В нормах научной этики находят выражение следующие требования: 1) общечеловеческие моральные требования и запреты («не укради», «не лги»), приспособленные к научной деятельности; 2) этические нормы науки служат для утверждения и защиты научных ценностей: бескорыстный поиск и отстаивание истины, универсализм, общность, бескорыстность, организованный скептицизм. Естественно есть случаи нарушения норм, что ведет к потере уважения, доверия со стороны коллег. Однако если нарушения этических норм приобретает массовый характер, под угрозой оказывается сама наука. Этические нормы охватывают самые разные стороны деятельности ученых: подготовку к проведению исследования, публикацию результатов, проведение научных дискуссий и т.д. Ученый как субъект научной деятельности. Субъектом научной деятельности всегда выступают конкретные люди, только либо индивидуально, либо объединяясь. Типы научной деятельности различаются в зависимости от содержания знания (от предмета науки), от характера применения знания ученым (теоретик, практик), от разделения труда по функциям и ролям (организатор, программист, информатор). Социальная ответственность ученого. Долг современного ученого – думать о возможных отрицательных последствиях своих достижений, искать способы контроля за использованием научного знания. Среди областей науки, в которых наиболее остро ставятся вопросы социальной ответственности ученого и нравственной оценки его деятельности особое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицина. Проблемы биоэтики (право человека на жизнь и на смерть; эксперименты на человеке и др.).
|
|
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Барбур И. Религия и наука: История и современность. М., 2000.
2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2000.
3. Два града. Диалог науки и религии: Восточно- и Западноевропейская традиции. (Сост. Кактасонов В.Н.). Калуга, 2002.
4. Кохановский В.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
5. Лейси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М., 2001.
6. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.
7. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2001.
8. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. М., 1998.
9. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М., 2000.
10. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М. 1998.
11. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., Прогресс-Традиция, 2000.
12. Философия науки /под ред. С.А. Лебедева. М., 2005.
Справочная литература и словари:
Новый философский энциклопедический словарь. В 4-х томах. - М., 2001.
|
|
Дополнительная:
К разделу «Предметная сфера философии науки. Наука в культуре современной цивилизации»:
- Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук// Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1972.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.
- Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв. М., 1987.
- Проблема науки на исходе XX века// Вопросы философии, 1991, №6.
- Зинченко В.П. Наука – часть культуры?// Вопросы философии, 1990, №1.
- Кара-Мурза С.Г.Наука и кризис цивилизации// Вопросы философии, 1990, №9.
- Кассирер Э. Логика наук о культуре // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. С. 64-94.
- Культура в современном социогуманитарном знании// Социс, 1998, №8.
- Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизационного человечества // Вопросы философии, 1992, № 3.
- Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. - М., 1990.
- Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. М., 1997.
- Наука и культура: материалы круглого стола// Вопросы философии, 1998, №10.
- Планк М. Религия и естествознание// Вопросы философии, 1990, №8-35.
- Руссо Ж-Ж. Рассуждение о науках и искусствах// Руссо Ж.Ж. Избр. соч.: В 3 т. М., 1961.
- Рьюиз М. Наука и религия: по-прежнему война?// Вопросы философии. 1991, №1.
- Сноу Ч. Две культуры. М., 1973.
- Филатов В.П. Образы науки в русской культуре// Вопросы философии, 1990, №5.
- Хейзинга Й. Наука у предела возможностей мышления// В тени завтрашнего дня. – М., 1991.
- Юрьевич А.В., Цапенко И.П. Функциональный кризис науки// Вопросы философии, 1998, №1.
К разделу «Динамика науки как процесс развития знаний»:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.
2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1989.
3. Вебер М. Наука как призвание и профессия// Вебер М. Избр. Произв. М, 1990.
4. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
5. Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии, 1991, №2.
6. Гадмер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
7. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.
8. Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981.
9. Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ// Вопросы философии, 1995, №4.
10. Познание в социальном контексте. М., 1994.
11. Проблема ценностного статуса науки на рубеже ХХI века. СПб., 1999.
12. Псевдонаучное знание в современной культуре// Вопросы философии, 2001, №6.
13. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974.
14. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации// Вопросы философии, 1989, №10.
15. Холтон Дж. Что такое антинаука?// Вопросы философии, 1992, №2.
16. Швейцер А. Культура и этика. М., 1987.
17. Ахутин А.В. Понятие «природы» в Античности и Новое время. М., 1988.
18. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992.
19. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.
20. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в Средние века. М., 1989.
21. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции в III-V вв. Л., 1985.
22. Капра Ф. Смена парадигм и сдвиг в шкале ценностей // Один мир для всех. - М., 1990.
23. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. СПб., 2002.
24. Косарева Л.М. Коперниканская революция: социокультурные истоки. М., 1991.
25. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.
26. Кузнецова К.И. Наука в ее истории. М., 1982.
27. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
28. Марков Ю.Г. Начала экологической философии: два аспекта бытия вещей // Философия науки, 1998, №1.
29. Митчем К. Что такое философия техники? М., 1995.
30. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
31. Научный прогресс: Когнитивные и социокультурные аспекты. М., 1993.
32. Остановиться в точке бифуркации и поразмышлять // Знание – сила, № 10, 1993.
33. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М., 1994.
|
|
34. Русский космизм. М., 1993.
35. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.
36. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М, 1994.
37. Эпистемология и постнеклассическая наука. М., 1992.
38. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
К разделу «Особенности современного этапа развития науки»:
1. Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре // Культурология. XX век. Антология. М., 1995.
2. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
3. Кирсанов B.C. Научная революция XVIII века. М., 1987.
4. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.
5. Морозов С. А если Эйнштейн не прав? // Знание – сила, 1994, № 1.
6. Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987.
7. Петров М.К. Социокультурные основания развития современной науки. М., 1992.
8. Сущность и социокультурные предпосылки революций в естественных и технических науках. Материалы "круглого стола" // Вопросы философии, 1985, №7.
9. Традиции и революции в истории науки. М., 1991.
10. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики // Под ред. В.Н. Садовского. - М., 2000.