Рис. 1. Сагиттальный разрез головного мозга.
1 – продолговатый мозг; 2 – задний мозг (мост и мозжечок); 3 – средний мозг; 4 – промежуточный мозг; 5 – конечный мозг.
Рис.2. Дорсальная поверхность продолговатого мозга.
1 – ромбовидная ямка; 2 – мозговые полоски; 3 – задняя срединная борозда; 4 – заднелатеральная борозда; 5 – заднепромежуточная борозда; 6 – тонкий пучок; 7 – бугорок тонкого пучка; 8 – клиновидный пучок; 9 – бугорок клиновидного пучка; 10 - боковой канатик; 11 – нижнемозжечковая ножка.
Рис.3. Поперечный срез продолговатого мозга.
1 – передняя срединная щель; 2 – переднелатеральная борозда; 3 – пирамиды; 4 – оливы; 5 – оливарное ядро; 6 – ворота оливарного ядра; 7 – ромбовидная ямка; 8 – нижняя ножка мозжечка; 9 – ретикулярная формация; 10 – двойное ядро; 11 – языкоглоточный нерв; 12 – блуждающий нерв; 13 – добавочный нерв; 14 – подъязычный нерв
Рис. 4. Строение ромбовидной ямки
1 – срединная борозда; 2 – срединное возвышение; 3 – пограничная борозда; 4 – лицевой холмик; 5 – верхняя ямка; 6 – нижняя ямка; 7 – голубоватое место; 8 – треугольник подъязычного нерва; 9 – треугольник блуждающего нерва; 10 – вестибулярное поле; 11 – мозговые полоски; 12 – средняя ножка мозжечка; 13 – бугорок тонкого пучка; 14 – бугорок клиновидного пучка; 15 – латеральный канатик.
Рис.5. Проекция ядер черепно-мозговых нервов на ромбовидную ямку.
1 – ядро глазодвигательного нерва; 2 – ядро блокового нерва; 3 – двигательное ядро тройничного нерва; 4 – чувствительное ядро тройничного нерва; 5 – двигательное ядро языкоглоточного нерва; 6 – двигательное ядро блуждающего нерва; 7 – ядро отводящего нерва; 8 – двигательное ядро лицевого нерва; 9 – ядро добавочного нерва; 10, 11 – ядра кохлеовестибулярного нерва; 12 – чувствительное ядро блуждающего нерва; 13 – чувствительное ядро языкоглоточного нерва; 14 – ядро подъязычного нерва; 15,16,17 – ножки мозжечка; 18 – лицевой холмик; 19 – мозговые полоски
Занятие 3. задний мозг. СРЕДНИЙ МОЗГ
Цель занятия
1. Усвоить название основных отделов, входящих в состав заднего мозга.
2. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах отдельные образования заднего мозга.
3. Знать функциональное назначение отделов заднего мозга.
4. Усвоить расположение основных отделов среднего мозга.
5. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах отдельные образования среднего мозга.
6. Знать функциональное назначение отделов среднего мозга.
План занятия
1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы изучаемой темы.
2. Ответить на вопросы преподавателя.
3. Дать ответы на вопросы тест - карты.
Основная литература
1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 427-431.
2. Курепина М.М.,Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 246-249, 251-253.
3. Лекции.