Функциональная школа интеграции

Д. Митрани, конец 40х гг. XX века. "Действенная система мира".

Исходный тезис: "Развитие промышленности и системы коммуникаций, создающие социальные и экологические потребности регионального и мирового масштабов". Они навязывают человеку международное сотрудничество посредством специализированных функциональных международных организаций. Главный двигатель этого процесса – развитие техники. Это первичный источник всех изменений и в экономике, и в культуре, и в благосостоянии, что требует приспособления к ним и политико-правовых характеристик.

По мнению этой школы технический прогресс - лучшая сторона человеческой деятельности, активно-творческое начало. А политические структуры – худшая сторона консервативного начала. Поэтому между этими началами постоянное напряжение. Функционалисты подчёркивают разрыв между техническими, экономическими связями, не знающими границ, и политической расчленённостью на национальные государства. Государства не в состоянии самостоятельно решить ни экономические, ни экологические проблемы, тем более проблему безопасности в ядерный век. Выход: развитие международных неполитических организаций. Именно они призваны осуществлять ту или иную функцию в регионе.

Определённая группа граждан из разных стран обнаруживает некоторую заинтересованность в совместной деятельности по достижению определённых технических экономических целей (не политических). Это предполагает консенсус по вопросу о том, что есть проблема, которую лучше разрешить совместными действиями. Такая международная деятельность политически нейтральна. Первый же успех организации служит примером – каждая функция этой организации имеет постепенную возможность породить другую функцию. Так возникает 1 ярус функциональных организаций, действующих в региональном и мировом масштабе.

Чтобы их деятельность согласовать потребуется 2 ярус организации, компетенция, которая наперёд не может быть задана, но развивается сама собой, исходя из потребностей. Потом потребуется планирование организации => 3 ярус. Вот так создаётся система вненациональных органов, возникающих объективно и берущих на себя управленческие функции, которые были раньше у национальных государств. Всё это носит технический, а не политический характер. Это явление – "техническая самодетерминированность".

Но встаёт вопрос, как может произойти передача компетенции суверенных государств международным институтам? Функционалисты полагают, что суверенитет имеет 3 основы:

☏ Технологическую

☏ Экономическую

☏ Социополитическую

Первые 2 размывают границы суверенитета, он становится всё более бессмысленным, а в результате этого автоматически происходят сдвиги и в 3 социополитической основе, и сдвиги в отношении граждан к своему национальному государству и государственному аппарату. По мере того, как международные институты будут всё успешнее выполнять функции, прагматическое мышление общественности приведёт к переориентации её лояльности с национальных органов на международные институты (больше пользы), а это приведёт к ограничению прав суверенитета национальных государств. Этот процесс главный и длительный, и также будет постепенно возрастать и политическая сторона связей между государствами.

Функционалисты негативно относятся как к федерации, так и к конфедерации. Они считают, что регионализм может быть не территориальным, а функциональным. В связи с этим Митрани говорил, что "регионами следует считать не географические, а функциональные зоны" (например, ж\д сеть может планироваться и управляться в континентальном масштабе. А санитарно-эпидемиологический контроль может осуществляться в глобальном масштабе). При таком отрицательном отношении они не отрицают федерации, но считают, что она должна формироваться естественным путём, постепенно.

Критерии интегрированности, объём и характер общественно-политических функций, вызванных развитием техники и экономики и перешедшие из компетенции национальных государств в вверение ненациональных органов.

 

Роберт Кайзер о вариантах интеграции и её критериях

Другую классификацию вариантов интеграции сообществ даёт Р. Кайзер:

✤ Супер-государство, где есть единая власть.

✤ Функциональный регион (похоже на европейский период феодализм с отличием, что интегратором выступает не религиозный фактор, а экономическая власть на региональном уровне. А социально-психологические интересы объединяют людей в локальные союзы. Национальный суверенитет низводится до концепции культурного самосохранения (общности)).

✤ Региональный конгломерат, где значит степень централизации власти на наднациональном уровне при сохранении определённого суверенитета в руках национальных государств.

Критерии интеграции по неофункционалистам: они предлагают системный подход и рассматривают интеграцию как совокупность переменных, тесно связанных друг с другом и выделяют 3 группы переменных:

Количество стран-участниц и уровень обмена, торговли, капитала.

Сходство целей правительств и степень давления на эти государства, подталкивающая к союзу.

Стиль принятия решений в органах союза.

Даётся экспертная оценка по 10-бальной шкале и 12 показателям. Наиболее разработано это у Линдберга (22 показателя). Наиболее глубоко и тщательно разработана политическая интеграция.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: