Цель опыта: _________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Реактивы: глицерин, этиленгликоль, 2-процентный раствор сульфата меди (II), 10-процентный раствор гидроксида натрия, раствор серной кислоты (1:1), гидросульфат калия.
а) Получение глицерата и гликолята меди. В пробирку наливают 3—4 капли 2-процентного раствора CuSO4 и 2—3 мл 10-процентного раствора NaOH.
Что образуется? _______________________________________________ Напишите уравнение химической реакции. _____________________________ _________________________________________________________________
К образовавшемуся _____________ ___________________ цвета приливают несколько капель глицерина исмесь перемешивают.
Что наблюдают? ______________________________________________ _______________________________________________________________ Напишите уравнения происходящих реакций, укажите, какие свойства глицерина проявляются в реакции с гидроксидом меди (II). _______________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Опыт повторяют, но вместо глицерина вводят в реакцию этиленгликоль.
Что наблюдают? ______________________________________________ __________________________________________________________________
Напишите уравнение реакции образования гликолята меди. _________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: _______________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
(сделайте вывод о кислотных свойствах многоатомных спиртов по сравнению с одноатомными)
б) Дегидратация глицерина — образование акролеина.
В сухую пробирку насыпают слоем в 1 см KHSО4, смачивают его двумя каплями глицерина. Смесь сильно нагревают. Через 1-2 минуты осторожно понюхайте выделяющиеся пары.
Что наблюдают? ____________________________________________ _______________________________________________________________
Напишите схему реакции дегидратации глицерина. _________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Что происходит с гидросульфатом калия при сильном нагревании. Напишите уравнение химической реакции. _____________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Вывод: _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
|
|
Лабораторная работа № 2.
ФЕНОЛЫ
Опыт 1. Реакция фенола с хлоридом железа (III).
Цель опыта: _________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________
Реактивы: 5-процентный раствор фенола, 5-процентный раствор м -крезола, 5-процентный раствор п -крезола (берут различные фенолы), 5-процентный раствор хлорида железа (III).
Опыт проводят с каждым из фенолов. В пробирки наливают по 1 мл раствора соответствующего фенола и прибавляют каплю хлорида железа (III).
Название фенола (структурная формула) | Наблюдения |
Вывод: _______________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Опыт 2. Реакция фенола с азотистой кислотой.
Цель опыта: _________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________
Реактивы: 5-процентный раствор фенола, 5-процентный раствор нитрита натрия, концентрированная серная кислота, 10 –процентный раствор гидроксида натрия, 10-процентный раствор серной (или соляной) кислоты.
Оборудование: пипетки.
В пробирку помещают 0,5 мл концентрированной серной кислоты и при охлаждении добавляют 2—3 капли раствора фенола. К полученному бесцветному раствору при охлаждении прибавляют каплю раствора нитрита натрия.
Что наблюдают? ______________________________________________. Смесь делят на две части. Одну часть растворяют в разбавленной кислоте вторую часть в щелочи. Что наблюдают? _______________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Напишите уравнение реакции ___________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напишите механизм реакции ____________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Укажите тип реакции ______________________________________________.
Вывод: _____________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Опыт 3. Образование и разложение фенолятов.
Цель опыта: ________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________
Реактивы: фенол, 2 н. раствор гидроксида натрия, 2 н. раствор карбоната натрия, 2 н. раствор серной кислоты, 2 н. раствор гидрокарбоната натрия.
а) К 0,1—0,3 г фенола прибавляют 1—2 мл раствора гидроксида натрия.
Что наблюдают? ____________________________________________ Напишите уравнение химической реакции _____________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Смесь нагревают до получения однородной жидкости. К охлажденному раствору приливают разбавленную серную кислоту. Что наблюдают? __________________________________________________________________ Напишите уравнение химической реакции _____________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________
б) В две пробирки помещают по 0,1— 0,3 г фенола. В одну приливают 1—2 мл раствора карбоната, а в другую — такой же объем гидрокарбоната натрия.
Что наблюдают? В 1 пробирке __________________________________ _________________________________________________, во 2 пробирке ______________________________________________________. О чем свидетельствует этот опыт? __________________________________________ _______________________________________________________________ Напишите уравнение реакции карбоната натрия с фенолом_______________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какие свойства проявляет фенол при взаимодействии со щелочами и карбонатом натрия? ________________________________________________ __________________________________________________________________
|
|
Расположите в порядке увеличения кислотных свойств: фенол, вода, этанол, угольная кислота. Укажите значения pKa для каждого их веществ.
Вывод: _______________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.