Любой увеличенный интервал больше большого или чистого на полтона, любой уменьшенный интервал меньше малого или чистого на полтона.
Характерные интервалы и тритоны
Характерные интервалы – хроматические интервалы гармонических ладов. В мажоре они связаны с понижением VI ступени, а в миноре с повышением VII ступени.
Образуются две пары характерных интервалов:
увеличенная секунда – уменьшенная септима;
Увеличенная квинта – уменьшенная кварта.
Тритон – интервал из трех тонов. Два тритона – увеличенная кварта и уменьшенная квинта. Строятся в натуральном и гармоническом мажоре и натуральном и гармоническом миноре.
Характерные интервалы и тритоны интервалы неустойчивые, поэтому они разрешаются в устойчивые ступени.
Характерные интервалы в гармоническом мажоре | Характерные интервалы в гармоническом миноре | ||||||
название интервала | ступень | разрешение | название интервала | ступень | разрешение | ||
ув2 | VI пониженная | ч4 | ум7 | VII повышенная | ч5 | ||
ум7 | VII | ч5 | ув2 | VI | ч4 | ||
ув5 | VI пониженная | б6 | ум4 | VII повышенная | м3 | ||
ум4 | III | м3 | ув5 | III | б6 | ||
Тритоны в натуральном и гармоническом мажоре (запомнить ступени:47-62)
| Тритоны в натуральном и гармоническом миноре (запомнить ступени:62-47) | ||||||
ув4 | IV | м6 | ум5 | II | б3 | ||
ум5 | VII | б3 | ув4 | VI | м6 | ||
ув4 | VI пониженная | б6 | ум5 | VII повышенная | м3 | ||
ум5 | II | м3 | ув4 | IV | б6 |
Аккорд
Аккорд – созвучие из трех и более звуков.
Наибольшее распространение в музыке получили аккорды терцовой структуры – трезвучия и септаккорды с обращениями.
Тоны аккорда – звуки, входящие в его состав, они имеют названия:
основной – тон, от которого все остальные можно расположить вверх по терциям (обозначается цифрой 8);
терцовый – тон, образующийся с основным интервал терции (обозначается цифрой 3);
квинтовый – тон, образующий с основным интервал квинты (обозначается цифрой 5);
септимовый - тон, образующий с основным интервал септимы (обозначается цифрой 7).
Основной вид аккорда – такой вид, при котором в нижнем голосе расположен основной тон.
Трезвучия.
Трезвучие – аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям (обозначение трезвучия – 53).
Виды трезвучий:
Б53 = б3 + м3
М53 = м3 + б3
Ув53 = б3 + б3
Ум53 = м3 + м3
Обращения трезвучий
Каждое трезвучие имеет два обращения: секстаккорд (обозначается 6) и квартсекстаккорд (обозначается 64).
Секстаккорд – обращение, при котором в нижнем голосе расположен терцовый тон;
Б6 = м3 + ч4
М6 = б3 + ч4
Квартсекстаккорд – обращение, при котором в нижнем голосе расположен квинтовый тон;
Б64 = ч4 + б3
М64 = ч4 + м3
Названия тонов не меняются при обращении аккордов.
|
|
Основной вид аккорда – такое его положение, при котором основной тон является нижним звуком.
Обращение аккорда – такое его положение, при котором основной тон не является нижним звуком.
Лад
Лад – система взаимосвязи тонов по принципу устойчивости и неустойчивости.
Эти тоны называются ступенями лада.
Устойчивые ступени: I, III, V - ладовый центр.
I ступень – абсолютный устой, III и V ступени – относительные устои. Они входят в состав тонического трезвучия.
Неустойчивые ступени: II, IV, VI, VII.
Вводные ступени: II, VII (называются так потому, что окружают I ступень, по которой дается название тональности).
Разрешение – переход неустойчивой ступени в устойчивую на основе тяготения; опевание – окружение какой-либо ступени двумя соседними.
Тональность – высотное положение лада - мажора/минора.
Тоника может быть гармонической (выражена аккордом) и мелодической (выражена тоном).
Гармоническая тоника – тоническое трезвучие (I53).
Мелодическая тоника – I ступень.
Звукоряд – все ступени лада, расположенные по порядку от самой низкой до самой высокой.
Мажор и минор окончательно сложились к XVII веку и сохраняют свое значение в музыке до наших дней.
Мажор и минор имеют 3 вида: натуральный, гармонический и мелодический.
Мажор – семиступенный вид лада, устойчивые ступени которого образуют мажорное трезвучие, III ступень отстоит от I на большую терцию.
Формула натурального мажора – тон, тон, полутон, 3 тона, полутон.
Гармонический мажор – мажор с пониженной VI ступенью.
Мелодический мажор – мажор с пониженной VI и VII ступенями.
Минор – семиступенный вид лада, устойчивые ступени которого образуют минорное трезвучие, III ступень отстоит от I на малую терцию.
Формула натурального минора – тон, полутон, 2 тона, полутон, 2 тона.
Гармонический минор – минор с повышенной VII ступенью.
Мелодический минор – минор c повышенной VI, VII ступенями. При построении повышения этих ступеней отменяются и гамма получается как натуральная.
Параллельные тональности – мажор и минор с одинаковыми ключевыми знаками (разные тоники, лады, одинаковые звуки). Мажор строится на III ступени параллельного минора, минор – на VI ступени параллельного мажора.
Ключевые знаки ставятся рядом с ключом, действуют в любом такте произведения и в любой октаве.
Случайные (встречные) знаки ставятся перед нотой и действуют только в данном такте и данной октаве.
Гамма – последование ступеней звукоряда от I до ее октавного повторения.
Гамма делится на 2 тетрахорда (тетрахорд – последовательность из четырех звуков).
Нижний тетрахорд – часть гаммы от I до IV ступени; может быть восходящим (от I вверх до IV) и нисходящим (от IV вниз до I).
Верхний тетрахорд – часть гаммы от V до I ступени; может быть восходящим (от V вверх до I) и нисходящим (от I вниз до V).
Одноименные тональности – мажор и минор с одинаковой тоникой (I ступенью). Разница в ключевых знаках равна 3: Ре мажор (2 диеза) – ре минор (1 бемоль).
Отличие гармонического мажора от гармонического минора - III ступень. Именно эта ступень дает 100% гарантию определения лада.
Определение тональностей:
1. Смотрим на ключевые знаки (из 30 реально существующих тональностей выбираем параллельные)
2. Смотрим на последнюю ноту (большинство произведений заканчивается на тонике). Если пример закончен не на тонике, то смотрим пункт 3
3. Смотрим на случайные знаки и истолковываем их как определенные ступени
Транспонирование – перенос мелодии в другую тональность.
4 способы транспонирования:
· на определенный интервал;
· учитывая ладовое значение каждого звука в исходной тональности, сохранить те же ладовые значения в новой тональности;
· оставить запись неприкосновенной, изменив лишь соответственно ключевые и случайные знаки;
|
|
· замена ключа.
Квинтовый круг тональностей – система, в которой диезные тональности расположены по ч5 вверх, бемольные тональности – по ч5 вниз. Порядок возникновения ключевых знаков: диезы - фа-до-соль-ре-ля-ми-си;
бемоли – си-ми-ля-ре-соль-до-фа.
В мажоре новый диез появляется у VII ступени, а в миноре – у II ступени.
В мажоре новый бемоль появляется у IV ступени, а в миноре у VI ступени.
Название ступеней в ладу:
I – тоника (T) или тоническая прима
II – верхний вводный тон
III – медианта или тоническая терция
IV – субдоминанта (S); приставка «суб» обозначает «под»
V – доминанта (D) или тоническая квинта
VI – субмедианта
VII – нижний вводный тон