Забылин Михаил – Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия

 

www.e-puzzle.ru

москва

Институт русской цивилизации 2014

УДК 930 ББК 63.5(2) З 12

Забылин М.

З 12 Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч. // Сост. и отв. редактор О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014 - 688 с.

 

В книге знатока русского народного быта Михаила Забылина собраны уникальные материалы о русском образе жизни, традициях и обычаях, систематизированы основные этнографические источники о русском народе. Книга содержит сведения о русских праздниках, обрядах, суевериях и предрассудках, домашней жизни, народной медицине, приметах, пословицах, поговорках, песнях и музыке. В труде Забылина также рассказывается об охоте и досуге, старинном травнике и народном цветнике, одежде, о колдунах, ведьмах и другой нечистой силе.

 

В оформлении обложки использована икона Божией Матери "Слово плоть бысть".

 

Печатается по оригиналу 1880 года. Издание М. Березина. Москва. 1880.

ISBN 978-5-4261-0096-1

© Институт русской цивилизации, 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие 6

Часть I. ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ

ПРАЗДНИКИ И СОПРИКОСНОВЕННЫЕ С НИМИ ОБРЯДЫ 9

Святки. Коляда. - Гадания вообще. - Гадание на вещах. - Хоронение золота. - Окличка прохожих. - Подслушивание. - Гадание на курицах. - Гадание на лошадях. - Гадание у ворот. - Гадание башмаком. - Гадание топором. - Г адание яйцом. - Г адание на поленьях. - Гадание воском. - Гадание на зборнике. - Гадание лучиною. - Гадание на коровьей или воловьей шкуре. - Гадание на сковороде. - Гадание на кольце, хлебе и крючке. - Гадание у омета соломы. - Гадание на перекрестке. - Гадание под окном. - Гадание на бобах. - Гадание ключом. - Гадание на священной книге. - Гадание на зеркалах. - Приглашение ужинать. - Гадание у церковных дверей. - Гадание у бани. - Гадание у сарая. - Гадание на снах. - Мостик. - Пересол. - Гребень. - Гадание по следу на снегу. - Гадание по игральной карте. - Крещенское гадание (легенда). - Святочные вертепы и звезды. - Славление наших царей. - Несколько слов о Васильевом вечере 9

Масленица (Сырная неделя). Катанье. - Торжественный маскарад в 1722 г. - Некоторые исторические маскарады. - Свадьба шута в 1739 г. - Лубочные комедии и игрища. - Козу в мешке играть. - Борьба и кулачный

бой. - Олицетворение Масленицы. - Сожигание Масленицы. - Прощеное воскресенье. - Заключение о Масленице...44

Вербная неделя 59

Великий четверг 61

Пасха (Святая неделя). - Солнце играет. - Сатана в аду. - Великоденные песни. - Кости теленка. - Как встречают

Пасху в Перми. - Красная горка 63

Радоница 66

Семик (Русальная неделя, русалки). - Симпатия. - Свистопляска. - Могила Аники-воина. - Маргостье. - Крещение кукушек. - Поминовение самоубийц. - Русальный праздник. - Погребение Костромы. - Изгнание, прощание и провожание русалок 69

Иван Купало и Аграфена Купальница. Праздник росы. - Ивановская ночь. - Купальные огни. - Соботки. - Почитание стихии. - Что значит Купало. - Праздник в черном лесе. - Празднование на юге России. - Лысая гора. - Беседа Петра Великого. - Белый петух. - Иванов цвет. - Целебные травы. - Купанье на Ивана Купалу. - Толокчи в ступе. - Кокуева слобода в Москве. - Крапивный куст 81

Ярило. Костромское Ярило. - Ярилин праздник. - Погребение Ярилы 97

Петровки. Гулянье на Наливках. - Народная жертва. - Проводы весны. - Ночные гулянки. - Карауленье солнца. - Камнепочтение 100

Земледельческие праздники и другие замечательные дни. Дежень. - Опашка. - Именинник. - Чучело как представитель окончания жатвы. - Дожинки. - Иноверческие праздники жатвы. - Помочь. - Капустница. - Супрядки. - Ильин день. - Первый Спас. - Юрьев или Его- рьев день. - Прасковия Пятница. - Семенов день (бабье

лето). - Покровская суббота 106

Обряды во время поминовения усопших (дни поминовения). - Праздник всех душ. - Пир Козла. - Отрада

душ. - Поминальные дни. - Причитание по усопшим,

вытье, голошение 125

Свадебные обряды и обычаи. Обычай похищать девиц. - Преследование обычаев духовенством. - Покупка девиц. - Греческие и римские обряды. - Снимание сапога у мужа. - Куничное на свадьбе. - Свадебные птицы. - Головной убор новобрачной. - Баня, меха и солома брачной ночи. - Вскрывание молодых. - Предосторожности и свадебные приметы. - Свадебные песни в отношении их значения. - Суженый. - Свадебные причитания, голосование. - Свадьба с трубами. - Деревенские обычаи в селе Борщеве во время свадьбы. - Пермские свадьбы. - Сватовство пермяков и брачный обряд. - Беглые свадьбы. - Свадьбы великорусские. - Свадьбы в Малороссии. - Свадьбы на Урале. - Свадьбы у донских казаков. - Свадьбы у камчадалов. - Мордовские и чувашские языческие и христианские свадьбы. - Черемисские языческие свадьбы. - Татарские свадьбы. - Калмыцкие свадьбы 135

Прибавление к первой части 210

Часть II. НАРОДНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ

Суеверия и ложные убеждения 217

Откуда возникли чародейство и суеверие? 222

Колдуны и чернокнижники. Договор с демоном. - Колдуны случайные, поневоле, по убеждению, злоумышленные. - Легенды о колдунах в России. - Смерть колдуна. - Хождение тени колдуна. - Передача колдовства внучку

(легенда). - Народное понятие о порче 228

Преследование и казнь колдунов. Преследование колдунов инквизицией на западе. - Преследование колдунов в России. - Похитительницы росы. - Наговорщица на хмель. - Московские ворожейки. - Косный развод. - Порча на след. - Обвинение боярина Матвеева в чародействе. - Прекращение преследования путем инквизиции... 253

Ведьмы и шабаши их. Западные ведьмы. - Двойное зрение. - Шведский процесс над ведьмами. - Русские ведьмы и мары. - Защита против ведьм и колдунов. - Оборачивание ведьм в животных. - Отчего нет сорок в Москве. - Ведьмино селение. - Песни ведьм

Домовые. Происхождение домовых

Водяные

Леший

Кикимвры, кикиморы, шишиморы, 

Проклятые дети

Оборотни, Варкулаки, Вовкулаки

Баба-яга

Шаманизм. Примирение ребенка с бесами. - Шаманы у тунгусов, шаманы у самоедов

Приметы и симпатии. Дурной глаз, сглаз, призор очес или изурочивание. - Открытие вора у камчадалов. - День Благовещения. - Свербение бровей. - Булавку давать. - Волосы, ногти хранить. - Водяной воробей. - Ворон-предсказатель. - Воск из дому выносить. - Против заговоренного от пули. - Оспа и борьба с нею. - Встреча. - Браниться в Егорьев день. - Глаза свербят. - Голубь в окно влетит. - Беззвездные ночи. - Громовая стрела. - Дождь. - Дока. - Дорога. - Железница. - Примета о посеве по жукам, почему не должно работать на заговенье. - Примета над замками. - Задушение младенца на постели. - Зеркало держать в комнате - грех. - Огненные змеи. - Икать тяжело. - Имя дать новорожденному. - Именины праздновать. - Комета и ее значение в народе. - Чудо от коровы в Казани. - Кошка. - Кузнечик кует. - Курица петухом поет. - Отламывать лишний кусок хлеба. - Ладанка. - Ладонь чешется. - Ласточка. - Лихоманка, лихорадка. - Локоть чешется. - Лошадь (разные приметы). - Луна. - Лучина. - Мышь. - Лягушка. - Беременная женщина. - Медведь. - Против уроков младенцев. - Суеверное разрезывание следа. - Молчание. - Му-

хомор и его действия. - Наседку сажать. - Несчастного в доме не держать. - Обливание водою. - Святые колодцы, святые озера. - Обмирание, летаргия. - Обморочение. - Обнова. - Осина. - Пауки. - Кому садиться в переднем углу. - Переносье чешется. - Прищемить в дверях свою одежду. - Забыть гробовую доску в доме, где был покойник. - Плюнуть на себя нечаянно. - Падение полена. - Понедельник. - Поперхнуться. - Узнать цену хлеба по колосу. - Собака воет. - Саван шить. - Свинья. - Свист. - Скопа. - Скоромы. - Соль просыпать. - Сорочка. - Дом, здание строить. - Стены трещат. - Предчувствие тараканов. - Телятину есть - грех. - Угорь - поганая рыба. - Утопленник. - Уж. - Утопленник нечаянный. - Уши горят. - Филин. - Фортуна. - Франкмасоны. - Чуранье, чураться. - Юбка. - Яйца. - Ячмень на глазе 296

Хозяйственные приметы на весь год. Народные приметы по солнцу и облакам. - По луне, по звездам. - По воздушным явлениям. - По животным. - По птицам 321

Заклинания, заговоры, обереги, заклинательные молитвы, подходы, приговоры и пр. Заговоры от истечения крови. - Чтобы не шла кровь из раны. - Заговор от крови. - Заговор от пореза. - От истечения крови. - Заговорить кровь. - Чтобы не шла кровь из раны. - От посечения члена. - Заговор от недугов красной девицы в болезни полюбовного молодца. - Заговор красной девицы о сбережении в дороге полюбовного молодца. - Заговор на путь-дороженьку. - Заговоры о тоске. - Заговор от тоски. - Заговор от тоски по родном сыне. - Заговор матери в наносной тоске своего дитятки. - Заговор красной девицы от тоски. - Заговор от стени, задумчивости, от тоски и печали 328

Заговоры воинские. Заговор от пищалей и стрел. - Заговор от ратных орудий. - Заговор от пуль - свинцовых, медных, каменных. - Заговор на железо, уклад, сталь, медь. - Заговор ратного человека, идущего на войну и проч 337

Заговоры любовные. Заговор молодца на любовь красной девицы. - Заговор для любви. - Заговор полюбовного молодца. - Заговор на любовь на прянике. - Заговор на любовь девушки. - Слова присушить девицу. - На при- сушение. - На разжение сердца у девицы. - На разжение девичьего сердца. - Слова, тоску напустить, присушить девок. - Навести тоску. - Присушать девок. - Наговор на присушение. - Для присухи. - Старинное заклинание на любовь. - Заговор на тоску добру молодцу по красной девице. - Напустить тоску парню. - На прилучение камня. - На людскую любовь (приобрести общую любовь). -

На любовь девушек и всех людей и проч 343

Остудные, противолюбовные заговоры. На остуду между молодцом и девицей. - Остудные слова. - Заговор на остуду между мужем и женой. - На остуду. - На разлучение. - Наговор на разлучение 359

Заговоры для призывания или отогнания нечистой силы. В защиту от нечистой силы. - Заговор на отогнание черных муриев. - Заговор на дьявола. - Молитва от злого

чарования. - Заговор от змия, к жене летающего в дом. - Молитва, аще в доме глумится. - Заговор от бесов. - Против черта. - Призывание домового на новоселье. - К домовому. - К домовому при покупке скота. - К домовому при вводе в стойло скотины. - Заговор для того, чтобы видеть дворового. - К банному. - При знакомстве с лешим. - От нечистого. - Молитва от нечистого духа 362

Охотницкие заговоры и молитвы. Для удачи на охоте. - Заговор охотника на постановных клетях для зайцев. - Для успеха на охоте. - На птичью охоту. - Охотничьи слова. - От ворона, мешающего охотнику. - Чтобы ворон не ел попавших в ловушку птиц. - Против злого человека на охоте. - Слова утечьи. - Молитва прикосная на зверя. - Охотничьи

заклинания на горностаев. - На беличью ловлю 377

Заговоры и обереги от пьянства. От пьянства. - От запоя. - От похмелья. - Человека от похмелья уловить. - Заговор от пьянства. - Заговор от запоя 384

Заговоры от порчи и от колдунов 387

Наговоры на рыбную ловлю. Как ты, матушка Шорда- река. - Рыбий прикос. - Слова рыбу лучить. - Для удоч- ного лова рыбы. - При наживе червей на крючок. - На уженье. - Для удачи на промысле 392

Заговоры от лихорадок. От трясцы. - От лихорадки или дрожжанки. - Заговор от всякой лихорадки. - От трясавицы. - Общее заключение о лихорадках и заговорах на

эту болезнь 397

Заговоры против зубной боли 410

Заговоры от болезней глаз. От ячменя. - От сучьего

сучка. - От боли глаз с озеву 413

Заговоры против мужского бессилия 414

Заговоры от грыжи, и сглазу, и баенной нечисти. От

детской грыжи 415

Заговоры против насекомых. Заговор от осы. - От червей. - Червь умолвити в коне и на ниве 418

Слова невест, желающих замуж 419

Свадебные заговоры, обереги, подходы. Подход свата. - На наговоренное пиво. - Когда случится отпустить свадьбу. - Оберег жениха. - Свадебный оберег. - Заговор вежливца 419

Заговор на подход. Подход пред царские очи. - Подход ко властям. - Подход к начальству. - Заговор для идущего в суд, чтобы власти и судьи были милостивы. - Оберег против суда и несправедливого обвинения 422

Заговоры пчелиные. На посажение пчел в улье. - Пчелиные слова 427

Заговоры от всякой болезни. Молитва от всех скорбей. - Заговор от недугов 428

Заговор на покраденную вещь 430

Заговор оборотня 430

Заговор островника на зеленую дубраву 431

Заговор от злобы, лихих людей и о спасении. Заговор от лихого человека. - Заговор от злобы. - Молитва от

злобы 431

Заговор на кулачный бой 433

Заговор от боли в ушах 433

Молитвенные заговоры от безумия, родимца, белой горячки. Молитва от безумия, порчи, родимца, припадков белой горячки и проч. - Заговор от безумия 434

Молитвы, заговоры, обереги, касающиеся до ското- вождения. Правила пастуху. - Заговоры от болезней скота. - Для предохранения теленка от падежа или от болезни. - Молитва от падежа скота. - Чтобы скотина стояла смирно во время доения. - От лягания коровы во время доения. - При лечении лошади 435

Заговор от бешеной собаки 438

Заговор на торговлю 438

Заговор, чтобы дело сошлось 439

Заговоры от родимца. Молитва от родимца 439

Мольба ветру 440

Часть III. ЧАРЫ И ОБЫЧАИ Чары, русские обычаи, наряды и прочее. 1) Заговор при искании клада. - 2) При собирании папоротника. - 3) Навести красоту. - 4) Горы на ветер. - 5) На собирание Адам- травы. - 6) От лая собаки. - 7) От преследования гусей. - 8) От укушения змеи. - 9) От жабы в горле. - 10) Чтобы испортить или навязать килы. - 11) Икоту напускать. - 12) Чары на след. - 13) Противодействие чар на след. - 14) Чары для калек. - 15) Чары на лошадь. - 16) Старую ленивую лошадь сделать молодою и бодрою. - 17) Чтобы пленник не ушел. - 18) Бесов игра. - 19) Скотская клюква. - 20) Ранить ведьму или колдуна. - Вихрь. - 21) Порча на голике. - 22) Каша. - 23) Плотину разрушить, колодец подсушить. - 24) Чары над змеею, вообще

змея. - 25) Баранец. - 26) Волховники и сборники примет. - 27) Облакопрогонники. - 28) Привораживатели и умилостивители. - 29) Отыскание воров. - 30) Наговор на товар. - 31) Против княжеского и боярского гнева. - 32) Ворожба на ловлю рыбы. - 33) Ворожба против неверности (любовные зелья). - 34) Узнать во сне о верности жены. - 35) Чары на благополучное разрешение младенцем. - 36) Средство против неприятностей от недоброжелателя и от неудач. - 37) Чары на успех в суде. - 38) Чары о поединках старины; кулачных боях тоже. - 39) Чары на след. - 40) Чары под мертвой рукой. - 41) Чары под мертвым телом. - 42) Приворотный корень. - 43) Насылка на ветер. - 44) Чары над просфорой. - 45) Наузы или узлы. - 46) Чары на порчу человека. - 47) Серебряный цвет. -

442

48) Чары против беса в доме

Народная медицина. От простуды. - От кашля. - От во - дяной. - От лихорадки. - От хрипоты. - От трясавицы. - От зубной боли. - От глухоты. - От потери голоса. - От шелудей. - От нарывов. - От ран. - От ушиба. - От болезни глаз. - Лекарство от бельма. - От обморока. - От грыжи. - От зуда. - От недержания мочи. - От чахотки. - Пояс как средство от порчи. - Состав о голосу. - Утин прискать. - При родах. - Средство к размножению пчел. - То же, чтобы пчелы не отлетали и чужие не воровали. - Усыплять чужих пчел. - Сонятница - врачевание от брюшных болезней. - Лекарство от стени. - С глазу. - Хлебная завязка. - Зубы лечить. - Куриная

468

слепота. - Мороз

Народный цветник. Волшебный горох. - Калина. - Папоротник. - Плакун-трава. - Трава калюка. - Одолень- трава. - Крапивное коренье. - Трава козлец. - Корень свеклы. - Трава галган. - О чесноке. - Составы пластырей. - Против плешивости. - От рябин на лице. - Чернение волос. - Трава призрыш. - Сон-трава. - Трава Тирличь. - Петров крест. - Разрыв-трава. - Трава нечуй ветер. - Девясил. - Подсолнечник. - Спорынья. - Трава

песий язык. - Кильная трава. - Трава железняк. - Семена розанов. - Чернобыльник. - Бузина. - Яртышник. - Крапива. - Петуния. - Трава чистотел. - Ноготки. - Любовные яблоки. - Трава блекота. - Дурман. - Сонная одурь. - Белладонна. - Мухомор. - Беленное масло. - Тминное

и анисовое масло. - Общее заключение 477

Клады. Клады Стеньки Разина. - Клад в Верховье. - Золотой петушок 490

Порядки, характер и обычай русского народа. Жилые местности. - Города. - Посады. - Слободы. - Погосты. - Села. - Починки. - Займища. - Архитектура городов и зданий. - Дворы и дома. - Первоначальные жилища. - Устройство в доме. - Гридница. - Украшение комнат. - Курени. - Мазанки 501

Домоводство. Напиток мед. - Квас и хлеб. - Пиво. - Перевар, взвар, сбитень. - Пища и питье. - Каравай. - Сырники. - Блины. - Мясные кушанья. - Уха. - Соус. - Жаркие. - Куры. - Утки. - Гуси. - Цапли. - Похмелье. - Рыба. - Рассольное. - Тельное. - Икра. - Растительные яства. - Лакомства и десерты. - Леваши. - Пастила. - Мазюня. - Сахарные лакомства и печенья. - Напитки и

вина виноградные. - Кабаки 516

Домашняя утварь и мебель. Кровати. - Скрыни. - Сундуки. - Освещение. - Предметы вместимости. - Столовая посуда. - Кувшины. - Четвертины. - Братины. - Кружки, чаши, корцы. - Кубки. - Стопы. - Достаканы. - Ковши. -

Болваны и овкачи 533

Русские обеды. Великокняжеские обеды. - Богатая посуда русских царей. - Боярские обеды. - Званые обеды.... 545

Одежда. 1. Мужской костюм: Сорочки. - Обувь. - Порты. - Карзно. - Пояса. - Кушаки. - Наряд XIII века. - Костюмы мужчин XIII и XVI веков. - Зипун. - Сарафанец. - Кафтан. - Запястье. - Гуга. - Ферязи. - Армяк. - Тегиляй. - Терлик. - Опашень. - Охабень. - Ферязь. - Епанча. - Шубы. - Кунтуш. - Доломаны. - Материи, употребляемые для русской одежды. - Перчатки. - Рукавицы. - Перста- тые рукавицы. - Шапки. - Горатные шапки. - Стрижение и бритье голов. - Серьги. - Перстни и печати. - Носовые платки. - Оружие. 2. Женский костюм: Рубаха, летник, опашень. - Телогрея. - Женские шубы. - Головные уборы. - Волосники и подубрусники. - Кика. - Серьги. - Зарукавья, браслеты. - Румяна и белила. - Платки. -

Ширинки. - Костюм поселянок. - Сохранение одежды 552

Образ домашней жизни. Хлебосольство. - Набожность. - Моленны. - Дворецкие, ключники. - Обеденный обычай. - Царский стол. - Последствие званых обедов. - Время сна. - Ужины. - Благочестивые ночи женатых 578

Часть IV. МУЗЫКА, СЛУЧАЙНЫЕ ПРАЗДНОВАНИЯ, ПОХОРОНЫ, ОХОТА, ПРИСЛОВЬЯ, ПЕСНИ, ЗАГАДКИ И ПОГОВОРКИ Музыка. Дудка. - Рожок. - Жалейка или сиповка. - Рог. -

Свирель. - Волынка. - Г удок. - Балалайка. - Ложки. - Гус - ли. - Трубная музыка. - Бубны. - Сурни. - Набат. - Барабан. - Литавры. - Варган. - Бандура. - Цимбалы 585

Случайные и частные празднования. Рождение младенца. - Родины у пермяков. - Именины. - Старинные

женитьбы и свадьбы. - Новоселье. - Похороны 590

Звериная и птичья охота в России 628

Русские народные присловья 633

Старинные и народные песни 644


 

 

предисловие

 

Благословите, братцы, старину сказать,

С обычаев, поверьев, предрассудков,

Сняв маску старины,

На правду указать.

 

Смеем надеяться, что наша книга послужит прекрасным сводом этнографических знаний для каждого любителя русской истории и русской народности, а также для исто - рика, художника, исторического романиста, драматурга и вообще для всех читателей, любящих серьезное чтение.

Читая лекции отечественной истории в наших учебных заведениях, преподаватели этого предмета мало говорят об обычаях и образе жизни наших предков, почему бытовая сторона нашего народа в своем прошлом почти потеряна для нас. Между тем археологические и этнографические исследования указывают нам на следы и остатки обычаев, обрядов и образа жизни народа. В сказках, былинах, поверьях, песнях встречается очень много правды о родной старине, и в поэзии их передается весь народный характер века, с его обычаями и понятиями. Кроме того, ученые иностранцы разного времени, как то: Гер- бенштейн, Олеарий, Шлецер и другие высокопоставленные персоны при русских дворах - передали в своих записках много из тех обычаев, какие существовали в России. Архивы наши, монастырские библиотеки тоже сообщили

нам многое и обогатили нашу историю тем, что сохранили документы, письменные очерки и рукописи, знакомство с бытом и нравами русского народа.

В наше время, когда собрано слишком достаточно разных сведений о нашей старине для пояснения жизни и характера наших предков, эти новые исторические открытия уяснят многое для всех, кому нужны бытовые сведения, например: историческим художникам, драматическим, историческим писателям, реставраторам и многим другим.

На основании всего этого, слишком близкого русскому сердцу, мы находим, что наше издание послужит большим пояснением для разгадки разного рода поверий, обрядов, предрассудков, обычаев, а по ним поясняется самый быт и порядок жизни со всей ее обстановкой и ложными взглядами, и для открытия причин, откуда все эти поверья и обряды возникли, а вместе с тем, какими путями проникли на Русь предрассудки, привились и укоренились в русском народе, а затем - к очищению нашей жизни от странных обрядностей и устранению предрассудков.

Источниками при составлении нашей книги стали:

Летопись Русской литературы.

Русские простонародные праздники и суеверные обряды, 1837.

История государства Российского. Карамзина.

Сводная летопись. Л. И. Лейбовича. Спб., 1876.

Нижегородский сборник. Гациского. Нижний Новгород, 1871.

Чародейство и таинственные явления в новейшее время. Соч. Хотинского. Спб., 1866.

Рукописный список. Григорья Данилова Книголюбова.

Абевегарусских суеверий. Соч. М. Ч<улкова>. М., 1786.

Таинственные чары. Соч. гр. Калиостро. М., 1876.

Владимирский сборник.

Предание о народных русских суевериях, поверьях и некоторых обычаях. М., 1861.

Быт русского народа. Соч. А. Терещенко.

Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI иXVII столетии. Костомарова. Спб., 1860. Сказания Русского народа. И. Сахарова. 1841. Пермский сборник. Повременное издание. М., 1860. Материалы по этнографии Арханг. губ. Ефименко. Ред. Попов.

А также книги многих других писателей, о которых будет указано в своем месте.

Михаил Забылин

 

Часть I ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ

В России каждый народный праздник сопровождается обрядами и усвоенными им песнями или пением. Самое происхождение того или другого празднества, содержание и цель их решительно отделяет от церковных св. празднеств и независимо в отношении к св. обрядам Церкви, потому что большая часть народных праздников возникла во времена еще самого глубокого язычества, когда с богослужебными обрядами соединены были различные правительственные постановления, торговые операции и пр. Так что почти всегда, где был торг, там были суд и расправа и торжественный праздник. Понятно, что торжественность дня усиливалась еще в большей степени от такого влияния массы народа с целями такого высокого нравственного и религиозного направления. Легко эти обычаи поясняются германскими языческими обычаями, где жрецы были в то же время и судьями, а самые сборные местности считались священными, всегда находились близ рек, дорог и вообще удобных мест для сообщения.

Такие сообщения язычников при сборищах, где они молились богам, совещались о делах, разбирали тяжбы при посредстве жрецов или прибегали к их мудрости, прося советов, не могли остаться бесследно забытыми, как серьезно лежащие в основе жизни народа и крепко утвердившиеся в его памяти. Когда Христианская вера поборола языческую и водворилась, то хотя языческим обрядам и был положен конец, но множество обычаев, не входящих в состав прямого языческого богослужения, были оставлены, и множество из них сохранились даже до сих пор в форме увеселений, обычаев вроде празднеств, и, к стыду христианства, некоторые обычаи язычества привились к торжествам христианским.

Смысл и понятие о празднествах до того перепутались, что нашим знаменитым русским историкам, хронографам и этнографам было много хлопот, чтобы определить их характер.

В дальнейшем мы имеем сообщить подробности и указания на основании данных исторических сведений об обрядах.

 

ПРАЗДНИКИ И СОПРИКОСНОВЕННЫЕ С НИМИ ОБРЯДЫ

святки

Святки, святые вечера - так обыкновенно называются в России, да и не в одном нашем отечестве, а и за границей, дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25 декабря и оканчивавшегося обыкновенно пятым января следующего года. Это торжество соответствовало священным ночам у немцев[1]. По другим наречиям Святки (swatki) означают праздники.

В Малороссии, в Польше, в Белоруссии многие праздники известны под именем Святок (swiatki), как, например, Зеленые Святки, то есть Троицкая неделя. Поэтому профессор Снегирев заключает, что можно извлечь, как самое название, так и большая часть народных игрищ перешла на север с юга и запада России.

Если мы начали со Святок, то потому именно, что нет ни одного празднования на Руси, которое бы сопровождалось таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как так называемые Святки.

На святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира.

Бесспорно, что к обрядам языческим, а не иначе, принадлежат: гадание, игры, наряды и прочее, которые выражают свою изобретательную сторону торжества, совершенно не имеющей ничего общего с христианскими целями и настроением духа, и - славление, то есть хождение детей, а иногда и взрослых со звездою, подчас с рацеями, вертепом и тому подобными предметами.

Между тем как самое слово «Святки» представляет понятие о значении святости дней по причине отрадного для христиан события. Но в древности с незапамятных времен язычества вошли обычаи и обряды в эти торжественные дни, и мы одолжены тому, что и в настоящее время эти обычаи не искореняются, а существуют, хотя в разных видах и формах, более или менее измененными.

В Белоруссии и в Малороссии Святки называют Колядою, Каледою; название сходствует с римскими Kalen- dae от греческого глагола ца Xeiv - сзывать, также от санскритского kala.

Кормчая книга говорит, что Святки, праздники приняты от эллинов (греков); то же подтверждение коляд от эллинов видим в 62 правиле Стоглава. Впрочем, профессор Снегирев свидетельствует, что св. отцы, говоря о эллинах, имели в виду безразлично языческие народы в противоположность православным грекам и иудеям.

История говорит, что обычай этот существовал в Римской империи, в Египте, у греков и у индийцев. Так, например, египетские жрецы, празднуя восстание Озириса или Новый год и вместе с тем надев на себя личины и костюмы, соответствующие божествам, ходили по улицам города.

Барельефы и иероглифы в Мемфисе и Фифах указывают, что такие маскарады совершались в новолетие и считались обрядом священным. Точно тому же подобные обряды совершались у персов в день рождения Митры, у индийцев Перун, Монгол и Угады. У римлян праздники эти назывались днями солнца.

Напрасно Константин Великий, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст восставали против святочных волхований и безумных игр (календ) и папы Захарии, - обычаи гадать и наряжаться все-таки остались, хотя в форме довольно измененной.

Даже сам Император Петр I по возвращении из путешествия в Россию наряжал Зотова папою, а других своих любимцев кардиналами, дьяконами и церемониймейстерами, и в сопровождении хора певчих о святках ходил с ними к боярам по домам славить[2].

В книге Кормчей, на основании XXII главы стиха 5 Второзакония, упомянутые переряживания воспрещаются. Известно, что Моисей как законодатель, истребитель язычества и его обрядов в избранном народе, воспрещая покло - нение идолам, воспретил и переряживание, как то делали жрецы египетские.

Валсамон, патриарх XII века, говорит, что, несмотря на запрещение Церкви, на Западе продолжалось наряжение в шутовское платье, в сатиров, комедиантов, скотов, кумиров и чудовища; кроме того, представляли рождение Сына Божия, явление ангелов пастырям, обрезание, звезду, трех царей и тому подобное, что потом перешло и в Россию.

Константин Багрянородный упоминает о Готских играх, которые совершались при дворе в присутствии императора о Рождестве Христове. Это были ряженые в вывороченных тулупах или шубах, или в масках, или с раскрашенными лицами, которые вертелись, бегали или, наконец, аккомпанировали под музыку. Название игр «Готских» они получили потому, что греки наряжались по-готски, когда приходили к императору и получали подарки за пропетое ими государю многолетие и рождественский кондак.

Близко будет к истине, если скажем, что во время сношения России с византийским двором святочные обычаи, как и многие прочие, перешли в Россию, так как, по словам проф. Снегирева, много славяно-русов в качестве телохранителей находились при дворе византийских императоров.

У скандинавов[3] Святки были известны под именем Иольского и Юльского праздника (Iuul, Ioel) как важнейшего и продолжительнейшего из всех. Этот праздник отправлялся в честь Тора в Норвегии зимою, а в Дании в честь Одина для благословенной жатвы и скорого возврата солнца.

Начало праздника обыкновенно наступало в полночь

4 января, и продолжался целых три недели. Первые три дня были посвящены благотворениям и торжеству, последние затем дни были проводимы в веселье и пиршествах. Название Iuul происходит от Hjul, по-русски - колесо, потому что тогда год поворачивался колесом. Древность этого скандинавского праздника доказывается тем, что о нем рассказывал еще в VI веке Прокопий, византийский летописец.

У древних англосаксов должайшая и мрачнейшая ночь предшествовала дню рождения Фрейера или Солнца, называлась Материнскою ночью, так как эта ночь почиталась матерью солнца или солнечного года.

В это время, по верованию северных народов, являлся дух Юлеветтен в образе черноликого юноши с женской повязкой на голове, закутанного в черный длинный плащ. В таком виде является будто бы он ночью в домы, как у русских о Святках суженый-ряженый, и принимает подарки.

Это верование ныне на всем севере превратилось в забаву, уже лишенное всякого суеверного смысла. Та же роль представлена на германском севере Филии.

На Иольском празднике был в честь Фрейера убиваем вепрь в присутствии короля как священное животное. Над этим животным, положив руки, клялись королю в верности. По окончании жертвы все предавались веселью, которое состояло в питие, яствах, плясках и разных играх. Эти Иольские праздники продолжались по нескольку дней.

Остатки этого празднества остались еще кое-где на скандинавском севере, к которому присоединились гадания, приметы, суеверия и пр. В это время употребительна свинина и пироги в форме свиней.

В Англии за несколько дней до праздника Рождества Христова начинаются в большей части городов ночное пение и музыка по улицам. В Голландии восемь ночей перед праздником и восемь после праздника ночей страж после возвещения утра прибавляет смешную песню, содержание которой - совет во время праздников есть кашу с изюмом и прибавлять в нее сахарного сиропа, чтобы она была слаще.

Вообще рождественские праздники, несмотря на холодное зимнее время года, дышат весельем, как и канун Рождества. Впрочем, сочельник в России менее весел как день постный, как день приготовления и встречи к празднику.

У простого народа всегда найдется бездна смешных преданий по случаю этого дня, и ночь перед Рождеством бывает свидетельницей множества суеверных наблюдений. В целой Англии существует поверье, что будто бы если войти в хлев ровно в полночь, то найдешь весь скот на коленях. Многие убеждены, что в сочельник все пчелы поют в ульях, приветствуя день торжества. Это поверье распространено по всей католической и протестантской Европе.

Вечером женщины ни за что не оставят кудели на прялках, чтобы черт не вздумал вместо них сесть за работу.

Молодые девушки дают этому другое толкование: они говорят, что, если не допрясть кудели накануне Рождества, прялка придет за ними в церковь при венчании и мужья их подумают, что они Бог весть какие лентяйки. В этом убеждении девушки недопряженную кудель солят с целью сохранить ее от проделок черта. Если нитки останутся на мотовиле, их не снимают, как обыкновенно, а разрезывают.

В Шотландии домашний скот в праздник Р. Х. кормят последнею горстью сжатого хлеба с целью предохранить его от болезни.

В Англии в старину был обычай подавать в Рождество к столу кабанью голову в уксусе с лимоном во рту. Причем была пета песня приличная торжеству.

Есть приметы довольно оригинальные: например, в Шотландии и по сие время многие из простого народа верят, что кто первый отворит дверь в праздник Рождества, тот будет счастлив во весь следующий год, потому что он впустил Юля.

Для этого языческого божества иные и по сию пору накрывают прибор и ставят хлеб с сыром и какой-нибудь напиток, как это делали восточные народы, и притом каждый гость должен отведать этой жертвы, а если забудет и уйдет, то это считается дурной приметой в Шотландии.

Там же в Рождество, в Новый год, в первый январский понедельник и 3 мая суеверные люди в Шотландии ни за что не дадут угольев соседям, опасаясь колдовства и прочего вреда, как тому верили и римляне.

В западных областях Англии оказывают честь яблоням, чтобы они на будущий год были плодородны. В некоторых местах обыватели совершают ходы по плодовым садам и кланяются каждому дереву, произнося род заклинания или заговора. После того орошают дерево яблочным соком или разбивают об него кубок с яблочным напитком - все это делается в честь и желание будущего урожая.

Также к Рождественской ночи делают особенные свечки такой толщины, что они горят с вечера накануне праздника до исхода следующего дня, и, если погаснут прежде, это предзнаменует несчастье в семействе.

В северной Шотландии лавочники дарят своим покупателям Юлевые свечи, которые суеверные шотландцы и строгие исполнители всяких примет зажигают и дают им сгореть дотла или же, дав некоторое время гореть, гасят и огарки сохраняют как талисманы.

Там же есть так называемый Taghairm - ночное гулянье на воловьей коже, очень сходное с русскими (будет сказано).

В Англии в Святки также сохранилось множество суеверий. Все их перечислять не стоит, но мы ограничимся несколькими из них; так, например, кто-нибудь встает ранее прочих в семействе и готовит завтрак, который все семейство и ест, сидя в постели, не вставая. Завтрак этот - пирожки с яйцами, считая по одному на каждого, и чей пирог развалится во время печения, тому не дожить до будущего праздника.

Накануне Рождества кладут в огонь одно из толстых поленьев, которое должно гореть во весь следующий день, а если можно и далее, для чего, конечно, стараются применить медленное горение. Употребляют для этого головню, если можно оставшуюся с прошлого года. Пока рождественское полено не потухнет, всей домашней прислуге дают к столу пиво.

29 декабря, когда празднуется память избиения младенцев Царем Иродом, в старину обыкновенно детей будили плетью, чтобы таким путем укрепить в памяти детей такое кровопролитное событие; самый день, в который приходился этот праздник, считался черным.

В Германии во время так называемых священных ночей, по-нашему святых вечеров, или Святок, гадают, устраивают для детей елку, всяким способом стараются узнать будущность в течение года и верят, что накануне Рождества Христова скоты говорят. В недалекое от нас время представляли историю рождения Иисуса Христа в лицах.

Кроме того, что уже сказано сейчас и укрепилось в нашей России, в Саксонии в деревне Шолбеке, по свидетельству Кранца, мужчины всех возрастов с женщинами проводили повечерие Рождества Христова на погосте Св. Магна в бесчинных плясках и неблагопристойных песнях, по крайней мере, таких песнях, которые не свойственны такому высокоторжественному дню.

коляда

Декабря 24 русские язычники славили Коляду, о которой уже мы ранее говорили. По словам нашего знаменитого историка Карамзина, Коляда был бог пиршеств и мира, и хотя по созвучию можно производить Коляду от римских календ и других, но римские праздники этого названия были празднуемы во всех месяцах. А если находят, что наш рождественский праздник был сходствен с Яну- совым, то причиною тому было, вероятно, не что иное, как влияние римского владычества над славянскими народами, причем, конечно, каждый народ, усваивая и принимая чуждые понятия и верования, всегда ищет в них сходства внешнего или внутреннего со своими коренными понятиями и верованиями.

Значение слова «Коляда» у разных народов различно: у виндийцев Koleda (коледа) почитается за божество празднеств и также называются некоторые церковные обряды, а koledowati (коледовати) означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками.

У чехов, болгар и сербов Koleda, а также wanoenj pis- nieky значит - святочная песнь, choditi po Kolede (ходить по коледу) значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки от каждого, кто что может дать.

Коледа у словаков означает благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, а koledowat - благословлять домы.

Богемская история объясняет коледу набожным обычаем хождения священнослужителей по домам с крестом и мощами о Рождестве Христове, который был утвержден чешским князем Бретиславом в XI веке после изгнания колдунов и оборотней из пределов своего княжества.

Босняки, кроаты и другие славянские народы под Ко- ледою разумеют подарок на Новый год: тогда в римско- католических церквах раздавались народу сделанные из теста ясли, пеленки и другие принадлежности к месту рождения Иисуса Христа, что называлось колендами. Римское духовенство, по свидетельству Боеция, именовалось от Colendo, Coledei и Coldei богочтецы, то есть ублажавшие Бога песнопением. Знаменитый переводчик Гомера Гнедич производит Коледу от греч. xo^aSeig (кишки) колбасы, которой кольцо выпрашивали себе колядовщики в Малороссии. Наконец, от слова «колядование» произошло слово «колдование».

Коляда не упоминается у Нестора как божество в чис - ле богов Владимировых; но св. Дмитрий Туптала (митр. Ростов.) в своей Четьи-Минеи упоминает о Коляде как о шестом боге, боге празднеств. Но скорее всего, это - не божество, а праздник, который олицетворяют сказания и народные песни.

Коляда в южной и западной Руси собственно канун праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке России под именем Авсеня или Таусеня, а у литовцев известна под именем вечера колодок, или Блок- кова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индийский Перун-Монгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году.

Считают две коледы: Васильевская, накануне Нового года, и крещенская, накануне Крещения или водокрещей. Первая - богатая, а вторая - бедная или постная.

В Малороссии коледою называется хождение с вертепом и звездою, сделанной из бумаги, и пенье виноградья известно под именем Коледы. Даже в Москве и в Петербурге до сих пор существует обычай славления ребятишками Рождества Христова целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком; после каждого славления притом поется в доме молитва, говорится: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем» и прочее. Иногда нечто в более шутливом тоне. Ныне в столицах обычай этот выводится, но было время, когда не принять так называемых христославов считалось за грех для домовладыки и оскорбление для христославов.

Профессор Снегирев говорит[4], что под Москвою был обычай назвать сочельник «коледою» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и посейчас - не знаем.

Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ее имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие великороссийские губернии в XV и XVI веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так: «Шла Коледа из Ново- города...» и проч.

У румын Святки называются Керечуном, у карпата- россов - канун Рождества, то есть наш сочельник, а ко- ледование - за празднование. При этом же названием Керечуна у русских назывался рождественский пост или филипповки, такое название поста Карамзин объясняет короткостью дней[5] зимних. Однако же, по замечанию проф. Снегирева, Карачун сходствует с сербским «кара- чити», то есть ходить, и с русским словом «корчить» что- либо или кого, кривляться.

Потом еще есть догадка, неразрешенная, однако ж, ничем, - не имеет ли слово «корачун» какого-нибудь сходства с упоминаемым в Стоглаве чародеянии над корчагами.

В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжением в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам.

Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в Средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные, или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов, и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что они своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которые их носят. Но так как маски, по объяснению Нантского собора, - личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня.

В Новгороде Святки известны под именем окрутни- ков, которые со второго дня праздника Рождества Христо - ва до Богоявления ходили ряжеными по городу в те дома, где выставляемы были зажженные свечи на окнах, и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками.

В Тихвине о Святках снаряжалась большая лодка, ко - торая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку, сидели окрутники. Те же окрутники и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках.

В Тихвине ряженые назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями.

Во время поезда они пели, играли на разных инструментах и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане потчевали этих ряженых вином и кушаньем.

В Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби - кудесники и кобники, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы.

В Троице Псковской губернии Святки слывут «суб- ботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которые делают к тому нужные приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин.

Девушки, как богатые, так и бедные, непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашенных, тогда ворота, до сих пор запертые, отворяются, и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые исстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются.

Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался, подобно скоморохам, и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины[6].

Петр I любил святочные игрища, в которых сам принимал участие, как было выше нами замечено. В его время святочные игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где царевны святочнича- ли с верховными сенными девушками и боярынями.

Гадание

В состав святочных обрядов входит гадание, где по каким-либо особенным знакам, искусственным или естественным, стараются предузнать человеческий жребий, свое будущее.

В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения; но когда язычники стали переходить в христианство, то гадание стало преследоваться под видом ворожбы, и если гадание и осталось в народе как сила привычки по праву давности, то как народная забава, самое слово «гадание» сродно с еврейским словом Гад, Gad - так называлась богиня счастья, а по другим, от санскритского Gad - исследовать, по третьим - Gadam - испытывать.

Самое же гадание в древности было служение богине Гаде (фортуне, богине счастья). Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или знаках, открывали тайну, то есть что-нибудь угадывали. Ворожбою называлось действие сверхъестественных враждебных сил ко вреду одних или к пользе других, почему волхование, по толкованию Стоглава, называлось бесовским служением и имело одно и то же значение, что и колдовство, кол- дование, которым, по сказанию, занимались халдейские и другие волхвы.

Способы гадания бывают естественные или искусственные, какие встречаются не только у восточных народов, но у греков, римлян и славян.

Святочными гаданиями вообще занимаются вечером или ночью.

.Гадание на вещах. Молодые люди обоего пола собираются на вечер, берут кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи и кладут их под блюдо вместе с кусочками хлеба, сверх всего накрывают чистым полотенцем, салфеткою или ширинкою. После того участвующие в гадании поют песню, посвященную хлебу и соли, и потом другие подблюдные песни. По окончании каждой, запустив руку и отворотясь от блюда, из-под закрытого блюда вынимают какой-нибудь один предмет, попавшийся первым под руку. Это нечто вроде домашней лотереи. К этому применялось содержание песни, из которого выводится себе предвещание.

Но так как из-под блюда вынутые вещи не всегда попадаются тем, кому они принадлежат, то присуждается по этому случаю выкуп вещей. Последнему вынувшему доставшуюся из-под блюда на долю его вещь, уже последнюю, поют песню обыкновенно свадебную, как бы предвещая скорый брак. Затем и кольцо катят по полу, наблюдая, в которую сторону оно покатится: если к дверям, то для девушки - близость брака, для мужчины - отъезд.

По наблюдениям г. Снегирева, эти обряды близки с греческими обрядами и bpcov.

Хоронение золота, или как золото хоронить. Но нужно быть хорошим наблюдателем даже, чтобы видеть, в каком высоком почтении было исстари золото и как оно даже посейчас служит эмблемой выражения богатства, достоинств, красоты, приязни и прочего.

Например, когда мать говорит своему сыну или дочери: «Ах, ты золото мое!» - понятно уже, что она этим выражает ласку, любовь и высокое значение своей любви как бы к золоту, часто не в отношении столько к его значению, сколько к тому, что золото вообще прежде имело высокую недостигаемую ценность относительно своей редкости. Так и сейчас часто говорят: «Это не человек, а золото». Этим словом по смыслу хотя человека выставляет ниже того, что он стоит по человечеству, но в общем смысле оценивают какое-либо одно качество или в отношении ума, доброты, или искусства.

По всей вероятности, эта поговорка возникла из глубокой древности; таким образом, читая отечественную летопись, видим, что русские при договоре с греками, полагая золото перед Перуном и Волосом, клялись, что если нарушат договор, то да «будут золото, яко золото». То же было и с югорскими князьями, клявшимися в верности пред великим князем на опас, и в знак верности клялись, испивая воду с золота[7].

Также иногда поговоркой «С твоего слова, как с золотого блюда» выражают желание благополучия и всех благ, так сказать довольства и благополучия. Таким же образом и обычай хоронить золото причисляют к обычаям, принадлежащим временам языческим. Остатки обрядности сохранились о святках, но уже в форме забавы или как развлечение времени.

Дело в том, что в собрании сидящих девиц, дам и мужчин тихонько дают оставшееся от подблюдной песни кольцо, и оно передается тайком от одного к другому из сидящих рядом и смежно между собою, предоставляя кому-нибудь из мужчин или девушек искать это кольцо при пении обрядовой песни, пока не найдется в чьей-либо руке искомое. Пойманный в скрытии вещи в свою очередь начинает отыскивать и так далее.

Окличка прохожих и проезжих. Это гадание состоит в том, что во время вечера или ночи выходят из дома и, стоя у калитки, девушки спрашивают у мужчин словами: «Как ваше имя?» с тою целью и уверенностью, что будущий жених будет иметь то же самое имя и ту же красоту, которую имеет виденный и опрошенный. В Ярославской губернии окликают с блином на голове.

Подслушивание. Стоглав говорит, что окличка была древним народным суеверием, что гадатели и гадательни- цы ходят слушать под окна чужих домов и, судя по услышанным ими словам, веселому или неприятному разговору, предрекают себе приятную или скучную жизнь, бранчивого или ласкового мужа. Заключения под чужими окнами через подслушивание бывают самые разнообразные и выводятся из того, кого слышат: старого или молодого, пьяного и трезвого, мужчину или женщину и проч. Такие подслушивания производятся у окон или дверей жилых изб или у окон домов (преимущественно первых этажей).

Но более храбрые и резвые из девушек решаются слушать под замком церковных дверей с целью услышать пение в церкви в полночь, когда службы не бывает. Если воображение сильно возбуждено, нервы тоже, то легко может случиться, что возбужденная особа в полузабвении, увлеченная мыслью и силою воли до мозга костей, слышит скорее во сне то сладкое венчальное, то погребальное пение, из чего выносит, что ей в этот год или идти замуж, или помереть.

Гадание на курицах. Сняв с насеста курицу, чаще петуха, приносят в ту комнату, где заранее приготовлены на полу в трех местах вода, хлеб, золотые, серебряные и даже медные кольца, серьги и другие мелкие вещи.

Птицу пускают на пол и смотрят: какую вещь она клю - нет или за что примется прежде всего, имея в виду, что птица ночью или вечером бывает слепа и по естественной привычке клевать, что попадя, клюнет что-либо из предметов, положенных на полу.

Гадают и так и иначе: если гадает одна особа, то понятно, что ей, выпустив петуха или курицу, можно гадать на разные мотивы, но если же гадающих девушек очень много, то приходится задумывать иначе. Например, курицу или петуха пускают в средину круга, составленного из колец и перстней, принадлежащих разным девушкам. Чье кольцо, перстень или серьгу клюнет птица, та выйдет замуж в течение этого года.

Но выйти замуж вообще нетрудно, каково быть за мужем? - задается вопросом каждая из девиц.

В этом случае девушка-гадательница применяет, как выше сказано, к делу гадания воду, хлеб, уголь и кольца. Затем пускает курицу. Если курица или петух станет пить воду, то муж будет пьяница. Если будет есть хлеб, то муж будет достаточный, когда же примется за уголь, то муж будет бедняк или, как говорится, прогорит; золотое кольцо клюнет - богач, серебряное - достаточный, медное - скудный по труду, иногда волокита.

Иногда бывает и так, что гадательницы делают в просторной избе несколько таких кругов, каждая для себя, и приносит каждая девушка курицу из своего дома.

В Костромской губернии во время Святок холостежь и молодежь ходят по птичьим закутам или дворам и, зажмурив глаза, снимают курицу с насеста (нашестка, наседала), по цвету курицы судят о цвете волос суженого или суженой.

В Сибири в это время гаданий впускают на средину комнаты курицу с петухом и пускают по полу и замечают: если петух гордо расхаживает и щиплет курицу, то муж будет сердитый; но если и курица будет храбриться, то это знак того, что жена будет одерживать верх над мужем.

Гадание на лошадях. Выводят из конюшни лошадей не иначе, как через оглоблю или через какую-либо жердь. Если лошадь зацепит за оглоблю или жердь ногами, то для девушки - муж сердитый и несчастная жизнь. Когда же лошадь удобно перешагнет, не зацепив жердь или оглоблю, то для девушки предстоит счастливое житье со смиренным ласковым мужем.

Проф. Снегирев приписывает это гадание ко временам языческим, когда в Рюгене пред началом каждой войны жрецы гадали о будущем успехе, для чего переводили коня чрез несколько жердей, и непременно белого коня Светови- дова, а в Штетине Воронова коня. Следы этого языческого обычая остались и по сие время в Костромской и Ярославской губерниях. Иногда садятся на лошадь, у которой завязаны глаза, и пускают из ворот по воле; в которую сторону лошадь изберет путь, туда девушке замуж выходить.

Гадание у ворот. Выходят к забору или просто, стоя за воротами во время ночи, и говорят: «Залай, залай, собаченька! Залай, серый волчок!», «Где залает собаченька, там живет мой суженый!».

Мнение вообще таково, что где девушка услышит собачий лай, туда непременно будет отдана замуж слышавшая лай девушка, и чем глуше и дальше слышен будет лай, тем дальше она будет отдана замуж. Притом лай хриплый, значит - брак со стариком, звонкий и тонкий лай - молодой жених.

Гадание башмаком. Девушки снимают с левой ноги башмаки и кидают их за ворота, наблюдая при этом, куда башмак ляжет носком. Куда ляжет носком, в ту сторону будет отдана кидающая, когда же башмак ляжет носком к воротам, из которого выкинут башмак, то девушке в этот год - жить дома и не выходить замуж.

Гадание топором. Это гадание относят к древним. Плиний свидетельствует, что этого рода гадание внесено в Грецию Остонесом при Ксерксе I и употребляли его для узнания виновного.

Вбивали в топор деревянный кол и держали его обеими руками так, что вращать кол было очень легко, и при вращении произносили имена подозреваемых. На чьем имени он покривится, тот и оказывался виновным. Ныне, если хотят погадать, выйдет ли девушка в нынешнем году замуж, при верчении топора упоминают имена девушек, и та из них выйдет, на чьем имени топор покривится.

Гадание на луковицах. Берут несколько луковиц и за - мечают каждую из них; эти луковицы кладут на землю; чья луковица ранее даст росток, та из девушек выйдет прежде других замуж.

Гадание яйцом. Берут стакан, наполненный чистою водою, и в эту воду с осторожностью выпускают свежее яйцо. Дают несколько постоять, а потом по расположению белка в воде судят о будущем.

Гадание на поленьях. Девушки подходят к полени- це задом или защурясь и берут из нее без выбора, которой какое попадется. Затем каждая свое осматривает, из чего заключают о будущем женихе, например, гладкое полено в тонкой ровной коре предсказывает хорошего, красивого жениха; полено с шероховатой корою - некрасивого на вид; в толстой, но хорошей коре - богатого. Полено местами ободранное - нуждающегося; без коры - бедного, толстое полено - сильного, толстого; с сучками - большая семья, и по числу сучьев - о числе людей в семье; кривое - урода или с какими-нибудь физическими недостатками.

Гадание воском, оловом или свинцом. В некоторых областях Германии, так и в России, о Святках льют воск или олово в воду и по вылитым фигурам заключают о своем жребии, о счастье, несчастье, неудаче, урожае или голоде.

В Потребнике 1639 года все восколеи и оловолеи названы «чародеями».

Гадание на зборнике (головной убор). Когда девушка желает узнать, что случится в этом году, то берет три вещи: сборник или другую какую принадлежность головного убора, кусок хлеба и кусок дерева и кладет все три вещи в пустой чистый горшок, иногда сопровождая все это приличными наговорами. Потом, закрыв или завязав глаза, подходит к горшку и берет первое, что попадется. Если попадется ей в руку головной убор - выйти замуж, часть хлеба - оставаться девушкою, а кусок дерева - гроб[8].

Гадание лучиною. Если девушка желает узнать, проживет ли она этот год, то, взяв в руки березовую лучину, бежит к роднику реки или к колодцу, мочит эту лучину и, возвратившись домой, зажигает ее на огне; у которой скоро загорится она, то это знак долгой жизни, а у которой не загорится вовсе, то умрет; у которой будет гореть с треском и гореть не особенно ровно, то в течение года гадающая будет хворать.

Гадание на коровьей или воловьей коже. Проф. Снегирев описывает, как гадают в Вельской и Шенкурской областях о годовой судьбе при помощи снятой с крупного рогатого скота кожи. С этой целью несколько девушек берут столешник, хлеб, ножик и коровью сырую кожу, идут на перекресток или на прорубь, расстилают там кожу, кладут на нее хлеб и ножиком очерчивают круг, в пределах которого и садятся, закрыв себя столешником или скатертью, и, ухватив друг друга за мизинец, делают завещание, чтобы судьба известила их, что случится им в нынешнем году, и в таинственной тишине ночи слушают: одной слышится, что едут женихи большим поездом, другой чудится, что на поле большое собрание народа, знак обильной жатвы и проч. Такие гадания происходят не только в России, но и в Шотландии, по свидетельству Вальтера Скотта. Г адают ночью, завернувшись в сырую коровью или в воловью кожу, садятся в ожидании ответов на сделанные вопросы или имеют видения, которые открывают будущее.

Гадание по сковороде. Чтобы узнать имя будущего жениха, девушки кладут на стол солому, сбитую в ком, на этот ком ставят сковороду, а на сковороду кладут камень и льют несколько воды. После того потихоньку и медленно начинают каждая из девушек вынимать по соломинке и из звука, производимого камнем на сковороде при колебании, воображают слышать имя будущего жениха.

Тоже делают так: наливают на сковороду воды и <кладут> камни; сверх этого всего кладут растрепанные хлопья льна или пеньки, зажигают их и накрывают горшком. Когда вода сильно заклокочет, то, по замечанию суеверов, у невестки будет сварливая свекровь.

Гадание на кольце, хлебе и крючке. Положив на пол кольцо, крючок из соломы и кусок хлеба, покрывают эти три предмета платком, из-под которого потом и вынимают, кому какая вещь достанется. Если вынется кольцо, то жених будет щеголь, если хлеб - богач, а если крючок, то - бедняк. Бедный крюк в смысле того, что бедняк всегда горбится от труда и пред всеми изгибается.

Гадание у омета соломы. Подходят к омету соломы, закинув голову назад, берут ртом соломинку; ежели она будет с колосом, то примечают, что вышедшая в замужество будет богата, если соломина попадется без колоса, то жизнь будет бедная.

Гадание на перекрестке в полночь. Девушки выходят на перекресток и, загадав каждая из них о своем будущем женихе, очерчивают круг и, стоя в нем, прислушиваются, и когда почудится им звон колокольчиков, или смех, или веселое пение, то заключают, что - быть замужем. Если же послышится плач или унылое пение, то значит - умереть. На перекрестке также смотрят в зеркало и видят своего суженого и ряженого[9].

Гадание под окном. В полночь гадающие девушки садятся у окон, и каждая из них приговаривает: «Суженый, ряженый! Поезжай мимо окна!» Если которая из них услышит поезд с криком и свистом, то предрекает себе веселую и счастливую жизнь; если же поезд будет тихий, то слышавшая его девушка предвидит жизнь бедную.

Гадание на бобах. Еще в начале XVII века существовало гадание на бобах, как то видно из Потребника мирского, где запрещается верить бобам, и также из народной пословицы: «Чужую беду бобами разведу, а к своей-то беде и ума не приложу».

Гадание это производится так: берут 41 боб и раскладывают на 9 кучек по столу в три линии таким образом:

Прежде всего делают только три кучки из 41 боба без счету, а по виду; затем из первой отсчитывают 4 боба, которые и кладут в сторону таким образом: из первой кучки откладывают 4, 3, 2 и 1 боб; последний будет для образования первой кучки второго ряда.

Потом принимаются за вторую кучку из трех первоначальных и поступают с нею так же, как и с первой; остаток присоединяют ко второй линии для образования в ней второй кучки. Наконец, поступив таким образом, получим в первом ряду 3 кучки, в каждой из которых будет не более как по 4 боба.

Вторые ряд или линия должны производиться из тех кучек, где бобы были отсчитаны по 4, все эти бобы должно также разложить на произвольные три кучки.

Потом нужно образовать третий ряд, только он не отсчитывается, а просто делится весь остаток от первых двух линий на произвольные последние три кучки. При этом нужно иметь в памяти слова: желаю, надеюсь, исполнится.

В первом ряду средняя из трех кучек у гадальщиц названа головою, третья кучка - рукою, средняя со второй - сердцем. В третьей третья кучка - ногою в походе. Эти кучки считаются главными, а потому и выбирают при загадывании ту из них, которая подходит ближе к вопросу, так как:

1) Голова содержит ответы на вопрос об уме, способностях и о характере.

2) Рука. Имение, богатство, бедность.

3)Сердце. Печаль, радость, чувство, любовь.

4) Нога в походе - путешествие, дорога, письма, отъезд, отправка.

Лишь только будет подходить вопрос к одной из четырех кучек, то посмотрите, сколько будет в ней зерен; если чет, то неблагоприятное, а если нечет, то - благоприятный вывод. Причем нужно также осведомляться для соображения с первой кучкой той же линии или ряда, где видим ответ на вопрос, потому что если видим нечет в вопрошаемой кучке, то есть благополучие, а в первой кучке того же ряда - чет, то значит будет препятствие, но окончится к вашему благополучию.

Гадание ключом. Для такого гадания берут какой- нибудь ключ, преимущественно старый, закладывают его бородкой между листом переплетенной книги, которую при этом крепко завязывают. Понятно, что защемленный ключ должен держаться крепко между страниц книги. Тогда за кольцо или дужку ключа вешают книгу на веревку к потолку и загадывают, кто выйдет из числа предстоящих здесь девушек замуж. Если книга до сих пор висела неподвижно, то она при чьей-либо фамилии перевернется, что и служит знаком того, что та девушка, при имени которой книга оказала движение, будет замужем в этом году.

Точно так же иногда, конечно давно, узнавали виноватого при выкликании имени подозреваемых лиц.

Гадание на священной книге. Берут какую-нибудь книгу, преимущественно духовного содержания, и, не раскрывая ее, задают себе цифру страницы и строчку сверху или снизу наобум. Потом открывают эту страницу и читают. То, что вычитается из определенной незаведомо страницы и строчки, служит ответом на задуманный вопрос. Если он будет ответ не прямой, то его растолковывают по-своему.

Гадание на зеркалах. Гадание на зеркалах производят только самые смелые девушки, которым более осязательно и более серьезно хочется ознакомиться со своей будущностью. Гадание в зеркале, или наведение зеркал, всегда сопряжено с тишиною и молчанием, а вместе с тем с безлюд- ностью, для чего избирается ночь.

Средств к гаданию на зеркалах много, вот некоторые:

а)       В темном покое ставят на стол зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка входит в покой и смотрит через свечу в зеркало, где и видит своего суженого. Когда она скажет: «чур меня», - видение исчезает. Но этому верить и нельзя, она скорее себя увидит, чем незнакомое лицо.

б)   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: