ет ироническую окраску. Это касается и слова умник:
́мник, -а, м. Умный, толковый человек. В классе много ум-ников. || Ирон. Тот, кто допустил грубый промах, что-либо неучёл, не додумал. Какой умник так решил задачу?
Большинство слов русского языка относится к нейтраль-ной лексике. Эти слова могут употребляться в любой ситуа-ции общения, в устной и письменной, книжной и разговор-ной речи (сказал, обед, чистый, кто-то). В толковых слова-рях стилистически нейтральные слова даются без помет.
К книжной лексике принадлежат слова, употребляющие-ся преимущественно в официально-деловом общении, в сфе-
Ре науки и публицистики, в художественной литературе.
К разговорной лексике относятся слова, которые исполь-зуются в непринуждённом устном или письменном общении (электричка, картошка, призадуматься, наискосок). Ча-сто эти слова имеют эмоциональную окраску: ласковую (до-
108
чурка, голубушка), шутливую (бутуз, смешинка), а такжевыражают отрицательную оценку называемых понятий (ме-люзга, хлипкий, бахвалиться).
|
|
131. 1) Сравните слова в каждой группе. Что их объединяет и чем они различаются? Определите, какие из слов являются книжными, а какие — разговорными.
Вещать — говорить — сказать — брякнуть.
Бесплатный — безвозмездный — дармовой.
Аплодировать — рукоплескать — хлопать.
Спать — почивать — дрыхнуть.
2) Подумайте, можно ли использовать каждый из синонимов в одних и тех же ситуациях общения.