Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
ФАКУЛЬТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
Кафедра КУЛЬТУРОЛОГИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ»
Москва, 2020
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель курса:дать базовые знания в областиистории религии, их влияния на формирование цивилизаций, современных культур и общественной жизни.
Задачи курса:
1) В процессе обучения рассмотреть общие представления о религии, её структурные элементы и основные подходы к изучению;
2) Познакомить студентов с историей, вероучениями, культом, церковной организацией, деятельностью мировых и национальных религий;
3) Показать влияние этих религий на процесс формирования и становления нынешних цивилизаций, культур, на социальные процессы в различные исторические эпохи, а так же на современную общественную жизнь;
|
|
4) Дать характеристику христианству в целом и православию в частности как культурообразующей религиозной традиции России;
5) Обосновать значение различных религий в формировании духовной культуры человечества, укреплении согласия между людьми на почве духовно-нравственных ценностей;
6) Способствовать формированию навыков применения знаний по истории религии в будущей профессиональной деятельности, уважения к верующим, терпимости в межрелигиозном диалоге.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Программа дисциплины «История религий» как раздел «Религиоведения» структурно и содержательно (мировоззренчески и методологически) связана с проблематикой и изучением ряда социально-гуманитарных и профессиональных дисциплин – отечественной и всемирной историей, историей культуры и искусства, культурологией, философией, психологией, социологией. Религия рассматривается как социокультурное явление в единстве внутренних и внешних взаимосвязей в историческом и современном контексте.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) "История религий":
Процесс изучения курса направлен на формирование следующих компетенций:
· УК-1 способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
· УК-5 способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этническом и философском контекстах.
|
|
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- структуру религиоведческого знания и основные элементы религии;
- исторические этапы формирования и эволюцию родоплеменных, национальных и мировых религий, содержание и формы религиозных представлений, деятельности, культа, институтов;
- специфику эволюции религий в истории России;
- специфику решения основных мировоззренческих вопросов различными религиями в историко-культурном контексте и современных условиях;
Уметь:
- применять имеющиеся знания по истории религий в различных культурных контекстах;
Владеть:
- навыками учебной, научно-исследовательской и просветительской работы, связанной с религиоведческой проблематикой в контексте межпредметных связей и межкультурных коммуникаций.
Структура и содержание дисциплины (модуля)
«История религий»
Общая трудоемкость дисциплины составляет
Очная форма обучения: 7 семестр – 2.з.е. (72 ч.), 28 часов лекционные, 6 часов семинарские, 38 часов самостоятельной работы студента, зачет.
Заочная форма обучения:
7 семестр: 1 з.е. (36 ч.) – 4 часа лекционные, 32 часа самостоятельная работа студента;
8 семестр: 1 з.е. (36 ч.) 6 часов лекционные, 24 часа самостоятельной работы студента, 4 часа контроль, зачет.
Очная форма | Заочная форма | ||||||||||||
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | Семестр | Неделя семестра | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| ||||||
лек | сем | сам | лек | сем | сам | ||||||||
1 | Общие представления о религии. Структурные элементы религии | 7 | 2 | 5 | 7 | 1 | 6 | ||||||
2 | Анализ основных подходов к изучению религии Религия как духовное явление и социальный институт. | 7 | 4 | 2 | 5 | 7 | 1 | 6 | |||||
3 | Элементарные формы религиозной жизни | 7 | 2 | 7 | 1 | 6 | |||||||
4 | Национальные религии Востока. Буддизм | 7 | 4 | 5 | 7 | 1 | 6 | ||||||
5 | Ислам | 7 | 4 | 8 | 1 | 6 | |||||||
6 | Христианство | 7 | 2 | 2 | 8 | Рубежный контроль | 8 | 1 | 2 | 4 | |||
7 | Католичество | 7 | 2 | 5 | 8 | 1 | 6 | ||||||
8 | Протестантизм | 7 | 2 | 8 | 1 | 6 | |||||||
9 | Православие в России | 7 | 4 | 2 | 5 | 8 | 1 | 6 | |||||
10 | Современная религиозная ситуация в России и мире | 7 | 2 | 5 | 8 | 1 | 6 | ||||||
Общее количество часов по учебному плану: 72 | 7 | 28 | 6 | 38 | Зачет | 10 | 56 | Зачет |
Содержание дисциплины
Тема 1. Общие представления о религии. Структурные элементы религии
Понятие о религии. Сущность и функции религии. Религиозное сознание, религиозные отношения и институты. Вероучение, культ, организация как базовая триада для изучения религии. Религиозная психология, религиозный опыт, религиозное поведение и деятельность. Структура богословия: основное и нравственное богословие, сотериология и эклезиология, экзегетика и литургика. Элементы религиозного культа и его роль. Особенности религиозных организаций: церкви, секты, деноминации.
Тема 2. Анализ основных подходов к изучению религии. Религия как историко-культурное духовное явление и социальный институт
Происхождение религии. Основные гипотезы (натуралистическая, анимистическая, антропологическая, социальная, гипотеза проторелигии). Основные мировоззренческие системы (теизм, деизм, пантезм, атеизм, политеизм, анимизм, тотемизм). Религиозный подход. Видение происхождения и сущности религии в христианстве, исламе и буддизме. Христианство – единственная догматически оформленная религиозная система. Догматы и каноны. Школы и направления в религиоведении. Возможные подходы к определению термина «религия». Подходы и методы изучения религии и религиозных феноменов.
|
|
Взаимосвязь религии с другими сферами и факторами общественной жизни. Религия как культурообразующий феномен. Исторические этапы развития религии. Многообразие и единство исторических форм религии. Классификация религий по разным основаниям. Понятие «мировая религия». Естественные религии и религии Откровения. Философия, психология и социология религии. Основная проблематика религиозного способа познания мира. Понятия Бога, Истины и Абсолюта. Атеизм и богословие. Язык религиозной культуры. Догматизм. Религия и философия. Религия и наука. Религиозная философия и богословие.