В результате исследования уровня мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости по 3 методикам, были получены следующие результаты (см. Табл. 3).
Таблица 3 Результаты исследования уровня мыслительной деятельности детей экспериментальной группы по трем методикам
Условное имя ребенка | ПУ методика №1 | ПУ методика №2 | ПУ методика №3 |
(%) | (%) | (%) | |
МБ | 70 | 50 | 45 |
ДЗ | 40 | 30 | 35 |
РИ | 50 | 30 | 20 |
АК | 34 | 30 | 25 |
ВЛ | 20 | 20 | 35 |
МН | 55 | 10 | 15 |
ЭТ | 10 | 10 | 15 |
НС | 30 | 20 | 20 |
НХ | 20 | 40 | 25 |
ДА | 60 | 50 | 50 |
Средний показатель | 38,9 | 29 | 28,5 |
При подсчете результатов исследования уровня развития мыслительной деятельности детей экспериментальной группы по итогам всех трех методик были получены данные, отраженные в диаграмме (Рис.1).
Рис. 1. Анализ результатов исследования уровня развития мыслительной деятельности детей экспериментальной группы
Диаграмма показывает, что по результатам методик в исследуемой группе не обнаружилось ни одного ребенка с наивысшим уровнем развития мыслительной деятельности. Большинство детей имеют низкий уровень развития наглядно-образного, словесно-логического мышления и уровня обобщения на уровне представлений.
Результаты исследования по методике "Матрица Равена", направленные на выяснение уровня развития наглядно-образного мышления показали, что у детей с недостатками интеллекта младшего школьного возраста вызывают большие трудности. Дети в большинстве случаев не могут сохранить в своей памяти показанный им образец и действуют ошибочно. Задания этой методики детьми либо выполнялись в наглядно-действенном плане (вариант с передвижными вкладышами), либо не выполнялись совсем. Детей с высоким уровнем развития наглядно-образного мышления и со средним уровнем в экспериментальной группе оказалось 40% (2 ребенка со средним уровнем и 2 с высоким).
Большую сложность для детей, участвующих в обследовании оказались задания, выполнение которых основывалось на словесно-логическом мышлении и установлении причинно-следственных связей, отношений между объектами и событиями. Эти задания требовали также определенного уровня развития устной связной речи. Детей с высоким уровнем развития данного вида мышления не было выявлено, большинство детей показали низкий уровень развития (90%).
Деятельность некоторых детей при выполнении задания напоминала не столько процесс мышления, сколько припоминания.
Анализируя общие результаты исследования, необходимо обратить внимание на качественный разброс результатов детей одного возраста и посещающих одну и ту же группу. Это еще раз подтверждает тот факт, что категория детей с умственной отсталостью весьма неоднородна, как неоднородны причины и степень повреждения, которые привели к умственной отсталости ребенка.
Выводы по II главе
Экспериментальное исследование особенностей мыслительной деятельности умственно отсталых младших школьников было организовано на базе специальной коррекционной школы № 60, г. VIII вида г. Новосибирска.
В исследовании использовались диагностические тестовые методики, направленные на выявление уровня наглядно-образного и словесно-логического мышления детей, а также исследование мыслительных процессов анализа, обобщения, сравнения, изучение соотношения уровней развития и речи.
В результате исследования, гипотеза о том, что мышление детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью отличается выраженным своеобразием и особенностями развития по сравнению с мышлением детей с нормальным психическим развитием была подтверждена.
Венгер Л. А., Мухина В. С. Основные закономерности психического развития ребенка.// Дошкольное воспитание, 1973 № 5 - № 6.
Виноградова А.Д., Клих С.А. Особенности образного мышления умственно отсталых детей // Дефектология, 1988 № 3
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т., т. 2: Мышление и речь, М.: 1982г, т.3: Проблемы развития психики, М.: 1983, т.4: Детская психология, М.: 1984, т.5: Дефектология, М.: 1983
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000
Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. - М.: 1986
Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Г.Петровой. - М.: 1980
Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М.:1998
Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие. — М.: 2002
Липкина А.И. Анализ и синтез при познании предметов учащимися вспомогательной школы// Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы/ под ред. И.М.Соловьева. - М.:АПН РСФСР,1953
Матасов Ю. Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы. - Л., 1986.
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.:1999 г
Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.:2002.
Немов Р.С. Психология. В3книгах. - М.: 2002
Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002
Певзнер М. С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963
Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М.: 1999
Процко Т.А. Особенности наглядно-образного мышления умственно отсталых школьников при оперировании жизненным опытом // Дефектология. - 1992. - № 2-3
Процко Т.А. Особенности развития наглядных форм мышления у младших школьников // Дефектология. - 1998. - № 3- № 4.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.:1998
Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе/ Под ред. Ж. И. Шиф, Т.Н. Головиной. - М.: 1977
Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. - М.: 1958
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: 1946
Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: 1973
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.:1988
Содержание книги Ю.Щербатых «Общая психология в схемах и таблицах», Спб: 2008
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю.Циркина. - СПб.: 1999
Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: 2001
Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: 2004
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: 1997
Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М. С. Певзнер, К. С.Лебединской. - М.:1979
Шалимов В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. - М.:2003
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ ст. 79. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
6. Выготский, Л.С.Основы дефектологии / Л.С.Выготский // Собр.соч. в 6 т / Под ред. Т.А. Власовой – М: Педагогика.,1983. – Т.2. – С307.
11. Андреева, К.А. Формирование наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью посредством использования конструирования [Электронный ресурс] / К. А. Андреева // https://moluch.ru/ (дата обращения: 09.02.2014).
3. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений/ Е.О. Смирнова - М: ВЛАДОС, 2008 – 366с.
5. Андреева К.А. Формирование наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью посредством использования конструирования // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 175-183.
7. Петрова, В.Г, Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников / Петрова В.Г, Белякова И.В. - М.: Академи, 2008.-160с.
19. Лубовский, В.И., Специальная психология том 1 учебник для бакалавриата и магистратуры.7-е издание / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова // под ред. В.И.Лубовского; - Москва: Юрайт, 2014 – 428с.