Приёмы построения речи персонажей: диалог, монолог, полиалог,реплика

Диалог – обычно обмен репликами между персонажами, явля­ется наиболее распространенной формой драматургиче­ского письма или построения речи персонажей. С одной сто­роны, он служит для коммуникации, с другой, выражает кон­фликт (словесное действие). Его словесный ряд состоит из:

темы – носителя образов, мыслей, стимулов поведения и т.д.;

конструкции;

экспрессии (эмоции);

Диалог наиболее драматическая форма выражения. Но в классических пьесах, например, диалог представляет собой скорее последовательность монологов, чем обмен репликами. Поэтому иногда трудно провести границу между диалогом и монологом. Но в том и в другом случае диалог непосредственно связан с действием и является его главным выразителем. Рассмотрим эту связь.

Связь между диалогом и действием:

В классицистской драматургии, диалог символизировал начало действия, он его причина и следствие. В натурализме - диалог лишь видимая и вторичная причина действия, само же действие движется благодаря изменениям ситуации; диалог является «проявителем», барометром действия. В театре абсурда/парадокса диалог – примета, знак, часто алогичный и противопоставленный действию. Диалог, во многом приближающийся по своему характеру к разговорному языку реальной жизни, можно назвать натуралистическим. В основе же языка в театре (речи персонажей) лежит принцип приподнятости над реальной жизнью.

Не всякий диалог драматичен (например «бытовое общение»). Драматический диалог – это речь (речи), раскрывающие драматизм поведения, эмоций или ситуации. В диалог вплетаются паузы – моменты безмолвного действия. Паузы в диалоге выступают как:

− признак перемены темы;

− признак затруднительного положения;

− затрудненность речи (смущение);

− признак размышления, раздумий;

− признак протекания скрытой эмоции;

− признак сдерживания скрытой эмоции.

Существуют сцены открытого и косвенного диалога. К первым (когда текст и действие совпадают) относятся шекспировские пьесы и подобные им. Ко вторым –психологическая драма Ибсена, Гауптмана, Чехова и т.д. Но кроме этого есть в рамках диалога и некоторые другие виды общения, например, прием тейхоскопии. Тейхоскопия («взгляд сквозь стену) является приемом, снимающим необходимость в показе некоторых сцен, например:

− изображает то, что происходит за сценой;

− общение между видимым и невидимым персона­жем (например, телефонный разговор);

− общение между человеком и богом, призраком и т.д.;

− между одушевленными и неодушевленными предметами.

Механизм диалога:

смена темы – когда одна тема вызывает другую (часто ас­социативно);

подхват темы – тема, начатая одним лицом, раскрыва­ется другим;

перебой темы – тема смещается другими темами, но оста­ется единой в течение всего диалога;

разрыв темы – тема прерывается в какой-то момент и завершается в конце диалога;

возвращение темы – когда перебиваемая тема всплывает в другом месте (иногда неоднократно) и завершается;

срыв темы – тема прерывается без завершения.

( Обычна форма темоведения: вопросно-ответная и подхват­ная)

Приемы построения речей лиц в диалоге (по С. Балухатому):

1. Тема раскрывается моноложно при отсутствии других лиц.

2. Тема раскрывается моноложно в присутствии других лиц.

(Частота употребление этой формы придает энергичный, на­пря­женно-эмоциональный, как бы взрывной характер, повы­шает ак­тивный драматический фон)

3. Толчок движению темы дается обычно в предшествующем диалоге и поэтому возможен тип монолога в форме мнимого диалога. Возможны случаи ложного разрыва монолога, реплики как бы перебивают его, но                                    также и содействуют его расширению.

4. Тема раскрывается в диалоге, в речеведении двух лиц.

(Обычный прием – система подхватов; частная форма – во­просы и ответы в плане полемики).

а)  смена речевых тем при смене лиц вступающих в разго­вор;

б) смена речевых тем при единстве лиц по признакам ассо­циа­ций;

в) диалог трактует одну общую тему, но ее раскрытию пред­ше­ствует ввод малых речевых тем, как вступление к данной теме или переход от преды­дущей;

г) малая речевая форма, как повод для раскрытия следую­щей темы;

д) диалог трактует одну тему, но за ней, как переход, к теме следующего явления следует малая речевая форма;

е) диаложная форма раскрывается вставкой малой речевой темы или перебивается темами бытовыми;

ж) начальные реплики развивают не диаложную, но быто­вую тему.

5. Диалог и речь отдельных лиц наличием пауз полу­чает при­знаки эмоционального протекания или лириче­ского охвата.

Монолог в его широком понимании можно воспринимать как речь лица с широким раскрытием темы и с ясно выраженной экспрес­сией. Он, как правило, выражает внутреннее состояние персо­нажа. Монолог охватывает ряд тем и слагает единство речи по основной своей теме, создавая монологичное единство. Обычно в монологе выражается автохарактеристика с обнаже­нием чувств. Монологом не являются обширные высказывание типа:

− речи повествования;

− речи - носители повествовательных экспозиций;

− резонерское раскрытие отдельных тем.

Монолог, по определению Волькенштейна, это – «замаскиро­ван­ный диалог»[21]. Он может существовать в разных видах. Как:

− обращение к антропоморфному партнеру (судьбе);

− обращение к отсутствующему персонажу;

− репетицией предстоящего диалога;

− воздействием на самого себя;

− как упражнение в решении;

− как укоры;

− как выбор;

− диалог переходит в монолог (увлекшись при партнере).

Полилог – разговор многих участников. При этом предполага­ется, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог. Является синонимом слова диалог, так как ошибочно по­лагать, что термин «диалог» предполагает наличие ровно двух участников (греческий префикс диа - «через» в слове диалог и греческое ди- «два» лишь внешне схожи). В связи с этим в диа­логе, как и в полилоге, может участвовать любое число участни­ков. Синхронно звучащий полилог используется театром и кино как приём стилизации разговорной речи.

Реплика – это факт ответа на предшествующий дискурс или не­медленное парирование аргумента. В узком смысле, реплика - текст персонажа в ходе диалога в ответ на вопрос. Она имеет смысл только в сцеплении с предшествующей и последующей репликой. Минимальное единство смысла образуется парами:

− реплика / контреплика

− слово / контрслово

− действие / реакция

Часто зритель не следит за нитью слитного текста, он интерпре­тирует реплику в контексте высказываний. Структурирова­ние совокупности реплик дает нам построение ритмов пьесы. Набор реплик не помещается лишь на уровне тек­ста: он имеет место и на уровне интонаций, ритма мизансцены, действий, стиля игры. По Брехту, расстановка реплик осуществля­ется по принципу тенниса: схватывание на лету.

Реплики бывают:

− узнавания;

− нападения;

− взывания помощи;

− искания выхода;

− разведки;

a parte (в сторону).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: