Композиция текста — это его строение, взаимное расположе-ние частей. Обычно текст включает следующие композиционные части:
1) вступление, в котором определена или намечена тема;
2) основную часть, в которой тема получает своё развитие;
3) заключение, в котором автор подводит итоги: делает выво-ды, даёт свои оценки.
176. Перечитайте текст из упражнения 175. Найдите в нём вступление, основную часть, заключение. Объясните, каково назначение каждой композиционной части этого текста.
177. 1) Прочитайте текст. О чём он: только о цветке на клёне или ещё о чём-то?
Цветок на клёне
Вырос однажды на клёне огромный прекрасный цветок, один-единственный.
135
— Какое чудо! — радовался клён.
И все свои соки отдавал цветку. Даже листва пожухла.
— Принесёшь семена, от них цветущие клёны пойдут, — шептал он цветку.
— Вот ещё! — фыркнул однажды цве-ток. — Я и так хорош.
И улетел с осенним ветром.
С тех пор клён сам похож осенью на огромный цветок. А цветок исчез, как не бывало.
|
|
(В. Кротов)
2) Какие особенности текста говорят о том, что это сказка? Объ-ясните, из каких композиционных частей он состоит и каково назна-чение каждой из них.
3) Сколько в тексте смысловых частей? А абзацев? Объясните, почему некоторые абзацы включают одно-два предложения. Сделайте вывод.
4) Проследите, как в тексте использован приём противопостав-ления. Докажите, что этот приём помогает ярче выразить главную мысль.
5) Прочитайте текст по ролям.
178. Орфографический практикум.
Где-то в д..лёкой (А/а)фрике живут кр..к..дилы. Они ни-когда не пр..ходят (ко)мне домой. Но когда я о них подум..ю, мне становит(?)ся страшно. И я плотно з..крываю двери в комн..ту.
Пусть (не)приходят!
В с..седнем доме ж..вёт мой одноклассник — весьма не-приятный тип. Мама хоч..т, чтобы я пригласил его на свой день р..ждения. Когда мама об этом г..ворит, я не знаю, что ответить, поэтому закрываю л..донями уши.
Пусть мой одноклассник (не)приходит!