Тема 2. Анализ основных подходов к изучению религии. Религия как историко-культурное духовное явление и социальный институт

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

ФАКУЛЬТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Кафедра КУЛЬТУРОЛОГИИ

                                                                      

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ»

Москва, 2020

Цели и задачи освоения дисциплины

Цель курса:дать базовые знания в областиистории религии, их влияния на формирование цивилизаций, современных культур и общественной жизни.  

Задачи курса:

1) В процессе обучения рассмотреть общие представления о религии, её структурные элементы и основные подходы к изучению;

2) Познакомить студентов с историей, вероучениями, культом, церковной организацией, деятельностью мировых и национальных религий;

3)  Показать влияние этих религий на процесс формирования и становления нынешних цивилизаций, культур, на социальные процессы в различные исторические эпохи, а так же на современную общественную жизнь;

4)  Дать характеристику христианству в целом и православию в частности как культурообразующей религиозной традиции России;

5)  Обосновать значение различных религий в формировании духовной культуры человечества, укреплении согласия между людьми на почве духовно-нравственных ценностей;

6)  Способствовать формированию навыков применения знаний по истории религии в будущей профессиональной деятельности, уважения к верующим, терпимости в межрелигиозном диалоге.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:  

Программа дисциплины «История религий» как раздел «Религиоведения»  структурно и содержательно (мировоззренчески и методологически) связана с проблематикой и изучением ряда социально-гуманитарных и профессиональных дисциплин – отечественной и всемирной историей, историей культуры и искусства, культурологией, философией, психологией, социологией. Религия рассматривается как социокультурное явление в единстве внутренних и внешних взаимосвязей в историческом и современном контексте.

      3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) "История религий":

Процесс изучения курса направлен на формирование следующих компетенций:

· УК-1 способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

· УК-5 способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этническом и философском контекстах.

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- структуру религиоведческого знания и основные элементы религии;

- исторические этапы формирования и эволюцию родоплеменных, национальных и мировых религий, содержание и формы религиозных представлений, деятельности, культа, институтов;

- специфику эволюции религий в истории России;

- специфику решения основных мировоззренческих вопросов различными религиями в историко-культурном контексте и современных условиях;

 

Уметь:

- применять имеющиеся знания по истории религий в различных культурных контекстах;

 

Владеть:

- навыками учебной, научно-исследовательской и просветительской работы, связанной с религиоведческой проблематикой в контексте межпредметных связей и межкультурных коммуникаций.

 

Структура и содержание дисциплины (модуля)

«История религий»

Общая трудоемкость дисциплины составляет

Очная форма обучения: 7 семестр – 2.з.е. (72 ч.), 28 часов лекционные, 6 часов семинарские, 38 часов самостоятельной работы студента, зачет.

Заочная форма обучения:

7 семестр: 1 з.е. (36 ч.) – 4 часа лекционные, 32 часа самостоятельная работа студента;

8 семестр: 1 з.е. (36 ч.) 6 часов лекционные, 24 часа самостоятельной работы студента, 4 часа контроль, зачет.

   

Очная форма

Заочная форма

п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Семестр Неделя семестра

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

 

лек сем сам       лек сем сам  
1 Общие представления о религии. Структурные элементы религии 7   2   5   7   1   6  
2 Анализ основных подходов к изучению религии Религия как духовное явление и социальный институт. 7   4 2 5   7   1   6  
3 Элементарные формы религиозной жизни   7   2       7   1   6  
4 Национальные религии Востока. Буддизм 7   4   5   7   1   6  
5 Ислам 7   4       8   1   6  
6 Христианство 7   2 2 8 Рубежный контроль 8   1   2 4
7 Католичество 7   2   5   8   1   6  
8 Протестантизм 7   2       8   1   6  
9 Православие в России 7   4 2 5   8   1   6  
10 Современная религиозная ситуация в России и мире 7   2   5   8   1   6  
  Общее количество часов по учебному плану: 72 7   28   6 38 Зачет     10   56 Зачет

 

Содержание дисциплины

Тема 1. Общие представления о религии. Структурные элементы религии

 Понятие о религии. Сущность и функции религии. Религиозное сознание, религиозные отношения и институты. Вероучение, культ, организация как базовая триада для изучения религии. Религиозная психология, религиозный опыт, религиозное поведение и деятельность. Структура богословия: основное и нравственное богословие, сотериология и эклезиология, экзегетика и литургика. Элементы религиозного культа и его роль. Особенности религиозных организаций: церкви, секты, деноминации.

 

Тема 2. Анализ основных подходов к изучению религии. Религия как историко-культурное духовное явление и социальный институт

Происхождение религии. Основные гипотезы (натуралистическая, анимистическая, антропологическая, социальная, гипотеза проторелигии). Основные мировоззренческие системы (теизм, деизм, пантезм, атеизм, политеизм, анимизм, тотемизм). Религиозный подход. Видение происхождения и сущности религии в христианстве, исламе и буддизме. Христианство – единственная догматически оформленная религиозная система. Догматы и каноны. Школы и направления в религиоведении. Возможные подходы к определению термина «религия». Подходы и методы изучения религии и религиозных феноменов.

Взаимосвязь религии с другими сферами и факторами общественной жизни. Религия как культурообразующий феномен. Исторические этапы развития религии. Многообразие и единство исторических форм религии. Классификация религий по разным основаниям. Понятие «мировая религия». Естественные религии и религии Откровения. Философия, психология и социология религии. Основная проблематика религиозного способа познания мира. Понятия Бога, Истины и Абсолюта. Атеизм и богословие. Язык религиозной культуры. Догматизм. Религия и философия. Религия и наука. Религиозная философия и богословие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: