- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведениями А. С. Пушкина, в частности, познакомимся со стихотворением «Зимнее утро». Наша с вами задача – научиться читать это стихотворение так, чтобы постараться выразить чувства, которые испытывал автор в то утро, когда писал это стихотворение.
Словарная разминка.
- Прежде чем приступить к изучению стихотворения, проведем небольшую словарную разминку по учебнику.
/Словарная разминка.
а) Найди слова, близкие по значению: лучистый, живописный, печальный, красочный, мрачный.
б) Подбери синонимы к слову чудесный.
/встречаются сложные для восприятия учащихся слова:
нега – блаженство, удовольствие;
Аврора – имя римской богини утренней зари;
нынче – сегодня;
янтарь – твердое прозрачное вещество желтого или желто-коричневого цвета. Образовалось из смолы древних деревьев./
Первичное восприятие текста стихотворения через выразительное чтение его учителем под тихую музыку.
Работа над текстом стихотворения.
|
|
а) «жужжащее» чтение стихотворения учащимися по учебнику.
- Ребята, прошу вас ознакомиться с текстом стихотворения «жужжащим» чтением. /Читают/.
б) Физкультминутка. МИКС-ФРИС-ГРУП
в) Работа над текстом стихотворения с карандашом.
/На доске написан заранее текст стихотворения для учителя, учащиеся разбирают вместе с учителем текст у себя в учебнике карандашом. После подробного знакомства с произведением учащиеся удаляют карандашные записи/.
/Если позволяет время, разбираем все стихотворение, если нет – можно изучить подробнее только его часть, а остальное предложить разобрать ребятам самостоятельно дома/.
Зимнее утро.
Мороз и солнце; │ деньчудесный! │
Еще ты дремлешь, другпрелестный, -║
Пора, ¦ красавица, ¦ проснись: │
Открой сомкнуты негой взоры ¦
Навстречу северной Авроры, │
Звездоюсевера явись! ║
Вечор, │ ты помнишь, │ вьюгазлилась, │
На мутном небе мгланосилась; │
Луна, │ как бледное пятно, │
Сквозьтучимрачные желтела, │
И тыпечальная сидела – V
А нынче... │ поглядивокно: │
Под голубыми небесами │
Великолепнымиковрами, │
Блестянасолнце, ¦ снег лежит; │
Прозрачныйлес один чернеет, │
И ель сквозь иней зеленеет, │
И речка подо льдом блестит. ║
Вся комнатаянтарным блеском
Озарена. │ Веселымтреском ¦
Трещит затопленная печь. ║
Приятно думать у лежанки. │
Но знаешь: V не велеть ли всанки ¦
Кобылку бурую запречь? ║
Скользя по утреннему снегу,
Другмилый, │ предадимсябегу ¦
Нетерпеливогоконя │
|
|
И навестим поляпустые, │
Леса, │ недавно столь густые, │
И берег, │ милый для меня. ║
Выразительное чтение стихотворения учащимися с отображением его мелодики.
- Потренируемся, ребята, в чтении стихотворения. Не забудьте о знаках-напоминаниях, которые помогут вам правильно, выразительно прочесть стихотворение.
Слушание произведения Г. Скребицкого, положенное на стихотворение «Зимнее утро».
- Ребята, а сейчас я представлю вашему вниманию песню, музыку к которой написал Г. Скребицкий, а вот слова, вдохновившие его написать свое произведение, я думаю, вы все сразу узнаете.
/Ребята слушают отрывок песни /.
- Узнали? Правильно, это слова изучаемого нами стихотворения.
Работа над стихотворением по вопросам учебника, возможное выборочное чтение.
· Поэт называет женщину «друг прелестный», «красавица», «звезда севера». С какими чувствами произносятся эти слова? Как вы думаете, к кому могли быть обращены эти слова, можем мы сделать предположение? /...Скорее всего, слова обращены к его сестре Ольге./
· Пушкин сказал, что комната «янтарным блеском озарена». Как вы понимаете эти слова?
· Что увидела в окно Татьяна? А какая картина открывается из окна в стихотворении «Зимнее утро»? /по возможности, прошу вас зачитать это место в тексте/ Чем похожи эти картины, а чем отличаются?
Чтение на оценку всего стихотворения.
- Ребята, есть ли среди вас желающие прочитать это стихотворение на оценку?
V. Итог урока. Домашнее задание. Оценивание.
- Ребята, и в заключение нашего урока послушайте высказывание о Пушкине для детей известной писательницы Ирины Токмаковой: «Все созданное А. С. Пушкиным для вас сейчас точно большой, прекрасный, но запертый дом. В будущем вы войдете в этот дом, обойдете все-все его комнаты и залы. Вы будете взрослеть, и с вами всегда будет ваш Пушкин. Сначала это книга стихов или сказок. Потом другая – книга поэм, потом еще одна – повестей, а потом еще и еще... Когда будете большими, не забудьте прочесть книгу писем поэта – это необычайно интересно. Пушкин будет с вами всю жизнь – так, как целый день с утра и до вечера светит на небе солнце. /И. Токмакова/.
VI. Домашнее задание.
- На дом вы возьмите такое задание: стихотворение «Зимнее утро» (научитесь, как следует, читать с отображением его мелодики, поработайте над оставшимися вопросами после текста.
- Большое спасибо я хотела бы сказать тем ребятам, которые хорошо поработали на уроке, вы мне очень помогли, и я обязательно по достоинству оценю вашу работу. Спасибо за урок.
- На этом урок окончен, все встаньте. Можете быть свободны.