Сообщение темы и целей урока

 

- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведениями А. С. Пушкина, в частности, познакомимся со стихотворением «Зимнее утро». Наша с вами задача – научиться читать это стихотворение так, чтобы постараться выразить чувства, которые испытывал автор в то утро, когда писал это стихотворение.

 

Словарная разминка.

 

- Прежде чем приступить к изучению стихотворения, проведем небольшую словарную разминку по учебнику.

 

/Словарная разминка.

а) Найди слова, близкие по значению: лучистый, живописный, печальный, красочный, мрачный.

б) Подбери синонимы к слову чудесный.

 

/встречаются сложные для восприятия учащихся слова:

нега – блаженство, удовольствие;

Аврора – имя римской богини утренней зари;

нынче – сегодня;

янтарь – твердое прозрачное вещество желтого или желто-коричневого цвета. Образовалось из смолы древних деревьев./

Первичное восприятие текста стихотворения через выразительное чтение его учителем под тихую музыку.

Работа над текстом стихотворения.

 

а) «жужжащее» чтение стихотворения учащимися по учебнику.

 

- Ребята, прошу вас ознакомиться с текстом стихотворения «жужжащим» чтением. /Читают/.

 

б) Физкультминутка. МИКС-ФРИС-ГРУП

 

в) Работа над текстом стихотворения с карандашом.

 

/На доске написан заранее текст стихотворения для учителя, учащиеся разбирают вместе с учителем текст у себя в учебнике карандашом. После подробного знакомства с произведением учащиеся удаляют карандашные записи/.

 

/Если позволяет время, разбираем все стихотворение, если нет – можно изучить подробнее только его часть, а остальное предложить разобрать ребятам самостоятельно дома/.

Зимнее утро.

 

Мороз    и солнце; │ деньчудесный! │

Еще ты дремлешь, другпрелестный, -║

Пора, ¦ красавица, ¦ проснись: │

Открой сомкнуты негой взоры ¦

Навстречу северной Авроры, │

Звездоюсевера явись! ║

Вечор, │ ты помнишь, │ вьюгазлилась, │

На мутном небе мгланосилась;   │

Луна, │ как бледное пятно, │

Сквозьтучимрачные    желтела,

И тыпечальная сидела – V

А нынче... │ поглядивокно:

Под голубыми  небесами

Великолепнымиковрами,

Блестянасолнце, ¦ снег лежит; │

Прозрачныйлес  один чернеет, │

И ель сквозь иней зеленеет, │

И речка подо льдом блестит.

Вся комнатаянтарным блеском

Озарена. │ Веселымтреском ¦

Трещит затопленная печь. ║

Приятно думать у лежанки. │

Но знаешь: V не велеть ли всанки ¦

Кобылку бурую запречь? ║

Скользя по утреннему снегу, 

Другмилый, │ предадимсябегу ¦

Нетерпеливогоконя

И навестим поляпустые, │

Леса, │ недавно столь густые, │

И берег, │ милый для меня. ║

 

 

Выразительное чтение стихотворения учащимися с отображением его мелодики.

 

- Потренируемся, ребята, в чтении стихотворения. Не забудьте о знаках-напоминаниях, которые помогут вам правильно, выразительно прочесть стихотворение.

 

Слушание произведения Г. Скребицкого, положенное на стихотворение «Зимнее утро».

- Ребята, а сейчас я представлю вашему вниманию песню, музыку к которой написал Г. Скребицкий, а вот слова, вдохновившие его написать свое произведение, я думаю, вы все сразу узнаете.

/Ребята слушают отрывок песни /.

 

- Узнали? Правильно, это слова изучаемого нами стихотворения.

 

Работа над стихотворением по вопросам учебника, возможное выборочное чтение.

 

· Поэт называет женщину «друг прелестный», «красавица», «звезда севера». С какими чувствами произносятся эти слова? Как вы думаете, к кому могли быть обращены эти слова, можем мы сделать предположение? /...Скорее всего, слова обращены к его сестре Ольге./

·  Пушкин сказал, что комната «янтарным блеском озарена». Как вы понимаете эти слова?

· Что увидела в окно Татьяна? А какая картина открывается из окна в стихотворении «Зимнее утро»? /по возможности, прошу вас зачитать это место в тексте/ Чем похожи эти картины, а чем отличаются?

Чтение на оценку всего стихотворения.

 

- Ребята, есть ли среди вас желающие прочитать это стихотворение на оценку?

 

V. Итог урока. Домашнее задание. Оценивание.

 

- Ребята, и в заключение нашего урока послушайте высказывание о Пушкине для детей известной писательницы Ирины Токмаковой: «Все созданное А. С. Пушкиным для вас сейчас точно большой, прекрасный, но запертый дом. В будущем вы войдете в этот дом, обойдете все-все его комнаты и залы. Вы будете взрослеть, и с вами всегда будет ваш Пушкин. Сначала это книга стихов или сказок. Потом другая – книга поэм, потом еще одна – повестей, а потом еще и еще... Когда будете большими, не забудьте прочесть книгу писем поэта – это необычайно интересно. Пушкин будет с вами всю жизнь – так, как целый день с утра и до вечера светит на небе солнце.                /И. Токмакова/.

 

VI. Домашнее задание.

 

- На дом вы возьмите такое задание: стихотворение «Зимнее утро» (научитесь, как следует, читать с отображением его мелодики, поработайте над оставшимися вопросами после текста.

- Большое спасибо я хотела бы сказать тем ребятам, которые хорошо поработали на уроке, вы мне очень помогли, и я обязательно по достоинству оценю вашу работу. Спасибо за урок.

 

- На этом урок окончен, все встаньте. Можете быть свободны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: