Социально-гуманитарные науки: становление, особенности, методология

Науки о природе и науки о культуре (В.Дильтей, В.Виндельбанд, Г.Риккерт). К кон. XIX – нач. XX в. становится понятным, что науки о культуре должны иметь свои собственные концептуальные основания. Этот тезис наиболее активно отстаивали баденская школа неокантианства и философия жизни.

Научному познанию противопоставляются внеинтеллектуальные, интуитивные, образно-символические способы постижения жизни – интуиция, понимание и др. Наиболее адекватным способом выражения жизни считаются произведения искусства, поэзия, музыка, вчувствование, вживание и другие нерациональные способы.

Анализируя специфику социально-гуманитарного знания, Риккерт указывал его особенности: 1) его предмет – культура, а не природа – совокупность ценностей; 2) конечный результат – не открытие законов, а описание индивидуального события на основе письменных источников, текстов, материальных остатков прошлого.

«Понимающая социология» М.Вебера.Вебер использовал понятие «понимание» как метод раскрытия сущности социальной реальности, всей человеческой истории. Социология рассматривает как основной объект – действия людей, с точки зрения их смысла.

Герменевтика и гуманитарное знание (Г.Гадамер). Основные идеи Гадамера: 1) истина познается не только и не столько с помощью научного метода. Важнейшими вненаучными способами раскрытия истины является искусство, философия и история.

Специфика методов социально-гуманитарных наук. Наблюдение (интроспекция и эмпатия). Социальные эксперименты. Компаративистский метод. Идеографический метод. Диалог. Объяснение. Ценностный подход. Анализ документов. Методы опроса. Монографический метод. Биографический метод. Проективный. Тестирование. Игровые методы. Иконография.

 

Наука как социальный институт

Наука по сути своей — явление социальное. Наука как система создается сообществом ученых на протяжении уже более двух тысячелетий и представляет собой не только отношение ученого к познаваемой действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества. Сегодня наука по существу представляет собой мощную отрасль по производству знаний с огромной материальной базой и развитой системой коммуникаций. В науке существует свой специфический образ жизни, регулируемый системой, как правило, неписаных, но передаваемых по традиции норм, своя система ценностей.

Жизнь в науке переполнена как творческими исканиями, так и рутинным трудом. Ученый вступает в борьбу не только с познаваемой реальностью, но и в сложные отношения со своими коллегами, общественным мнением. От ученого постоянно требуется подтверждение его профессиональности, которое осуществляется через систему как объективной оценки продуктов его труда, в частности через публикации, так и через общественное признание. Деятельность ученого стимулируется и оценивается не только оплатой его труда, но и различными степенями, званиями и наградами.

Самой высокой и престижной наградой в области физики, химии, медицины и физиологии с 1901 г., а в экономике — с 1969 г. является Нобелевская премия. До 2000 г. было присуждено около 450 премий. Российские и советские ученые удостаивались этой награды 12 раз. В 2000 г. Нобелевским лауреатом стал наш соотечественник Жорес Алферов. До этого наши ученые получали премию 22 года назад: в 1978 г. высшую научную награду получил Петр Капица. Женщины получили 9 премий. М. Склодовская-Кюри была награждена дважды: в 1903 г. — по физике, в 1911 г. — по химии. Самый молодой нобелевский лауреат — 25-летний У.Л. Брегг (1915).

Научная деятельность — это постоянная борьба различных мнений, направлений, борьба за признание работ, идей ученого, а в силу специфики науки и за приоритет в полученном результате. Известно, как непросто утверждались в науке даже такие фундаментальные научные теории, как теория относительности, квантовая механика, генетика, кибернетика, теория эволюции.

М. Планк: «Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают, и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивает истину сразу».

Ориентированность на новации сочетается в науке с жестким консерватизмом, который представляет собой надежный заслон введению в науку необоснованных новаций.

Одним из признаков науки сегодня является секретность. Это связано с тем, что 40 % научных исследований ведется по заказам военных ведомств, а также тесной связью науки с промышленностью и, следовательно, с коммерческой тайной.

Наука сегодня охватывает огромную область знаний, включая около 15 тыс. дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом. Современная наука дает нам целостную картину возникновения и развития. Вместе с тем, ученые считают, что они познали далеко не все тайны мироздания и наука еще совсем молода. Писатели-фантасты, как правило, осведомленные о последних научных достижениях, показывают насколько безгранично пространство научного познания, заглядывая далеко вперед, пытаясь предугадать будущее науки и общества.

Ученый сегодня — это особая профессия. Миллионы ученых работают в специальных исследовательских институтах и лабораториях. Появилось понятие «научный работник». Нормой стало выполнение функций научного консультанта или советника, их участие в выработке или принятии решений по самым разнообразным вопросам жизни общества.

Еще более ценным для общества и нации является совмещение научного труда и труда педагогического в одном лице вузовского преподавателя. В этом случае научные достижения по самой короткой траектории становятся достоянием образования, ценностями общества и государства.

 

 

Раздел 3. Особенности современного этапа развития науки

Лекция 3. Основные тенденции современной науки. Этика науки. Наука и глобальные проблемы. Поиск нового типа цивилизационного развития


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: