Основатель – Хагерстранд – изучение нововведений в сельском хозяйстве. Построил первую модель диффузии, в которой существуют 4 основных понятия:
❅ Расстояние;
❅ Поле;
❅ Контакт;
❅ Информация.
Говоря о расстоянии, встает вопрос о его измерении. В зависимости от характера изучения, расстояние может измеряться в разных метриках: км по воздушной прямой или по дорогам; в условно-эвклидовой, когда вместо км используются транспортные издержки или затраты времени; радикально-кольцевой (прямоугольный); ранговый, при котором учитывается переход от одного уровня на другой.
Введём предположение, что вероятность контакта между 2 объектами будет ослабевать. А информация будет прямо-пропорционально убывать расстоянию. Источники получения информации – адаптеры.
Контактное поле.
Если использовать принцип вероятности контактов, то Хагерстранд вводит понятие среднего информационного поля – прогнозная территория, в границах которой могут осуществляться контакты между передатчиками и адаптерами.
|
|
Эмпирические наблюдения показали, что в 1 приближении всё население можно разделить на 3 группы:
人 Небольшая группа новаторов
人 Небольшие группы консерваторов, больше других упорствующих новациям.
人 Наибольшие промежуточные группы, члены которой принимают новшества позже новаторов, но раньше, чем 2 группы.
Этот подход диффузии с помощью кривой, вычисляемой на основе формулы:
P – доля воспринявших новацию
U – верхний предел восприятия новации
A – значение P при t=0
b=const
v – возрастание P с течением t
l – основание log=2,718.
Пример: U=90% a=5 b=1 t=2 месяца | P=4%, при t=4, P=28%. t=6 => P=66% t=8 => P=85% и т.д. |
На формулу кривой решающее влияние оказывает const.
В целом, эти кривые хорошо характеризуют степень устойчивости к новшествам, степень диффузии, а также время затухания и насыщения.
Роберт Юилл учёл влияние на процесс диффузии 4 различных типов внутренних препятствий (барьеров):
- Сверхпоглащающие барьеры, не только поглощающие сообщения, но и разрушающие источник сообщения.
- Поглощающие барьеры абсорбируют, но не влияют на источник.
- Отражающие барьеры не воспринимают сообщение, но позволяет источнику передать новое сообщение за тот же промежуток времени.
- Барьер направленного отражения не поглощает сообщение, но изменяют его направленность в сторону ячейки, ближайшей к источнику сообщения.
С помощью барьеров можно моделировать различные реальные условия диффузии нововведений.