Информационный материал

Речь является одним из существенных отличий психики человека от психики животных. Благодаря речи человек способен выражать свои мысли и чувства, передавать информацию другим людям, воздействовать на них и регулировать их поведение.

Речь – это психический процесс порождения и передачи информации другим людям посредством языка. Речь следует отличать от языка.

Язык – это особая система знаков, в которой в форме значений зафиксирован обобщенной общественный опыт. Язык является продуктом общественно-исторического развития отражает сознание людей определенного этноса.

Любой язык представляет собой определенную структуру знаков. Звуковые различительные единицы языка называют фонемами. Из фонем образуются морфемы – минимальные смыслообразующие единицы. Морфемы образуют слова, которые объединяются в словосочетания и предложения. За каждым словом закреплено значение – некое обобщенное содержание действительности (явления, предметы, события, отношения между ними и т.п.)

Речь – это язык в действии. При помощи речи осуществляется словесное общение между людьми, которое может быть в форме сообщения, указания, приказания, вопроса. Помимо коммуникативной стороны, связанной с прямой передачей информации, речь обладает эмоционально-выразительной стороной, т.е. выражает отношение говорящего к тому, что он говорит. И наконец, речь содержит смысловой подтекст – он указывает на мотив высказывания или цель, которою пытается достигнуть говорящий.

Речь является высшей психической функцией, а значит – социальной, по природе, опосредствованной усвоением языка, по своему происхождению, и произвольной, по регуляции. Речь выполняет следующие функции:

1. Семантическая (или сигнификативная) – речь используется в целях сознательного общения для обозначения мыслей и чувств говорящего с целью передачи их другому человеку.

2. Коммуникативная – посредством речи осуществляется прямая передача информации собеседнику, выраженная при помощи вербальных (языковых) средств.

3. Экспрессивная – в речи выражается эмоциональное состояние и отношение говорящего.

4. Регулятивная – речь используется как средство регуляции поведения собеседника.

5. Синтетическая – данная функция реализуется в обобщении какого-либо содержания, выраженного в слове.

Виды речи:

1. Внешняя речь – выражается в звуке или письме, носит развернутый характер и направлена на другого человека.

2. Внутренняя речь – направлена на себя, носит свернутый и сокращенный характер.

3. Устная речь – выражается в звуке с использованием простых грамматических конструкций и сопровождается внеязыковыми средствами (паузами, интонациями, жестами и т.п.)

4. Письменная речь – выражена в тексте, обладает сложной смысловой и грамматической структурой, а также четкой логикой.

5. Монологическая речь – не предполагает ответной речевой активности собеседника; отличается связностью и развернутостью, а также требует тщательного отбора слов и выражений.

6. Диалогическая печь – возникает как ответ на вопрос и не требует специальной подготовки.

7. Аффективная речь – ограничивается междометиями и короткими высказываниями («Ой!», «Ничего себе!», «Вот-вот» и т.п.), выражающими эмоции; не имеет замысла.

Физиологически речь является весьма сложной функцией. Выделяют центральные и периферические физиологические системы, обеспечивающие речевую активность. Центральные системы включают в себя определенные структуры головного мозга, периферические – голосовой аппарат и органы слуха. В головном мозге находятся специальные речевые центры – слуховой центр Вернике, двигательный центр Брока, центр письма и центр чтения. Голосовой аппарат состоит из органов дыхания, гортани, полости рта и носа. Органы дыхания обеспечивают ток воздуха, который заставляет вибрировать голосовые связки гортани. Последние, колеблясь, производят звуковую волну, которая усиливается естественными резонаторами – полостями рта и носа. Благодаря изменениям формы и величины полости рта, также возможно образовывать разные гласные звуки. Создавая препятствия для воздухотока в ротовой полости, возможно образовывать согласные звуки.

Овладение навыками речи является важным условием развития сознания человека.

Индивидуальные особенности речи проявляются в темпе, ритме, эмоциональности, выразительности, точности, плавности, громкости, логической последовательности, артикуляции звуков, интонации и образности высказывания мыслей.

Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü определения категорий «речь»;

ü функции речи;

ü виды речи и их отличительные признаки;

ü индивидуальные особенности речи.

Уметь:

ü проводить сравнительный анализ понятий по теме «Речь»;

ü раскрывать суть речи как средства общения;

ü раскрывать суть речи как инструмента мышления.

Владеть:

ü опытом сравнительного анализа понятий;

ü опытом проведения исследования по выявлению общих закономерностей и индивидуальных особенностей речи отдельного человека.

План самостоятельной работы

1. Прочтите лекционный материал, выделив в нем основные идеи.

2. Законспектируйте материал из раздела «Мышление и речь» (с. 356-377). в работе А.Н. Леонтьева «Лекции по общей психологии, Главу 14. Речь (с. 237-270) в учебнике под ред. В.Н. Дружинина «Психология», Главу 11. Общение (с. 282-288) в учебнике под ред. А.В. Петровского «Введение в психологию».

3. Запишите основные идеи темы и подготовьтесь обсудить их на практическом занятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: