Восхождение от абстрактного

К КОНКРЕТНОМУ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД

ПОЗНАНИЯ

 

Под «абстрактным» в философии понимается все вообще выделенное, обособленное, существующее «само по себе», в своей независимости от всего другого, т. е. любая «сторона», аспект или часть действительного целого, любой определенный фрагмент действительности.

«Абстрагироваться – мысленно отвлекаться от тех или иных сторон рассматриваемых явлений или от частных и конкретных свойств отдельных предметов» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред.
Ф. Н. Петрова. – М., 1997. – С. 12).

В качестве абстракции выступают понятия и категории, принципы и теории, выделенные признаки процессов и явлений, то есть любые обобщения есть абстракция.

Конкретное выступает как чувственно-конкретное и как мысленно-конкретное. Конкретность проявляется в фактах, явлениях, процессах.

«Конкретизировать – (лат. сoncretus – густой, твердый) – придавать наглядный, предметный характер, давать конкретное выражение чему-либо, уточнять» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред. Ф. Н. Петрова. – М., 1997. – С. 347).

«Восхождение» означает систематическое, поступательное развертывание связей от простых к сложным и, соответственно, переход от менее сложных категорий к более сложным.

 


АНАЛИЗ И СИНТЕЗ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Практически любое исследование связано с выяснением структуры, связей составляющих элементов, их состояния, что требует анализа.

«Анализ – (греч. analisis – разложение, расчленение, разбор) – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред. Ф. Н. Петрова. – М., 1997. – С. 47).

Анализ предполагает расчленение целого на составные части; оперирование нерасчлененным процессом или явлением не позволяет проникнуть в их сущность и управлять ими.

Метод анализа связан с тремя операциями:

изоляцией выделенных элементов;

– избирательной выборкой элементов для их изучения;

систематизацией элементов, исходя из цели и логики

  исследования.

Анализ всегда связан с синтезом, который возникает как метод объединения различных теоретических посылок, идей, утверждений, обеспечивающих получение новых знаний.

«Синтез – (греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей…» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред.
Ф. Н. Петрова. – М., 1997. – С.638).

Синтез позволяет:

переносить знания с одного объекта на другой;

по аналогии делать теоретические выводы;

субординировать проблемы, определить очередность их
решения.

 



ИНДУКТИВНО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД

 

«Индукция – (лат. inductio – наведение, побуждение) – логический метод, основанный на умозаключении от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обощениям» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред. Ф.Н. Петрова. – М., 1997. – С. 269).

«Дедукция – (лат. – deductio – выведение) – логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред.
Ф. Н. Петрова. – М., 1997. – С. 201).

Индукция и дедукция – взаимосвязанные методы научного исследования, эффективность которых зависит от сочетания с анализом и синтезом.

 

 СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД

 

Структурный подход связан всегда с системным.

«Структура – (лат. Structura) – строение, устройство» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред. Ф. Н. Петрова. – М., 1997. – С.664).

«Система – (греч. systema) – целое, составленное из частей» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред. Ф. Н. Петрова. – М., 1997. – С. 640).

Изучая определенную систему, приходится ее структуировать, выделять составные компоненты, определять уровень их развития, связей, отношений и функций.

Структурный подход всегда связан:

– с выявлением составных элементов, входящих в систему;

– с определением уровня развития этих элементов;

– с установлением характера связей между элементами и другими системами;

– с определением функций элементов и системы в целом.

 

         МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД


ПОЗНАНИЯ

«Модель – (фр. modele от ит. modello) – образец; воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред. Ф. Н. Петрова. – М.,1997. – С. 453).

       Модель в исследовании отражает:

– системный состав элементов процесса;

– воспроизводящие элементы системы;

– характер связей между элементами системы.

Модель в конкретном исследовании выступает как идеализированное представление о реальном процессе, явлении. Например, модель праздничного действа, посвященного торжественному событию – Дню города, фестивалю уличных театров и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: