Самостоятельно стучит в дверь. А уж открывает ему мама. Другие коты к нам в дверь обычно не стучат. Но мама
хочет приучить Лукьяна к порядку, поэтому она спрашивает:
— Лукьян, это ты?
— Мяу, — говорит Лукьян.
С улицы кот приходит голод-ный, мама даёт ему еды. Напри-мер, рыбу.
— Ешь, Лукаша, — говорит мама.
И кот ест. Без разрешения он никогда ничего не ест.
Вчера мама сказала, что авторитет кота резко упал в её глазах.
Мама резала колбасу на столе. А потом повернулась спи-ной и стала мыть сковороду под краном. И тут Лукьяну захо-телось кое-чего отведать. Он забрался на стул и потянулся к колбасе. Тянулся, тянулся и оглядывался на маму.
Лукьян не знал, что сковоро-да не очень грязная и мама помо-ет её очень быстро.
— Ты что делаешь, Лука-ша?! — воскликнула мама, по-вернувшись к столу. — Как тебе не стыдно!
Коту стало стыдно, и он опу-стил глаза.
138
2) Определите тип речи каждого фрагмента. Если затрудняетесь, задайте следующие вопросы: «Почему кота Лукьяна можно назвать интеллектуалом?», «Что произошло в тот день, когда авторитет кота упал в глазах его хозяйки?».
181. 1) Прочитайте вступления текстов. Тексты какого типа речи могут начинаться такими вступлениями? Объясните почему.
Однажды всей дружной компанией одноклассники от-правились в настоящее путешествие. 2. В леса и поля загля-нула Осень и тронула своей волшебной кистью деревья и тра-вы. 3. Это только считается, что все люди любят лето. Мно-гим, наоборот, нравится осень, а кто-то с нетерпением ждёт зимы. 4. В моей комнате на подоконнике стоит глиняный горшок с очень красивым цветком. 5. Я долгое время не мог понять принцип работы кондиционера, но мой друг легко сумел мне объяснить. 6. В прошлую субботу моя собачка Бублик чуть не потерялась. 7. Поездка в зимние каникулы с классом в музей оказалась очень интересной. 8. В корне сло-ва «подберёзовик» есть орфограмма.
2) Объясните, какой тип речи вы использовали, когда выполняли задание 1 этого упражнения.
3) Выберите одно из вступлений и устно продолжите текст (пять — семь предложений).
Описание даёт возможность представить предмет, чело-века, животное, природу, местность, помещение. Главными в описаниях являются признаки, и каждое новое предложение содержит указание на новые признаки.