ВВЕДЕНИЕ.
Электрической схемой называют графическое изображение электрических цепей аппаратов и электрических машин с помощью условных обозначений, утвержденных ГОСТ.
Электрические схемы подразделяются:
1. Структурная схема;
2. Функциональная схема;
3. Принципиальная схема;
4. Схемы соединений.
Краткая характеристика
1. Структурная схема дает общее ознакомление с изделием, определяет основные функциональные части изделия и их назначение.
2. Функциональная схема позволяет понять определённые процессы, протекающие в отдельных функциональных цепях, используется для изучения принципа работы установок, при их наладке, контроле.
3. Принципиальная схема даёт детальное представление о работе установки, показывает все элементы и связи между ними. Применяется для изучения принципа работы всей электрической установки.
4. Схема соединений (монтажная) отображает точное размещение, подключение проводов, кабелей и т.д. Схема используется при монтаже на заводах постройки локомотивов, а также во время ремонта по восстановлению локомотивов после пожаров и аварий.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ИЗОБРАЖЕНИИ ЭЛЕЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМ ЭЛЕКТРОВОЗА ВЛ-10
токоприёмник | |
обмотка якоря электрической машины | |
обмотка возбуждения электрической машины | |
независимая обмотка возбуждения электрической машины | |
резистор – активное сопротивление | |
катушка реле, электромагнитного контактора, электропневматического вентиля. | |
катушка реле времени | |
дифференциальное реле | |
разъединитель однополюсный | |
отключатель двигателя | |
быстродействующий выключатель | |
электрический контакт с дугогашением | |
электрический контакт без дугогашения | |
контакторный элемент реверсора или тормозного переключателя | |
контакторный элемент группового переключателя кспi или кспii (замыкающий) | |
контакторный элемент группового переключателя кспо (замыкающий) | |
регулятор давления | |
шунт амперметра | |
вольтметр | |
аккумуляторная батарея | |
провода, кабели, не имеющие электрического соединения | |
провода, кабели, имеющие электрическое соединение | |
блокировка размыкающая (обратная) | |
блокировка замыкающая (прямая) | |
кнопка с защёлкой (не возвратная) | |
кнопка импульсная (возвратная) | |
ЛАМПА ОСВЕЩЕНИЯ | |
ПРОЖЕКТОР | |
блокировка группового переключателя КСПI, замкнутая на «С» и «СП» соединении ТЭД | |
блокировка группового переключателя КСПI, замкнутая на «П» соединении ТЭД | |
блокировка группового переключателя КСПО, замкнутая на «С» соединении ТЭД | |
блокировка группового переключателя КСПО, замкнутая на «С» и «СП» соединении ТЭД | |
блокировка группового переключателя КСПО, замкнутая на «С», «СП» и «П» соединении ТЭД | |
Блокировка тормозного переключателя секции №1, замкнутая в моторном режиме | |
Блокировка тормозного переключателя секции №1, замкнутая в тормозном режиме | |
Блокировка отключателя двигателей, размыкающаяся при выключении 1-2 ТЭД | |
Блокировка отключателя двигателей, размыкающаяся при выключении 3-4 ТЭД | |
Блокировка отключателя двигателей, размыкающаяся при выключении 7-8 ТЭД | |
Блокировка отключателя двигателей, размыкающаяся при выключении любого ТЭД секции №1 | |
Блокировка отключателя двигателей, размыкающаяся при выключении любого ТЭД секции №2 | |
Кроме вышеуказанного в схемах электровоза принята следующая нумерация проводов и аппаратов:
1. Провода, имеющие нумерацию без букв: 1; 2; 3; 4; и т. д., а также провода К5; К37; К63 проложены от одного контроллера машиниста к другому с выходом на центральные клемные рейки секции № 1 и секции № 2 с заходом в ВВК (высоковольтная камера) к аппаратам.
2. Провода, имеющие обозначение буквой «К» и цифрой: К2; К9; К11 и т. д. располагаются в обеих секциях с выходом на центральные клемные рейки, в обоих ВВК с подключением к аппаратам.
3. Провода, имеющие обозначение буквой «Н» и цифрой: Н51: Н52; Н53; H110 (H111); HI61 (HI62) и т. д.. располагаются в одной секции, в ВВК этой секции, могут не выходить на центральную клемную рейку, причем провод в обозначении, заключенный в скобки, принадлежит к секции № 2.
4. Каждому аппарату присвоен свой номер, принадлежность аппарата к секции отличается цифрой I или 2. например:
а) 3-1 - контактор располагается в ВВК секции № I:
б) 3-2 - контактор располагается в ВВК секции № 2
Кроме вышеуказанных обозначений при описании принципа действия схемы электровоза ВЛ-10 применены сокращения:
ВВК - высоковольтная камера;
ТЭД - тяговый электродвигатель;
к-р - контактор;
к-ка- катушка;
к-кт – контакт
бл-ка - блокировка:
к-ль - кабель:
пр-д - провод:
пр-ль - предохранитель;
ПШ-5 - переключатель вентилятор;
РК - контакторный элемент реверсора;
ТK - контакторный элемент тормозного переключателя;
РП - реле перегрузки:
РНН - реле низкого напряжения;
РГШ - реле повышенного напряжения;
РВ - реле времени;
ПКО - противокомпаундная обмотка (обмотка
встречного возбуждения);
И.О.В. - обмотка независимого возбуждения:
ОВ - обмотка возбуждения сериесная;
ПГ - генератор преобразователя (возбудителя);
ДГ1- двигатель преобразователя (возбудителя);
ИШ-2К - индуктивный шунт;
РОТ - реле обратного тока;
СРН7У-3 - регулятор напряжения;
А.Б. - аккумуляторная батарея;
ШН - шунт амперметра;
ГУ - генератор управления.
Схема электровоза ВЛ-10 изображена при выключенной А.В., при нахождении реверсоров в положении «Вперед» при управлении из кабины № I, при нахождении тормозных переключателей в положении моторного режима, при нахождении переключателей моторов вентиляторов в положении «Высокая скорость», а также при нахождении групповых переключателей КСПО; КСП1 и КСГII в исходном положении, что соответствует «С» -соединению ТЭД.