Лингвистические заметки

 

 Композиция текста — это его строение, взаимное расположе-ние частей. Обычно текст включает следующие композиционные части:

1) вступление, в котором определена или намечена тема;

2) основную часть, в которой тема получает своё развитие;

3) заключение, в котором автор подводит итоги: делает выво-ды, даёт свои оценки.

176. Перечитайте текст из упражнения 175. Найдите в нём вступление, основную часть, заключение. Объясните, каково назначение каждой композиционной части этого текста.

177. 1) Прочитайте текст. О чём он: только о цветке на клёне или ещё о чём-то?

 

Цветок на клёне

 

Вырос однажды на клёне огромный прекрасный цветок, один-единственный.


 


135


— Какое чудо! — радовался клён.

И все свои соки отдавал цветку. Даже листва пожухла.

— Принесёшь семена, от них цветущие клёны пойдут, — шептал он цветку.

— Вот ещё! — фыркнул однажды цве-ток. — Я и так хорош.

И улетел с осенним ветром.

 

С тех пор клён сам похож осенью на огромный цветок. А цветок исчез, как не бывало.

(В. Кротов)

 

2) Какие особенности текста говорят о том, что это сказка? Объ-ясните, из каких композиционных частей он состоит и каково назна-чение каждой из них.

 

3) Сколько в тексте смысловых частей? А абзацев? Объясните, почему некоторые абзацы включают одно-два предложения. Сделайте вывод.

 

4) Проследите, как в тексте использован приём противопостав-ления. Докажите, что этот приём помогает ярче выразить главную мысль.

5) Прочитайте текст по ролям.

 

178. Орфографический практикум.

 


Где-то в д..лёкой (А/а)фрике живут кр..к..дилы. Они ни-когда не пр..ходят (ко)мне домой. Но когда я о них подум..ю, мне становит(?)ся страшно. И я плотно з..крываю двери в комн..ту.

Пусть (не)приходят!

 

В с..седнем доме ж..вёт мой одноклассник — весьма не-приятный тип. Мама хоч..т, чтобы я пригласил его на свой день р..ждения. Когда мама об этом г..ворит, я не знаю, что ответить, поэтому закрываю л..донями уши.

Пусть мой одноклассник (не)приходит!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: