Диалог – обычно обмен репликами между персонажами, является наиболее распространенной формой драматургического письма или построения речи персонажей. С одной стороны, он служит для коммуникации, с другой, выражает конфликт (словесное действие). Его словесный ряд состоит из:
− темы – носителя образов, мыслей, стимулов поведения и т.д.;
− конструкции;
− экспрессии (эмоции);
Диалог наиболее драматическая форма выражения. Но в классических пьесах, например, диалог представляет собой скорее последовательность монологов, чем обмен репликами. Поэтому иногда трудно провести границу между диалогом и монологом. Но в том и в другом случае диалог непосредственно связан с действием и является его главным выразителем. Рассмотрим эту связь.
Связь между диалогом и действием:
В классицистской драматургии, диалог символизировал начало действия, он его причина и следствие. В натурализме - диалог лишь видимая и вторичная причина действия, само же действие движется благодаря изменениям ситуации; диалог является «проявителем», барометром действия. В театре абсурда/парадокса диалог – примета, знак, часто алогичный и противопоставленный действию. Диалог, во многом приближающийся по своему характеру к разговорному языку реальной жизни, можно назвать натуралистическим. В основе же языка в театре (речи персонажей) лежит принцип приподнятости над реальной жизнью.
|
|
Не всякий диалог драматичен (например «бытовое общение»). Драматический диалог – это речь (речи), раскрывающие драматизм поведения, эмоций или ситуации. В диалог вплетаются паузы – моменты безмолвного действия. Паузы в диалоге выступают как:
− признак перемены темы;
− признак затруднительного положения;
− затрудненность речи (смущение);
− признак размышления, раздумий;
− признак протекания скрытой эмоции;
− признак сдерживания скрытой эмоции.
Существуют сцены открытого и косвенного диалога. К первым (когда текст и действие совпадают) относятся шекспировские пьесы и подобные им. Ко вторым –психологическая драма Ибсена, Гауптмана, Чехова и т.д. Но кроме этого есть в рамках диалога и некоторые другие виды общения, например, прием тейхоскопии. Тейхоскопия («взгляд сквозь стену) является приемом, снимающим необходимость в показе некоторых сцен, например:
− изображает то, что происходит за сценой;
− общение между видимым и невидимым персонажем (например, телефонный разговор);
− общение между человеком и богом, призраком и т.д.;
− между одушевленными и неодушевленными предметами.
Механизм диалога:
− смена темы – когда одна тема вызывает другую (часто ассоциативно);
|
|
− подхват темы – тема, начатая одним лицом, раскрывается другим;
− перебой темы – тема смещается другими темами, но остается единой в течение всего диалога;
− разрыв темы – тема прерывается в какой-то момент и завершается в конце диалога;
− возвращение темы – когда перебиваемая тема всплывает в другом месте (иногда неоднократно) и завершается;
− срыв темы – тема прерывается без завершения.
( Обычна форма темоведения: вопросно-ответная и подхватная)
Приемы построения речей лиц в диалоге (по С. Балухатому):
1. Тема раскрывается моноложно при отсутствии других лиц.
2. Тема раскрывается моноложно в присутствии других лиц.
(Частота употребление этой формы придает энергичный, напряженно-эмоциональный, как бы взрывной характер, повышает активный драматический фон)
3. Толчок движению темы дается обычно в предшествующем диалоге и поэтому возможен тип монолога в форме мнимого диалога. Возможны случаи ложного разрыва монолога, реплики как бы перебивают его, но также и содействуют его расширению.
4. Тема раскрывается в диалоге, в речеведении двух лиц.
(Обычный прием – система подхватов; частная форма – вопросы и ответы в плане полемики).
а) смена речевых тем при смене лиц вступающих в разговор;
б) смена речевых тем при единстве лиц по признакам ассоциаций;
в) диалог трактует одну общую тему, но ее раскрытию предшествует ввод малых речевых тем, как вступление к данной теме или переход от предыдущей;
г) малая речевая форма, как повод для раскрытия следующей темы;
д) диалог трактует одну тему, но за ней, как переход, к теме следующего явления следует малая речевая форма;
е) диаложная форма раскрывается вставкой малой речевой темы или перебивается темами бытовыми;
ж) начальные реплики развивают не диаложную, но бытовую тему.
5. Диалог и речь отдельных лиц наличием пауз получает признаки эмоционального протекания или лирического охвата.
Монолог в его широком понимании можно воспринимать как речь лица с широким раскрытием темы и с ясно выраженной экспрессией. Он, как правило, выражает внутреннее состояние персонажа. Монолог охватывает ряд тем и слагает единство речи по основной своей теме, создавая монологичное единство. Обычно в монологе выражается автохарактеристика с обнажением чувств. Монологом не являются обширные высказывание типа:
− речи повествования;
− речи - носители повествовательных экспозиций;
− резонерское раскрытие отдельных тем.
Монолог, по определению Волькенштейна, это – «замаскированный диалог»[21]. Он может существовать в разных видах. Как:
− обращение к антропоморфному партнеру (судьбе);
− обращение к отсутствующему персонажу;
− репетицией предстоящего диалога;
− воздействием на самого себя;
− как упражнение в решении;
− как укоры;
− как выбор;
− диалог переходит в монолог (увлекшись при партнере).
Полилог – разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог. Является синонимом слова диалог, так как ошибочно полагать, что термин «диалог» предполагает наличие ровно двух участников (греческий префикс диа - «через» в слове диалог и греческое ди- «два» лишь внешне схожи). В связи с этим в диалоге, как и в полилоге, может участвовать любое число участников. Синхронно звучащий полилог используется театром и кино как приём стилизации разговорной речи.
Реплика – это факт ответа на предшествующий дискурс или немедленное парирование аргумента. В узком смысле, реплика - текст персонажа в ходе диалога в ответ на вопрос. Она имеет смысл только в сцеплении с предшествующей и последующей репликой. Минимальное единство смысла образуется парами:
|
|
− реплика / контреплика
− слово / контрслово
− действие / реакция
Часто зритель не следит за нитью слитного текста, он интерпретирует реплику в контексте высказываний. Структурирование совокупности реплик дает нам построение ритмов пьесы. Набор реплик не помещается лишь на уровне текста: он имеет место и на уровне интонаций, ритма мизансцены, действий, стиля игры. По Брехту, расстановка реплик осуществляется по принципу тенниса: схватывание на лету.
Реплики бывают:
− узнавания;
− нападения;
− взывания помощи;
− искания выхода;
− разведки;
− a parte (в сторону).