Опыт 4. Свойства глицерина и этиленгликоля

Цель опыта: _________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реактивы: глицерин, этиленгликоль, 2-процентный раствор сульфата меди (II), 10-процентный раствор гидроксида натрия, раствор серной кислоты (1:1), гидросульфат калия.

а) Получение глицерата и гликолята меди. В пробирку наливают 3—4 капли 2-процентного раствора CuSO4 и 2—3 мл 10-процентного раствора NaOH.

Что образуется? _______________________________________________ Напишите уравнение химической реакции. _____________________________ _________________________________________________________________

 К образовавшемуся _____________ ___________________ цвета приливают несколько капель глицерина исмесь перемешивают.

Что наблюдают? ______________________________________________ _______________________________________________________________ Напишите уравнения происходящих реакций, укажите, какие свойства глицерина проявляются в реакции с гидроксидом меди (II). _______________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт повторяют, но вместо глицерина вводят в реакцию этиленгликоль.

Что наблюдают? ______________________________________________ __________________________________________________________________

Напишите уравнение реакции образования гликолята меди. _________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: _______________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

(сделайте вывод о кислотных свойствах многоатомных спиртов по сравнению с одноатомными)

б) Дегидратация глицерина — образование акролеина.

 

  В сухую пробирку насыпают слоем в 1 см KHSО4, смачивают его двумя каплями глицерина. Смесь сильно нагревают. Через 1-2 минуты осторожно понюхайте выделяющиеся пары.

Что наблюдают? ____________________________________________ _______________________________________________________________

Напишите схему реакции дегидратации глицерина. _________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Что происходит с гидросульфатом калия при сильном нагревании. Напишите уравнение химической реакции. _____________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Вывод: _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


Лабораторная работа № 2.

ФЕНОЛЫ

Опыт 1. Реакция фенола с хлоридом железа (III).

Цель опыта: _________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________

Реактивы: 5-процентный раствор фенола, 5-процентный раствор м -крезола, 5-процентный раствор           п -крезола (берут различные фенолы), 5-процентный раствор хлорида железа (III).

 

Опыт проводят с каждым из фенолов. В пробирки наливают по 1 мл раствора соответствующего фенола и прибавляют каплю хлорида железа (III).

Название фенола (структурная формула) Наблюдения
   
   
   
   

 

Вывод: _______________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Опыт 2. Реакция фенола с азотистой кислотой.

Цель опыта: _________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________

Реактивы: 5-процентный раствор фенола, 5-процентный раствор нитрита натрия, концентрированная серная кислота, 10 –процентный раствор гидроксида натрия, 10-процентный раствор серной (или соляной) кислоты.

Оборудование: пипетки.

В пробирку помещают 0,5 мл концентрированной серной кислоты и при охлаждении добавляют 2—3 капли раствора фенола. К полученному бесцветному раствору при охлаждении прибавляют каплю раствора нитрита натрия.

Что наблюдают? ______________________________________________. Смесь делят на две части. Одну часть растворяют в разбавленной кислоте вторую часть в щелочи. Что наблюдают? _______________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Напишите уравнение реакции ___________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Напишите механизм реакции ____________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Укажите тип реакции ______________________________________________.

Вывод: _____________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Опыт 3. Образование и разложение фенолятов.

Цель опыта: ________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________

Реактивы: фенол, 2 н. раствор гидроксида натрия, 2 н. раствор карбоната натрия,  2 н. раствор серной кислоты, 2 н. раствор гидрокарбоната натрия.

 а) К 0,1—0,3 г фенола прибавляют 1—2 мл раствора гидроксида натрия.

Что наблюдают? ____________________________________________ Напишите уравнение химической реакции _____________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Смесь нагревают до получения однородной жидкости. К охлажденному раствору приливают разбавленную серную кислоту. Что наблюдают? __________________________________________________________________ Напишите уравнение химической реакции _____________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________

 

б) В две пробирки помещают по 0,1— 0,3 г фенола. В одну приливают 1—2 мл раствора карбоната, а в другую — такой же объем гидрокарбоната натрия.

Что наблюдают? В 1 пробирке __________________________________ _________________________________________________, во 2 пробирке ______________________________________________________. О чем свидетельствует этот опыт? __________________________________________ _______________________________________________________________ Напишите уравнение реакции карбоната натрия с фенолом_______________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какие свойства проявляет фенол при взаимодействии со щелочами и карбонатом натрия? ________________________________________________ __________________________________________________________________

Расположите в порядке увеличения кислотных свойств: фенол, вода, этанол, угольная кислота. Укажите значения pKa для каждого их веществ.

Вывод: _______________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: