Тема 2. Исторические типы науки и техники (10 часов)

Семинар №1

1. Доклассическая наука и ее особенности.

2. Научные программы Демокрита, Платона и Аристотеля.

3. Знание и технэ в античности и Средневековье. Великие алхимики.

4. Промышленный переворот Нового времени и становление классической науки.

Семинар №2

5. Формирование теоретико-экспериментального мышления как основное содержание научной революции 17-18 вв.

6. Метод новой науки и проблемы его осмысления в философии 17-18 вв.

7. Основные черты классической науки.

8. Натурфилософия и естествознание в Новое время. Физика Декарта и физика Ньютона

9. Возникновение технических дисциплин в классической науке.

10. Вещество и поле в классической науке: становление релятивисткой физики

 Семинар №3

11. Квантовая революция как разрешение противоречий классического научного мышления. Особенности квантового мышления

12. Основные черты неклассической науки

13. НТР и становление постнеклассической науки

14. Постнеклассическая наука как учение об открытых системах

15. Информационная революция: человек и техника.

 

Методические рекомендации к самостоятельной работе:

Вопрос 1. Какие факторы определяли основные черты доклассической науки? Это - одновременно как ее положение в обществе, так и исходная проблематика науки, существовавшие методы научного мышления, ценностные ориентиры. Основная задача ранней науки – мировоззренческая, поэтому метод доклассической науки – умозрительно-созерцательный, не предполагающий  активное материальное взаимодействие исследователя с объектом изучения. Основой этого метода становится классическая (аристотелевская) логика, разработку которой начали элейские философы и завершил Аристотель.

   Вопрос 2. Указанные 3 программы познания мира в своих основных чертах сохраняют актуальность и сегодня, а их взаимодействие в современной науке гораздо богаче, чем просто конкуренция. Атомистика Демокрита – фундамент естествознания, начиная с XVII в. Пифагорейско-платоновская программа идеальных объектов не только сильно повлияла на становление теоретического мышления, но и по сей день исключительно важна в математике и математической физике. Что же касается Аристотеля, то не будет преувеличением сказать, что он является духовным отцом всех мыслящих людей; даже те люди, которые никогда не слышали этого великого имени, следуют в своем мышлении установленным им законам. В чем сильные стороны и недостатки каждой из этих программ? Почему основные принципы научного исследования, разработанные 2500 лет тому назад, актуальны и сегодня?

Вопрос 3. Справедлива ли возрожденческая трактовка Средневековья как потерянного времени? Нет. Союз знания и техники, знания и ремесла начинает складываться именно в Средние века; алхимики сыграли важнейшую роль в этом. Алхимик не занят исключительно чистым созерцанием; напротив, его мистико-теоретические конструкции преследуют вполне практичную цель – лечение и совершенствование природы, превращение неблагородного в благородное. Но можно ли из этого сделать вывод о научном характере алхимии?

Вопрос 4. Как связан промышленный переворот, переход к индустриальному обществу, происходивший в XVII– XVIII вв., с научной революцией Нового Времени? Почему Ф. Бэкон решил, что знание – сила? Можно ли говорить о социально-экономическом заказе науке в эту эпоху? Есть ли связь между характером промышленного производства и экспериментальным методом? С одной стороны, было бы фактической ошибкой утверждать, что наука внесла весомый вклад в промышленную революцию. Эта революция была на самом деле обеспечена союзом накопленного в предыдущую эпоху капитала и технических изобретений, совершенных инженерами, большинство которых никакого отношения к науке не имели. С другой стороны, невозможно не видеть глубокую внутреннюю связь между технологией нового типа производства и научным методом, разработанным в Новое время. В чем она? Как именно внешние факторы и условия трансформировались  во внутренние параметры, проблемы и методы классической науки?

Вопрос 5. В чем суть принципиально нового метода познания, разработанного в Новое время: экспериментально-теоретического? Парадоксальным образом духовным отцом этого метода становится Платон. Но ведь он с презрением относился к материальному миру и эмпирическому познанию. Как же это может быть совмещено с духом науки Нового времени? Ключ к разгадке – в королеве наук, математике, т.к. книга природы написана на языке математики (Галилей).

Тем самым открывается простор для творческого воображения, т.к. универсальность математики предполагает потенциально бесконечное количество смыслов и интерпретаций, создаваемых исследователем. Ученый – уже не пассивный наблюдатель, а действующее лицо, именно он формулирует вопросы, на которые природа ответит положительно или отрицательно в ходе беседы – эксперимента. Так мышление и материальное действие синтезируются в принципиально новый способ познания окружающего мира – математизированный теоретико-экспериментальный метод.

     Вопрос 6. Случайно ли, что период становления классической науки был одновременно периодом жарких споров в теории познания? Нет,  новая наука нуждалась в новой философии. Также и философия могла развиваться только на основе нового естествознания. Однако 150 лет споров между эмпиризмом и рационализмом не только не породили истину, но закончились разрушительным скептицизмом Д. Юма. Почему? Главная причина состояла в том, что ученые и философы не поняли принципиально новый характер научного метода создаваемого ими же естествознания. Ни эмпиристы, ни рационалисты не видели принципиального различия между научным наблюдением и экспериментом как таким способом познания, в котором активная роль принадлежит не природе, а человеку, субъекту познания.

Вопрос 7. Классическая наука – яркая иллюстрация к словам А. Эйнштейна, который предлагал судить о методах физиков-теоретиков не по их словам, а по их делам.Новое естествознание обладало специфическими чертами, и не все эти особенности было возможно адекватно отразить в научно-философской рефлексии того периода. Лишь после возникновения неклассического типа науки удалось более или менее точно выявить фундаментальные характеристики классической научной теории. Вот эти черты: объективизм, наивный реализм, абсолютный детерминизм, динамизм, монизм.

Вопрос 8. Натурфилософия, т.е. философское описание природы с включением в это описание достижений естественных наук, особенно бурно развивалась в Новое время. Почему? Общественный запрос на формирование новой картины мира был огромен, между тем естествознание было развито фрагментарно. Натурфилософия сыграла прогрессивную историческую роль, в ее лоне были разработаны великие идеи, сыгравшие большую роль в развитии науки и после заката натурфилософии.

Вопрос 9. Важнейшим отличием классической науки от аристотелевской было признание возможности соединения теоретической истины с практической пользой. Это стало возможным благодаря экспериментальному характеру новой науки. Вопрос: в чем принципиальные отличия эксперимента от обычного производственного процесса? Не стало ли глубокое внутреннее тождество их важнейшим благоприятным условием союза науки и производства и возникновения технических наук?

Вопрос 10. В 19 веке корпускуляристская механистическая физика достигает своей теоретической завершенности и становится основой научной картины мира. Ученые в массе своей пребывают в уверенности в том, что эта картина мира создана на вечные времена. С чем это связано? Как в эту систему встраивались термодинамика и электродинамика? Как связаны работы Х. А. Лоренца и глубокий логико-методологический кризис классического способа научного мышления? Тем самым фактически были обозначены предельные возможности классической науки и сформированы предпосылки новой научной революции.

Вопрос 11. Квантовая революция стала разрешением проблем, закономерно сформировавшихся в рамках классического научного мышления. Речь идет о проблемах не только конкретно-научных, но и логико-методологических. Что это за проблемы? Принципиально иное видение мира и способов его познания было сформировано в процессе разработки квантовой физики вообще, механики – в частности. Понятие кванта, первоначально введенное М. Планком как чисто математическая величина, получило физический смысл благодаря работам А. Эйнштейна, в которых было показано: физический мир представляет собой единство непрерывности и дискретности. Дискретность, как фундаментальная характеристика физической реальности, в корне подрывала не только принцип динамизма, но и неразрывно, логически системно связанные с ним другие важнейшие принципы классического мышления, требуя пересмотра основ научного мышления.

Вопрос 12. Так началось формирование принципиально нового типа науки, получившего название неклассического, а научные теории, им порожденные, стали называть неклассической наукой. Ее основные особенности: многозначность, дополнительность, диалектика детерминизма и индетерминизма, вероятность и, наконец, новое понимание объективности.

Вопрос 13. В определенном смысле можно трактовать неклассическое мышление, неклассическую науку как переходный этап к современной, постнеклассической. Принципы неклассической науки позволяли не только решать совершенно новые задачи, но и ясно продемонстрировали границы классики, бывшие непосредственным продолжением ее достоинств. Классическая наука блестяще решала вопросы функционирования закрытых, замкнутых систем, стремящихся к равновесию. Под закрытой (замкнутой) следует понимать такую систему, которая не обменивается с внешней средой веществом, энергией и информацией. Такой подход оказывается весьма успешным, но в определенных границах.  Он не позволяет описать процессы развития. Почему? Произошедшая в середине 20 в. научно-техническая революция принципиально изменила место и функции науки в обществе. Передним краем, лидирующими областями науки стали те дисциплины, которые исследуют процессы развития. А это значит, что основным предметом науки становятся открытые системы. Методология исследования открытых систем существенно отличается от методологии как классической, так и квантовой науки. Поэтому обоснованно говорится о формировании в настоящее время нового типа науки – постнеклассического.

Вопрос 14.  Поскольку постнеклассическая наука находится в стадии становления,  ее природу, основные черты в настоящее время нельзя считать определенными, сформировавшимися. Но ряд ее фундаментальных характеристик можно указать уже сегодня: исследование нестационарности, эволюционных процессов, междисциплинарность, приводящая к целостному восприятию мира, широкое применение моделирования. Рост производственной и технической мощи человека приводит к дальнейшему стиранию граней между научной и материально-производительной деятельностью. Как это отразится на природе науки?

Вопрос 15.  Все чаше говорят о нашем времени как об эпохе третьего глобального переворота – информационного. В чем суть информационной революции и к каким последствиям для науки и общества она приведет? Каковы позитивные и негативные последствия глубокой интеграции науки, производства и государства?

 

Вопросы для размышления:

1. Почему ученые-теоретики пишут философские труды?

2. Что объединяет все четыре типа науки?

3. Древние греки были убеждены в том, что поиски научной истины должны быть бескорыстными; истина и материальная выгода плохо сочетаются. Верно ли это?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1 вопрос: Криволапова Ю.К. История науки. Учебное пособие. – М: ИПЦ МИТХТ, 2015, http://www.philosophy.mirea.ru/upload/iblock/c25/krivolapova_istoriya-nauki.pdf с. 8 - 14

2 вопрос: там же, с. 8 - 30

3 вопрос: там же, с. 31 - 35

4 вопрос: https://studfiles.net/preview/5462151/page:12/, с. 11-12

5 вопрос: П. П. Гайденко "Эволюция понятия науки (формирование

Научных программ нового времени XVII - XVIII вв.). М., Наука, 1987

http://rhythmodynamics.com/articles/Gaydenko_Newton.htm гл. 9, 12, 14

 

6 вопрос: Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой https://royallib.com/read/gaydenko_p/istoriya_novoevropeyskoy_filosofii_v_eyo_svyazi_s_naukoy.html#0, гл.2 п.6; гл.3 пп. 1,4; гл.4 пп. 1-3

7 вопрос: Кудрявцев П. С. Курс истории физики http://www.eduspb.com/public/books/knigi_phys/kurs_istorii_fiziki_rulit_net.pdf, гл. 4, 5

8 вопрос: Горохов В. Г. Технические науки: история и теория М.: Логос, 2012 https://b-ok.org/book/3050793/db762e гл.1, п. 1.2

9 вопрос: Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. https://www.e-reading.by/bookreader.php/106145/Eynshteyn_-_Evolyuciya_fiziki.html гл.3

10 вопрос: Де Бройль Л. Революция в физике. М., 1955 https://www.litmir.me/br/?b=6681 гл. 5 - 12

11 вопрос: Меськов B. C. Очерки по логике квантовой механики. МГУ, 1986 http://bookre.org/reader?file=453756 Очерк 6

12 вопрос: http://spkurdyumov.ru/uploads/2013/09/steeeppin.pdf, с.250-268

13 вопрос: там же, гл. 7

14 вопрос: Берталанфи Л. фон – Общая теория систем – критический обзор http://www.pseudology.org/Reklama/Bertalanfy_ObschayaTeoriyaSystem2.pdf с. 11-34

15 вопрос: http://spkurdyumov.ru/uploads/2013/09/steeeppin.pdf, гл.7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: