(Д.А. Леонтьев) [*]
Данный тест представляет собой адаптированную русскоязычную версию известного метода «Цель в жизни» («Purpose-in-Life Test», PIL), созданного J.S. Crambaugh и L.T. Maholick[†].
Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) диагностирует степень осмысленности жизни в контекстах прошлого, настоящего и будущего, а также убеждение человека в том, что он сам может контролировать свою жизнь, и что такой контроль возможен.
По своей структуре тест представляет набор из 20 парных (противоположных по смыслу) утверждений, согласие/несогласие с которыми испытуемый должен оценить по семибалльной симметричной шкале.
Бланк теста смысложизненных ориентаций (СЖО)
Учреждение____________
Возраст____ Пол____
Курс____
Дата ___________
Уважаемый участник! Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).
|
|
Обычно мне очень скучно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Обычно я полон энергии |
Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной |
В жизни я не имею определенных целей и намерений | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | В жизни я имею очень ясные цели и намерения |
Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной |
Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие |
Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами |
Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал |
Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни |
Моя жизнь пуста и неинтересна | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Моя жизнь наполнена интересными делами |
Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла |
Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас |
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности |
Я человек очень обязательный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Я человек совсем не обязательный |
Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств |
Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Я не могу назвать себя целеустремленным человеком |
В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | В жизни я нашел свое призвание и цели |
Мои жизненные взгляды еще не определились | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мои жизненные взгляды вполне определились |
Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни |
Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями |
Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания |
|
|
В данной методике диагностируемыми показателями являются следующие факторы:
1. «Цели в жизни». Фактор характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
2. «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Фактор определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить.
3. «Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией». Данный фактор измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, дает оценку пройденного отрезка жизненного пути, выражает ощущение того, насколько продуктивным и осмысленным было прошлое личности.
4. «Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни)». Фактор характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о жизненном смысле, контролировать события собственной жизни (Я-концепция).
5. «Локус контроля – жизнь, или управляемость жизни». Этот фактор отражает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в действительность, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю[‡].
Первые три фактора образуют смысложизненные ориентации: цели в жизни (будущее), насыщенность жизни (настоящее) и удовлетворенность самореализацией (прошлое). Два оставшихся фактора характеризуют внутренний локус контроля как общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, и собственную способность осуществлять такой контроль.
Обработка результатов сводится к переводу числовых значений 20 полярных высказываний из симметричной шкалы 3 2 1 0 1 2 3 в асимметричные:
- в восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.
- в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.
Затем баллы, полученные испытуемым по асимметричным шкалам, суммируются в пять субшкал.
Субшкала 1 (цели) – суммируются баллы по пунктам 3, 4, 10, 16, 17, 18.
Субшкала 2 (процесс) – суммируются баллы по пунктам 1, 2, 4, 5, 7, 9.
Субшкала 3 (результат) – суммируются баллы по пунктам 8, 9, 10, 12, 20.
Субшкала 4 (локус контроля – Я) – суммируются баллы по пунктам 1, 15, 16, 19.
|
|
Субшкала 5 (локус контроля – жизнь) – суммируются баллы по пунктам 7, 10, 11, 14, 18, 19.
Общий показатель смысложизненных ориентаций включает в себя сумму баллов по всем 20 пунктам.
Тест смысложизненных ориентаций выявляет такой аспект осмысленности жизни: насколько испытуемые верят в свободу или предопределение собственной жизни свыше, в какой мере они готовы взять на себя ответственность за свою жизнь.
Приложение 4
Тест «Корректурная проба» [§]
Тест исследует устойчивость внимания. Если концентрация внимания характеризует степень, глубину сосредоточенности на работе, то устойчивость внимания – характеристика длительности сосредоточенности. Выраженность этого свойства особенно необходима, с одной стороны, при выполнении деятельности, протекающей в неблагоприятной обстановке (с многими шумами, с отвлекающими стимулами), с другой стороны, при выполнении деятельности, которая характеризуется ярко выраженной монотонностью, однообразием. Устойчивость внимания зависит от увлеченности делом, осознанием его важности, глубины проникновения в предмет деятельности.
Этот тест потому называется корректурной пробой, что работа с ним похожа на деятельность корректора.
Цель исследования: изучение устойчивости внимания в условиях работы, требующей его распределения и переключения.
Оборудование: секундомер, любой газетный текст общим объемом 2150-2170 печатных знаков (буквы, знаки препинания также считаются). Ширина газетной колонки не должна превышать 10 см.
Ход работы. Исследование проводится коллективно. Испытуемым зачитывается следующая инструкция: «Вам розданы газетные тексты. Текст не читайте. Ваша задача – просматривать буквы построчно, слева направо и зачеркивать или подчеркивать те из них, которые я назову. Работать нужно как можно быстрее, но при этом быть внимательным, не допускать ошибки. Работать начнете после моей команды «Начали!»
Сначала будете подчеркивать букву «с» и вычеркивать букву «е». Когда через некоторое время я скажу: «Черта!», вы должны провести вертикальную линию в том месте просматриваемой строчки, где вас застанет эта команда, и поменять способ работы на противоположный: подчеркивать букву «е» и вычеркивать букву «с». При следующей команде «Черта!» опять провести вертикальную линию и вернуться к старому способу работы: подчеркивать букву «с» и вычеркивать букву «е». Во время работы разговаривать и задавать вопросы нельзя. Если есть какие-то вопросы, задавайте их сейчас. (При объяснении правил работы рекомендуется проиллюстрировать их мелом на доске и выяснить, все ли поняли испытуемые). Приготовились! Начали!».
|
|
По команде «Начали!» запустить секундомер. Опыт продолжается 10 минут, через каждую минуту подается команда «Черта!».
Обработка полученных данных
От общего числа знаков 2150-2170 вычитайте число 20 за каждую ошибку (пропущенную или неверно отмеченную букву), а за каждую правильную пропущенную и оставшуюся строку вычитайте по числу 60. А теперь сверьте полученное вами число с таблицей.