Причинность - способ связи между вещами, явлениями, но главное — позволяет описать уравнения движения, реализуя Динамический подход.
В динамическом подходе движение невозможно описать вне связи с причиной, для теоретико-инвариантного подхода же причинность не нужна.
Аристотель: возникает по необходимости.
Юм: Не обладая достоверностью, «только причинность порождает такую связь, из которой мы черпаем уверенность, что за ним следовало или предшествовало другое существование или действие». Юм: есть отношения смежности (в пространстве) и предшествования (во времени), а не причины и действия. По Юму, нет оснований, кроме привычки и веры для принципа причинности.
Милль: Принцип единообразия природы: что в природе существуют сходные случаи; то, что произошло один раз, будет иметь место при достаточно сходных условиях... всякий раз, как снова встретятся те же самые обстоятельства. Общая аксиома для индуктивных заключений. Каково происхождение самого принципа? Милль: данный принцип тоже является обобщением опыта. Непонятно, как он может получиться из опыта, если является основанием и условием всех обобщений из опыта. Это слабость концепции Милля. Другая проблема: опыт показывает нам, что строй природы не только единообразен, но и разнообразен. Милль: соотношение между причиной и следствием в природе всегда единообразно, но мы обычно наблюдаем переплетение множества причинно-следственных связей. Задача ученого — выделить отдельные связи, которые подчиняются принципу единообразия - законы природы.
Прогресс науки - брать все меньшее число основных законов и из них дедуктивно выводить другие законы.
Закон всеобщей причинной связи: «Всякое событие должно иметь причину, за которым оно неизменно и безусловно следует». Причина есть просто первый член в неизменном порядке последовательности явлений. Главная задача индуктивных выводов в науке состоит - установление того, какие именно законы причинной связи существуют в природе. Это обеспечивает возможность предсказаний. Задача исследователя - разложить сложные переплетения многообразий в природе на более простые единообразия. Процесс научной индукции - аналитический. Милль приводит закон сложения причин, действующий в механике, и полагает, что данный закон есть общее правило природных взаимодействий. однако, они могут не суммироваться, но модифицировать друг друга. Особенно часто это происходит в сфере общественных явлений. Возможно, поэтому науки об этих явлениях отстают в своем развитии от естественных.
Витгенштейн: Научные законы- способы унифицированных описаний большого количества фактов. Закон причинности, закон непрерывности в природе - являются априорными интуициями возможных форм научных предложений». Индукция есть процесс принятия наипростейшего закона, согласующегося с явлениями.
Как они соотносятся с реальностью? Витгенштейн: представьте себе белую поверхность с хаотически расположенными на ней черными пятнами. Можно дать описание этой плоскости, накладывая на нее сеть с квадратными ячейками и отмечая для каждого квадрата, является он белым или черным. Выбрав достаточно мелкие ячейки, можно получить унифицированное описание поверхности. Годится и сеть с треугольными или шестиугольными ячейками. Различные сети - различные системы описания мира. Например, у механики свои аксиомы и правила, определяющие способ описания мира,
Поверхность можно описывать с помощью и треугольной, и квадратной сети, тот факт, что мы описали ее, используя квадратную сеть, ничего о самой поверхности не говорит. Тот факт, что реальность описывается механикой Ньютона, ничего не говорит о реальности. Её сменила теория Эйнштейна. В истории науки бывают научные революции. Реальности иногда проще описывается с помощью одной теории, чем с помощью другой.
Витгенштейн: теории не совсем произвольны, а реальность не совсем пассивна и безразлична к любым описаниям. Теория плюс факты, что-то говорят о самой реальности. Но что именно? Что механика Ньютона успешно применяется к такому-то кругу явлений? Ответ есть определение границ применимости механики Ньютона с точки зрения теории относительности. Теория относительности не конечный этап развития науки.
Законы науки и научные теории — не описания реальности, но «сети», с помощью которых осуществляются такие описания. Закон причинности характеризует устройство этих «сетей», а вовсе не устройство самой реальности. Принцип причинности: мы признаем существование естественно-научных законов. Попытка сформулировать какой-то особый «закон причинности», якобы «лежащий в основе» научных теорий, бессмысленна. Не нужно никакого особого принципа; то, что люди признают причинность, само показывается тем фактом, что они строят такие-то теории. Последние устроены так, что «то, что исключается законом причинности, не может быть описано»