1. Что такое культурология в широком и узком смысле? Каковы задачи этой науки?
2. Что такое объект и предмет науки? Каковы объект и предмет культурологи?
3. Какие методологии в рамках культурологической науки Вам известны? Какая из них наиболее близка Вам?
4. С какими науками взаимодействует культурология? Приведите примеры, как та или иная наука влияет на культурологию. Как, в свою очередь, культурология влияет на развитие этой науки?
5. Какие разделы входят в состав культурологического знания? Каковы задачи каждого из разделов?
6. Охарактеризуйте этапы становления культурологи как науки.
7. Какие научные концепции оказали влияние на развитие культурологи?
2. Основные понятия культурологии
Культура: понятие, особенности, функции, структура и морфология
Понятие культуры
Исходное значение латинского слова «cultura» было агрономическим – им обозначались искусственно выращенные злаки. Постепенно расширяясь, оно распространилось на всю сферу человеческой деятельности, имеющую «искусственный» характер.
Можно привести несколько основных значений понятия «культура», дополняющих друг друга:
Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни (мировая культура).
Уровень таких достижений в определенную эпоху у какого-либо народа (античная культура)
Степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности (производственная культура)
Просвещенность, образованность, начитанность, наличие определенных навыков поведения в обществе; воспитанность (культурный человек).
Совокупность условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека.
Как особая сфера бытия культура обладает характерных особенностей.
Культура создана деятельностью человека. Подчеркивая сотворенность культуры человеком и невозможность её возникновения без человека, её нередко именуют «второй природой», которая, с одной стороны, отделяет человека от природы естественной, а с другой – позволяет человеку преобразовывать окружающий его мир.
Культура не может существовать вне общества – люди вырабатывают, сохраняют и развивают культуру только сообща.
Культурная деятельность по созданию того, чего не имелось в природе и что не могло бы возникнуть по её собственным законам. Поэтому культура – это проявление творческого начала в человеке.
Культурной деятельности также присуща свобода, но она не абсолютна, поскольку реализуется в определенных условиях, при наличии тех возможностей, которые предоставляет уже достигнутый уровень развития культуры.
Культура не может находиться в покое и неизменности. Она постоянно развивается и видоизменяется, то есть находится в состоянии динамики.
Функции культуры
Функция – предназначение, роль чего-либо.
Культура выполняет следующие функции в обществе:
Адаптационная функция (лат. Адаптация – приспособление) – культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Животные и растения вырабатывают механизмы адаптации в процессе биологической эволюции. Человек не приспосабливается к среде, а приспосабливает среду к себе, создавая новую искусственную среду. Как биологический вид человек остается одинаковым в различных природных условиях, а культура (формы хозяйства, обычаи, социальные институты) различаются в зависимости от того, чего требует природа в каждом конкретном регионе (культура земледельцев-славян, живущих в основном в лесах, очень сильно отличалась от культуры степняков-монголов, занимающихся в основном кочевым скотоводством).
Коммуникативная функция – культура является условием и результатом общения и совместной деятельности людей. Культура дает людям средства общения – знаковые системы, языки.
Познавательная функция – посредством культуры человек познает мир и себя в нем, опираясь на знание и опыт, накопленные предшествующими поколениями.
Нормативная функция – культура регламентирует жизнь людей, устанавливая определенные правила, нормы и традиции, по которым живет человек.
Интегративная функция – культура объединяет отдельных людей, народы, социальные группы и государства.
Функция социализации – культура является важнейшим средством включения человека в жизнь общества, усвоения им знаний, ценностей, норм поведения.
Информационная функция – с возникновением культуры у людей появляется особая отличающаяся от животных «надбиологическая» форма передачи и хранения информации.
Структура культуры
Основные элементы культуры существуют в 2-х видах – материальном и духовном. Совокупность материальных элементов составляет материальную культуру (культура труда и материального производства, культура быта, физическая культура – культура отношения к человека к своему телу), а нематериальных духовную культуру (живопись, литература, музыка). Это разделение условно, потому что любое произведение духовной культуры должно быть запечатлено на материальном носителе (картина, книга), а любое произведение материальной культуры (лопата, станок, автомобиль) создается путем творческих усилий и реализации определенных мыслей и идей.
Морфология культуры
Морфология культуры (греч. Морфе – форма) – это формы существования культуры.
Миф представляет собой самый первый способ осознания и человека в нем. Эта единая, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, включающая в себя зачатки религиозных верований, знаний, нравственных установок и искусства. Мифологическое сознание основано на понимании единства человека и природы.
Главной отличительной особенностью религии является вера в существование сверхъестественных сил и в связь человека с ними. Согласно религиозным представлениям, существует некое сверхъестественное существо, воплощающее в себе высшее могущество, создавшее мир и человека и управляющее ими. Мир делится на земной и сверхъестественный.
Религия выражается:
- в религиозных представлениях (о боге, святых, рае, аде);
- в эмоциональном отношении к религии (чувства верующего);
- в религиозных действиях – культе (совершенствование обрядов);
- в различных формах объединения верующих (церковь, община).
3. Искусство – эта сфера духовно-практической деятельности людей, которая направляет на художественное постижение мира и на преобразование его на началах красоты. Оно отражает жизнь людей и окружающий мир, позволяет человеку проявить свои творческие способности, вдохновение и фантазию и самовыразиться, приобщится к прекрасному.
4. Наука – самостоятельная форма культура, основанная на объективности, достоверности и истинности знаний, получаемых на основе рационалистических методов. Современная наука имеет 3 взаимосвязанных стороны: знание (высшей формой которой которого является научная теория); деятельность (система научных методов и социальную организацию (наука является социальным институтом).
5. Мораль представляет собой систему ценностей, регулирующих человеческое поведение возникших на основе представлений о добре и зле.
2. Место культуры в системе бытия
Когда-то на Земле существовала только неорганическая материя, затем зародилась жизнь, которая развивалась от одноклеточных существ к многоклеточным, от простых ко все более сложным. Наконец, началось формирование особого биологического вида – человека разумного, которым вышел за тесные природные рамки, создав общество и культуру. Структура бытия и место в ней человека и культуры можно отразить схематично
Человек
Рисунок 1. Место культуры в системе бытия
Культура и природа
Культуру нередко называют «второй природой», потому что она искусственно создана в естественной среде его обитания.
«Вторая природа» имеет одно из основных свойств «первой» - она материальная, но, в отличие от природы, только к материальности не сводится – она имеет и духовную сферу. Продукты культуры человек создает из тех материалов, что дает ему природа, но вкладывает в них исключительно человеческий смысл и значение.
Природа преобразуется человеком в формы и объекты, ей самой неведомые, на 2-х уровнях:
- на внешнем уровне: лес – в парк, камень – в здание;
- на уровне человеческих структур: физиологическая эмоция – в духовное чувство, звуки – в речь.
Первобытный человек не отделял себя от природы – он считал себя её частью - и одновременно находился в полной от неё зависимости. Перед природной стихией он был бессилен.
С развитием человеческого общества оно все больше освобождалось от власти природы – научилось предсказывать стихийные бедствия и сводить к минимуму жертвы ущерб от них, развитие с/х дало человеку стабильные источники пищи – и со временем у него оставалось все меньше шансов умереть от голода.
Преобразуя природу, человек нередко заходит слишком далеко. В наши дни не только человек зависит от природы, но и природа – от человека. Современный человек часто оказывает негативное воздействие на природу. Бурное развитие промышленности порождает экологическую проблему, неумелое хозяйствование на земле приводит к тому, что она потеряла плодородие, многие лекарства наряду с позитивным воздействием имеют побочные эффекты.
Таким образом, природу и человечество может спасти только дальнейшее развитие материальной и духовной культуры – человек должен изменить свое отношение к природе – и свести к минимуму негативное воздействие искусственной среды обитания на естественную.
Культура и общество
Общество – это обособленная от природы, но связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество – это среда функционирования и развития культуры. Культура и общество возникли одновременно и друг без друга существовать не могут. Будучи связаны с природой, они живут по внеприродным законам: общество – по закону смены одного своего состояния другим (первобытность сменяется государственностью, феодализм – капитализмом и т.д.), культура – по закону накопления ценностей и передаче из поколения в поколение.
Общество и природа непрерывно взаимодействуют друг с другом: общество предъявляет к культуре определенные требования, а культура влияет на жизнь общества и направляет его развитие.
Для того, чтобы культура могла функционировать, общество создает определенные институты (лат. Institutum – установление, учреждение, организация), благодаря которым общество функционирует:
- организация, регулирующая различные сферы человеческой деятельности и объединяющая их в единую систему (государство);
- комплекс формальных и неформальных правил и принципов, регулирующих различные стороны жизни (институты семьи, права);
- система учреждений, тот или иной аспект деятельности (учебные заведения, научные учреждения, музеи).
Социальные институты культуры выполняет 2 основные функции: регулируют культурную деятельность общества в целом (государство, право), а также осуществляет инкультурацию и социализацию отдельных людей (семья, учреждения культуры, государство).