20
м..тными людьми и сем(?)ями ж..ло много грам..тных людей
и с..мей, для которых чтение и письмо стали таким же есте-ственным делом, как еда сон р..бота. Количество найденных грам..т способно навсегда зач..ркнуть миф о ре..кости гра-м..тных людей в Древней Руси.
(По В. Янину)
§ 3.Язык — волшебное зеркало мира
и национальной культуры
19. 1) Бегло прочитайте рассказ из книги «Лингвистические детекти-вы» известного учёного-языковеда Николая Максимовича Шанского. Какую загадочную историю «расследует» автор?
Что такое окно? Если об-ратиться к словарю, то мы в нём найдём такое определе-ние этого предмета: «отвер-стие для света и воздуха в стене здания или стенке како-го-либо транспортного уст-
Толковый словарь
Диал́кт, -а, м. Лингв. Разновид-ность общего национального языка, характерная для какой-либо местно-сти.
Ройства (поезда, парохода, самолёта и т. д.)». Но всегда ли окно служило таким целям? Оказывается, не всегда. И об этом свидетельствует уже название этого предмета.
|
|
Окно — один из многочисленных примеров того, как изслов можно извлечь исторические данные. Ведь слова иногда говорят о называемом ими предмете не меньше, нежели ар-хеологические находки.
Зачем же делали окно раньше? Об этом чётко и опреде-лённо говорит история происхождения слова. Оказывается, образовалось оно с помощью суффикса -н- (< ън) от суще-ствительного око, обозначающего «глаз, орган зрения, то, с помощью чего мы видим».
Следовательно, окно первоначально было не отверстием для света и воздуха, а служило другим целям: оно делалось (кстати, как свидетельствуют археологи, вначале из щели ме-жду брёвнами сруба) для того, чтобы можно было наблюдать, видеть то, что происходит вне дома. Поэтому оно и уподобля-лось оку, то есть глазу.