Форма контроля: экзамен
Контроль успеваемости по дисциплине осуществляется с помощью следующих оценочных средств:
Вопросы к экзамену:
- Периодизация русской литературы 18 века.
- Жанровое разнообразие и историко-литературное значение творчества
И.И. Дмитриева.
- Проблема барокко русской литературы 18 века.
- Проза М.Д. Чулкова.
- Повести петровского времени. «Гистория о российском матросе…». Жанровые особенности, композиция и язык повести. Традиционное и новаторское.
- Творческий путь М.М. Хераскова.
- Стихотворство петровского времени.
- Комедия Д.И. Фонвизина «Бригадир».
- Школьный театр петровского времени.
- Художественные достижения Фонвизина-комедиографа. «Недоросль» как первая русская социально-политическая комедия
- Светский театр петровского времени.
- Творчество И.И. Хемницера. Жанр басни в русской литературе 18 века.
- Поэзия, публицистика Ф.Прокоповича. Традиционное и новаторское в трагедокомедии «Владимир».
- Трагедия Я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский» как вершина развития русской политической трагедии 18 века. Художественное мастерство.
- Национальное своеобразие русского классицизма. Работы Г.В.Москвичевой, Г.А. Гуковского, В.И.Федорова и др.
- «Ябеда» В.В. Капниста как общественная комедия 18 века. Художественное мастерство комедиографа.
- Просветительская проблематика и художественное своеобразие I и II сатир А.Д. Кантемира.
- Ода Г.Р. Державина «Фелица». Жанрово-художественное своеобразие.
- Проблема воспитания в VII сатире А.Д.Кантемира. Белинский о значении Кантемира.
- Философская лирика Г.Р. Державина.
- Творческие искания В.К.Тредиаковского. Лирика, проза, поэмы и др.
- Анакреонтические стихи Державина. Проблема национального своеобразия. Белинский о Державине.
- Реформа русского стихосложения в 18 веке.
- Граждански-обличительные стихотворения Г.Р. Державина.
- Литературно-теоретические и филологические труды М.В. Ломоносова.
- Ода «Вольность» А.Н. Радищева. Идейные, жанрово-композиционные особенности.
- Проблематика и художественные особенности од М.В. Ломоносова. Работы А.В. Западова, Ю.Н. Тынянова и др.
- Антикрепостническая проблематика «Путешествия...» А.Н. Радищева. Помещики и народ в «Путешествии...».
- Научно-философская лирика и антиклерикальная сатира М.В. Ломоносова. Идейно-стилевое своеобразие. Переложение псалмов. В.Г. Белинский о Ломоносове.
- Русский сентиментализм. Эстетическая программа и основные художественные принципы изображения человека. Монография П.А. Орлова «Русский сентиментализм».
- М.В.Ломоносов о задачах поэзии. «Разговор с Анакреонтом».
- Поэзия Н.М. Карамзина. Жанровые и художественные особенности
- Сумароков – теоретик русского классицизма. («Эпистола о стихотворстве», «Эпистола о русском языке»).
- Общая характеристика сентиментальных повестей Н.М. Карамзина. Анализ повести «Бедная Лиза».
- Сатиры А.П.Сумарокова «Хор ко превратному свету», «О благородстве».
- Типология повестей Н.М. Карамзина. Историческая повесть «Марфа-Посадница, или Покорение Новгорода».
37. Лирика А.П. Сумарокова, ее жанровое своеобразие.
|
|
|
|
38. Предромантические тенденции в творчестве Н.М. Карамзина. Повесть «Остров Борнгольм» и новелла «Сиерра-Морена». Баллада «Раиса».
39. А.П. Сумароков-драматург. Анализ трагедии «Дмитрий Самозванец».
40. Ода М.В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны 1747 года», ее основные темы, идеи, поэтика.
- Расцвет сатирической журналистики в 1769-1774 гг., ее общественно-политические и идеологические предпосылки. Полемика между "Всякой всячиной" и "Трутнем" о целях и задачах сатиры.
42. Творчество И.Ф. Богдановича, его роль в развитии русской «легкой поэзии». Стихотворная повесть «Душенька».
- Шутотрагедия И.А. Крылова «Трумф» («Подщипа»). Основная направленность и приемы сатирической пародии.
44. Жанровое своеобразие повествовательной прозы 1760-1770-х годов.
- Философско-сатирическая повесть И.А. Крылова "Каиб".
46. Поэзия Н.М. Муравьева.
- Эволюция стихосложения в русской литературе XVIII века.
- Композиция, жанровое своеобразие, язык и стиль «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
- Журнальная сатира Н.И. Новикова, её основная проблематика.
- Образ путешественника в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
Перечень компетенций с указанием средств оценивания результатов обучения
Перечень компетенций | Планируемые результаты обучения | Оценочные средства |
ПК-1 | З-4 | устный опрос, тесты, конспектирование |
У-3 | домашнее задание, устный опрос | |
ПСК-3 | З-2 | конспектирование, доклад |
У-2 | домашнее задание, устный опрос, тесты | |
Типовые контрольные задания и иные материалы, используемые для оценки результатов обучения в ходе текущего контроля
Контроль успеваемости по дисциплине осуществляется с помощью следующих оценочных средств:
Устный опрос.
Комплекты вопросов для практических занятий
Занятие №1. Человек и мир в романтической элегии В.А. Жуковского.
1. Элегия как магистральный жанр романтической поэзии 1й трети XIX века.
2. Спор о романтической элегии в русской литературе и критике.
3. Романтическая элегия Жуковского: высочайший этико-эстетический пафос в изображении духовного бытия человека.
4.Формы выражения авторского сознания (одухотворенность, лиризм, исповедальность, гармонизация).
5. Художественные открытия Жуковского-элегика.
Занятие №2. Духовный кризис мыслящей личности в романтической поэзии Е.А. Баратынского.
- Феномен Баратынского-романтика в контексте русской поэзии и культуры 1820-1830-х годов.
- Проблема творческого метода Баратынского. Этико-эстетическое своеобразие его романтической элегии.
- Лирическая исповедь "лишнего" человека в поэзии Баратынского.
- Открытия Баратынского-лирика.
Занятие №3. Идея гражданско-героического служения народу и обществу в поэзии К.Ф. Рылеева.
1. Поэзия декабристов как выражение гражданско-героического идеала радикально настроенной части русского дворянства.
2. Поэзия К.Ф. Рылеева как характерное явление декабристского романтизма. Жанр исторической «думы» и поэмы.
- Стихотворение «Гражданин» как наиболее полное выражение политической и этической программы Рылеева и декабризма в целом.