновлением «Маскарада: По страницах стенографических записей 1938 года. Сообщение И.И. Шнейдермана // Наука о театре: Межвузовский сборник трудов преподавателей и аспирантов. Л.: ЛГИТМиК, 1975. С. 164.

[5] Бентли Э. Жизнь драмы. М.: Ис-во, 1976. С. 17.

[6] Владимиров С. В. Указ. соч. С. 12.

[7] Вайнштейн О. Деррида и Платон: деконструкция логоса // Arbor Mundi. 1992. № 1. С. 69.

[8] Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. СПб.: Симпозиум, 2005. С. 172.

[9] Владимиров. С. В. Указ. Соч. С. 13.

[10] Аристотель. Поэтика // Аристотель. Соб.соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1984. Т. 4. С. 651.

[11] Костелянец Б.О. Лекции по теории драмы: Выпуск 1 (1976) // Костелянец Б.О. Драма и действие: Лекции по теории драмы. М.: Совпадение, 2007. С.44.

[12] Бентли Э. Указ. Соч. С. 14.

[13] Брук П. Блуждающая точка. СПб., М.: А.Р.Т., 1996. С. 25-26.

[14] Аристотель. Указ. соч. С. 651.

[15] Владимиров С. В. Указ. соч. С. 17-18.

[16] Аристотель. Указ. соч. С. 652.

[17] Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. М.: Ис-во, 1954-1961. Т. 4. С. 247.

[18] Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Худож. лит., 1972. С.176.

[19] Костелянец Б.О. Свобода и зло: Самоочищение и пресечение зла силой // Костелянец Б. Свобода и зло: Самоочищение и пресечение зла силой. Шекспир У. Король Лир / Пер. Б. Пастернака. СПб.: Гиперион, 1999. С. 5.

[20] Бентли. Указ. соч. С. 26

[21] Сахновский-Панкеев В.А. Драма: Драма: Конфликт. Композиция Сценическая жизнь. Л.: Ис-во, 1969. С. 28.

[22] Набоков В. Лекции по русской литературе. М.: Независимая газета, 1996. С. 359.

[23] См.: Стреллер Д. Заметки о драматическом театре // Стреллер Д. Театр для людей. М.: Радуга, 1984. С. 182-265.

[24] Роб-Грийе А. Самуэль Беккет, или Присутствие на сцене // Роб-Грийе А. Романески. М.: Ладомир, 2000. С. 579-580.

[25] Там же. С. 580.

[26] Там же. С. 581.

[27] Аристотель. Указ. соч. С. 654.

[28] Барбой Ю.М. Структура действия и современный спектакль. Л.: ЛГИТМиК, 1988. С. 41.

[29] Костелянец Б.О. Свобода и зло… С. 11.

[30] Костелянец Б.О. Свобода и зло. С. 12.

[31] Барт Р. Из книги “О Расине” // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. С. 191.

[32] Ксотелянец Б.О. Свобода и зло... С 31, 32.

[33] Гегель Г. В.Ф. Эстетика: В 4 т. М.: Ис-во, 1968. Т.1. С. 186.

[34] Барбой Ю. М. К теории театра. СПб.: СПГАТИ, 2008. С. 139.

[35] Бентли Э. Указ. соч. С. 28.

[36]Об этом см., например: Гвоздев А.А. Итоги и задачи научной истории театра // Задачи и методы изучения искусств. СПб., 2012. С.104-149.

 

[37] Юрский С. Об уходящей натуре //Театр. 2002. № 1. С. 116.

 

[38] Дмитриев Ю.А. Спектакль и наука о театре //Спектакль как предмет научного изучения. СПб., 1993. С.18,19

[39]Иванова В.В. Критика и объективная реальность спектакля //Спектакль как предмет научного изучения. С.24.

[40] Лапкина Г.А. Спектакль как единица театрального процесса. Аспекты возможного анализа // Спектакль как предмет научного изучения. С.12.

 

[41] Альтшуллер А.Я. Герменевтика и проблемы изучения спектакля //Спектакль как предмет научного изучения. С.20.

 

[42] Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2 т. Л., 1989. Т.1. С. 180.

[43]Барбой Ю.М. К теории театра. СПб., 2008. С.145. 

[44] Там же. С. 135-152.

[45]См.,например: Музыкальный энциклопедический словарь.М.,1991. С. 335.

[46] Книга З-я, глава VII, VIII, IX.

[47]Перед тем у г. Лужского прекрасно прозвучала фраза к Ивану: «Не поедешь. Тебе подсматривать здесь за мной хочется, вот тебе чего хочется, злая душа, оттого ты и не поедешь». И очень хорошо он сказал Алеше в начале сцены: «Нет, нет, я только теперь перекрещу тебя, вот так, садись».

 

[48] «Сладострастники».

[49] П.Яр-в. Отрывки из романа «Братья Карамазовы» на сцене Московского художественного театра. Вечер первый // «Киевская мысль». 1910. 23 нояб. Цит по: Московский художественный театр в русской театральной критике. 1906-1918. М., 2007. С. 303-311.

 

[50] «К.С.Станиславский. Фрагмент режиссерской композиции спектакля «Женитьбы Фигаро» (публикация В.М.Некрасова) // В поисках реалистической образности. М., 1981. С.277-281.

[51]Приведенный текст опубликован в кн.: Мальцева О. Любимов. Таганка. Век ХХI. СПб., 2004.

[52] Текст является частью статьи: Мальцева О. Роберт Стуруа. Театр им. Шота Руставели в Москве 2007 года // Национальный театр в контексте многонациональной культуры. Москва, 2008.

[53] Новый русский венецианец //Общая газета. 2002. 7-13 марта. С.10. [C Р.Стуруа беседовала М.Седых].

[54] Р.Стуруа: Мне близка эпоха Возрождения //Русский телеграф. 1996. 16 апр. С.7 [C режиссером беседовала Е.Сальникова].

 

[55] Методические указания по анализу спектакля актуальны при выполнении заданий каждого из семестров в семинаре по театральной критике, и особенно работ, рассматривающих спектакль как целое, таких, как «режиссура спектакля» и «рецензия на спектакль». 

[56] См., например: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.761.

[57]Громов П.П. Два «Гамлета» // П.П.Громов. Герой и время. Л., 1961. С. 312.

[58] Там же. С. 312,313.

[59] Там же. С.310.

[60] Там же. С.313.

[61]Шнитке А. Изображение и музыка – возможности диалога //Искусство кино. 1987. № 1. С.67-77.

[62] Ю.М. Барбой предложил рассматривать спектакль как нечто «объемное», не сводимое к сумме свойств, качеств, сторон. Об этом см.: Барбой Ю.М. К теории театра. СПб, 2008.

[63]Эйзенштейн С.М.. Монтаж. М., 2000. С. 368.

[64] См., например: А.А.Бестужеву // Пушкин А.С. Сс. В 10 т. М, 1977. Т. 9. С. 126.

[65]См.: Мальцева О. Об особенностях драматического действия в спектакле с многочастной композицией // Режиссура. Взгляд из конца века. Спб., 2005. С. 121-144. 

[66]Кичин В. «В списках не значился» // Театр. 1975.№11. С. 15.

 

[67] Головашенко Ю. «Пассажирка» //Веч. Ленинград. 1968. 29 мая.

[68] Родионова И. «Пассажирка» //Волгоградская правда. 1968. 20 июня.

[69] Там же.

[70] Там же

[71]Хайченко Г. Театр наших дней. М., 1975. С. 25.

[72] Там же.

[73] Кичин В. "В списках не значился" //Театр. 1975. №11. С. 15.

[74] Рыжова В. От пьесы к спектаклю. М., 1974. С. 70.

[75] Там же.

[76]Рудницкий К. Кентавры // Театр. 1979. №6. С. 51.

 

[77] Рыжова В. От пьесы к спектаклю. М., 1974. С. 70.

[78] Рудницкий К. Портреты драматургов. М., 1961. С. 302.

[79] Рыжова В. От пьесы к спектаклю. М.. 1974. С.63.

[80]Михайлова Е.,Михайлов С. В начале творческой судьбы //Театр. 1982. №11. С. 14.

[81] Там же. С. 14,16.

[82] Дмитревская М. По рассказу Тургенева //Театр. 1984. №9. С. 130,134.

[83] Рудницкий К. О режиссерском искусстве Г. А. Товстоногова //Товстоногов Г. Зеркало сцены. В 2-х т. Т.1. Л., 1981. С. 9.

[84] Смелянский А. Четыре круга //Театр. 1980. №10. С. 27.

[85] Там же.

[86] Дмитревская М. «Ищем мы соль, ищем мы боль этой земли...» //Театр. 1986. №4. С. 89.

[87] Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2-х т. Л., 1980. Т.1. С. 225.

[88] Петербургский театральный журнал. 2003. № 33. С. 10 – 14.

[89] Актеры и роли. Сб. ст. М.; Л.: Искусство, 1947.

[90] Калмановский Е.С. Книга о театральном актере. Л. 1971.

[91] Вокруг актера. Сб.ст. Санкт-Петербург: СПГАТИ, 2002.

[92] Калмановский Е. Указ.соч. С. 56.

[93] См. об этом, например: Егошина О. Актерские тетради Иннокентия Смоктуновского. М.: ОГИ, 2004. С. 152.

[94] Калмановский Е. Указ. соч. С. 216.

[95] Калмановский Е. Указ. соч. С. 109.

[96] Соколянский А. Петренко // Московский наблюдатель. 1991. № 4. С. 25.

[97] Мельникова С. Юлия Рутберг // Московский наблюдатель. 1992. № 4. С. 26.

[98] Соколянский А. Олег Меньшиков // Московский наблюдатель.1993. № 4. С.37.

[99] Цит. по: Калмановский Е. Указ. соч. С. 195.

[100] Там же.

[101] Максимова В. Ритмы трагедии: (Ольга Яковлева в спектакле «Последние») // Московский наблюдатель. 1996. № 3 – 4. С. 56.

[102] Калмановский Е. Указ. соч. С. 209.

[103] Бартошевич А. «Бездны мрачной на краю»: (Энтони Шер в роли Ричарда III) // Бартошевич А. «Мирозданью современный». Шекспир в театре ХХ века. М.: ГИТИС, 2002. С. 172 – 174.

[104] Свободин А. Фантомы села Головлево // Театр. 1985. № 1. С.60 – 71.

[105] Алперс Б. В. «Сердце не камень» и поздний Островский // Алперс Б. В. Театральные очерки. В 2-х т. Т.I. Театральные монография. М., Искусство, 1977. С.415 – 424.

[106] Громов П. П. Ансамбль и стиль спектакля // Громов П. П. Написанное и ненаписанное. М.: АРТ, 1994. С.118 – 140.

[107] Громов П. П. Указ. соч. С. 123 – 125.

[108] Там же. С. 132.

[109] Головашенко Ю. Поиски трагедии // Актеры и роли. С. 168 – 170.

[110] См.: Эйзенштейн С.М. Монтаж. М., 1998.

[111] См., напр.: Можейко М. А. Классика, неклассика, постнеклассика. // В кн: История филосфии. Энциклопедия. Сост. и гл. науч. редактор А.А.Грицанов. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.

[112] См.: Марков П.А. О театре. В 4 т. Т. 1. М., 1974. С. 255 – 274.

[113] См.: Скафтымов А.П. Нравственные искания русских исателей. Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972 (Статья «К вопросу о принципах построения пьес А.П.Чехова», с. 404 – 435).

[114] Марков П.А. Там же. С. 268.

[115] См.: Богданова П. Логика перемен. Анатолий Васильев. Между прошлым и будущим. М., НЛО, 2007; Буткевич М.М. К игровому театру. М., ГИТИС, 2002.

 

[116] Термин Х.-Т.Лемана. См.: Lehmann Hans Thiess. Postrdamatic Theatre. Taylor and Francis. 2007; Леманн Ханс-Тис. Постдраматический театр. //Новое литературное обозрение, 2011, № 111.

[117] Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. В 2 ч. Ч. 1. М., 1968. С. 213.

[118] Lehmann, Hans-Thies. Postdramatic Theatre. Translated by Karen Jürs-Munby. London, Routledge, 2006. P 156.

 

[119] См.: Таршис Н. Музыка драматического спектакля, СПб., СПбГАТИ, 2010.

[120] Гвоздев А. Актер – режиссер – драматург. //Жизнь искусства. 1926. № 26. С. 11.

 

[121] Марков П.А. «Ревизор» Мейерхольда. // В кн.: Марков П.А. О театре. М., 1976. Т. 3. С. 382.

[122] Понятие единства пространственно-временного континуума как «хроното­па» первым использовал в исследовании литературы М. Бахтин, ранее это понятие употреблялось в теоретической физике А. Эйнштейна (1915) и в других точных науках.

[123] Анненский И.Ф. История античной драмы: Курс лекций / И.Ф. Анненский, cостав. вступ. ст. В. Е. Гитина, примеч. В. В. Зельченко. // Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека. - СПб.: Гиперион, 2003.–c 219

[124]Барро Ж.Л. О происхождении театра. Цит. по: Современная драматургия. — 1986. — № 4. — С. 34

[125] См.: Каплан Э. Режиссер и музыка. //Встречи с Мейерхольдом. М., 1967. С. 332 – 351. 

[126] Слонимский А. Техника комического у Гоголя. Пг., 1923. С. 5.

[127] Туровская М.И. Дуплет в угол // Театр Анатолия Эфроса. Воспоминания. Статьи. М.: «Артист. Режиссер. Театр», 2000. С.270.

[128] Крымова Н.А. Имена. Избранное. В 3-х кн. Кн. 3. М.: Трилистник, 2005. С.173.

[129] См. Марков П. А. Об Анатолии Эфросе. // Марков П. О театре: В 4-х тт. Т.4. М.: Иск-во, 1977. С.561-562.

 

[130] См.: Анастасьев А. Павел Александрович Марков и его книги // Марков П.А. О театре: В 4-х тт. Т.4. М.: Иск-во, 1977. С. 607.

 

[131] Смелянский А. М. Фома // Смелянский А. М. Междометия времени. Кн. 1. М.: Иск-во, 2002. С. 431.

[132] Там же.

[133] Гаевский В. Станиславский// Гаевский В. Флейта Гамлета. М.: «Союзтеатр» СТД СССР, 1990. С.14.

[134]Там же. С. 20.

[135]Крымова Н. Адольф Шапиро// Портреты режиссеров. Вып. 4.Л.: Иск-во, 1986. С. 100-102.

[136] Смелянский А. Фома//Смелянский А. Междометия времени. Кн. 1. М.: Иск-во, 2002. С. 434.

 

[137] Там же. С. 432.

[138] Горфункель Е. Шапито Бутусова//Театр.2003. N1-2. С.30.

[139] Там же. C. 33.

[140] Вестергольм Л. Ты всегда хотел стать капитаном, Джордж Мерри!..(Владимир Воробьев)//Петербургский театральный журнал. 1995.N 8. С.69.

 

[141] Л. Гроссман. Жанры художественной критики. В кн. Борьба за стиль, М., 1921

[142] Л. Гроссман. Жанры художественной критики. В кн. Борьба за стиль, М., 1921.

[143] В. Набоков. Лекции по русской литературе. Л. Н. Толстой. С….

[144] Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчество//Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968, с. 67-68

[145] Краткая литературная энциклопедия. М., 1975, т. 8, с. 962.

[146] Краткая лит. энциклопедия, т. 7, с. 930

[147] З. Паперный. О злободневном и долговечном. В кн.: Русский театральный фельетон. Л., 1991, с.6.

[148] Вышли книги: Барбой Ю. К теории театра. СПб., СПбГАТИ, 2008; Введение в театроведение. Учебное пособие. СПб., СПбГАТИ, 2010.

[149] См.: Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л.: Худож. лит., 1969. С. 306-326.

[150] См.: Шкловский В. Пятнадцать порций Городничихи. // В сб.: Мейерхольд в русской театральной критике. 1920—1938. М.: АРТ, 2000. С. 210-212; Шкловский В. Ревизориха //Кино. М., 1926, декабрь.

[151] См.: Шкловский В. Искусство как прием. // Шкловский В. Б. Гамбургский счет. - М., 1990. С. 58-72.

[152] Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1992. С. 48.

[153] «Ишь, как птичка распелась!» С литовским режиссером Эймунтасом Някрошюсом беседует латышский критик Нормундс Науманис. //Петербургский театральный журнал. № 12. СПб., 1996.

[154] Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1992. С.30-31.

[155] Барт Ролан. S/Z. Пер. с фр. 2-е изд., испр. Под ред. Г. К. Косикова. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 33.

[156] Альтшуллер А.Я. Театроведение и герменевтика. Некоторые вопросы методологии. //Вопросы театроведения. СПб., 1991. С. 10.

[157] «Ишь, как птичка распелась!» С литовским режиссером Эймунтасом Някрошюсом беседует латышский критик Нормундс Науманис. //Петербургский театральный журнал. № 12. СПб., 1996.

[158] Рикёр Поль. Что меня занимает последние 30 лет. // в кн.: Рикёр П. Труды.

[159] Барт Ролан. S/Z. Пер. с фр. 2-е изд., испр. Под ред. Г. К. Косикова. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 33.

[160] См.: Гвоздев А.А. О смене театральных систем. //О театре. Временник Отдела истории и теории театра ГИИИ. Л., 1926. С. 7 – 36.

[161] См., например, выпуск международного театроведческого журнала: Assaph. Studies in Theatre. No 7. Tel Aviv, 1991. 

[162] Freud, Sigmunt. Writings on Art and Literature. Stanford University Press. 1997. Pp. 87 – 93.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: