1. Возрастная психология в системе психологических знаний, ее предмет, объект, задачи.
2. Характеристика основных методов возрастной психология.
3. Понятие возраста, основные структурные компоненты возраста. Проблема возрастной периодизации в психологии.
4. Теории психического развития ребенка (общая характеристика, характерные особенности, одна на выбор подробно).
5. Соотношение обучения и развития, воспитания и развития в онтогенезе Л.С. Выгосткий о зонах актуального и ближайшего развития.
6. Развитие психики в условиях сенсорных дефектов.
7. Развитие психики в условиях материнской депривации.
8. Норма в психологии. Типология дизонтогенеза. Регрессия, ретардация, асинхрония.
9. Эмоциональное общение с близкими и его роль в психическом развитии младенца.
10. Языковое развитие в детском возрасте.
11. Общая характеристика раннего возраста. Кризис 3-х лет.
12. Общая характеристика дошкольного периода.
13. Роль игры в психическом развитии ребенка, виды игр.
14. Психологическая готовность к школе и ее формирование.
15. Психологические особенности младшего школьника, проблема адаптации к школе.
16. Развитие личности в младшем школьном возрасте.
17. Психологические особенности подросткового возраста.
18. Подросток и взрослые, особенности взаимоотношений.
19. Общение со сверстниками как ведущая деятельность в подростковом возрасте. Референтная группа и ее влияние на развитие подростка.
20. Возможности образовательной среды в удовлетворении потребностей подростка.
21. Особенности становления и развития идентичности подросткового возраста.
22. Причины и характеристика кризиса подросткового возраста.
23. Становление личности в раннем юношеском возрасте. Помощь учителя в личностном самоопределении.
24. Проблема становления профессионального самоопределения в ранней юности.
25. Особенности развития эмоциональной сферы в разных возрастах.
26. Особенности развития познавательной сферы в разных возрастах.
27. Трудности взросления и помощь учителя в их преодолении.
28. Цифровое и доцифровое общество как культурный контекст развития ребенка.
29. Ребенок цифрового мира – особенности и законы развития.
30. Взаимосвязь физического и психического развития в разных возрастах.
31. Психосоматические проявления в детском и подростковом возрасте.
32. Пищевые нарушения и их проявления в подростковом и старшем школьном возрасте (анорексия, булимия и т.п.).
33. Особый ребенок в ДОУ и школе. Психолого-педагогическое сопровождение особых детей.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
(модуля)
Основная литература:
- Психология: Учебник / Гуревич П.С., - 2-е изд. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 332 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-009651-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/452129
- Психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. Э.В. Островcкого. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 368 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/773390
3. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / Самыгин С.И., Щербакова Л.И. - Рн/Д:Феникс, 2017. - 220 с. ISBN 978-5-222-21251-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/911323
Дополнительная литература:
1. Немов Р.С. Психология: Учебник для бакалавра - М.: Юрайт, 2013.- 639 с.
2. Психология: Учебник / Руденко А.М. - Рн/Д:Феникс, 2012. - 556 с. ISBN 978-5-222-18871-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/911274
3. Психология. Курс лекций: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 251 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0249-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/337677
4. Бадагина, Л. П. Психология познавательных процессов[Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л. П. Баданина. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. - 240 с. - ISBN 978-5-9765-0226-0. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/454599
5. Психология познавательных процессов: учеб. пособие / З.А. Киреева. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 137 с. — (Высшее образование). — www.dx.doi.org/10.12737/19403. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/752149
6. Психология личности и деятельности педагога: Учебное пособие / Духновский С.В. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 300 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-369-01537-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/542258
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
- http://znanium.com – электронная библиотечная система Znanium.com;
- http://www.edu.ru. - федеральный портал «Российское образование»;
- http://www.elibrary.ru – научно-методическая информационно-библиотечная система;
- http://www.nlr.ru – Российская национальная библиотека;
- www.rsl.ru – электронный каталог Российской государственной библиотеки.