Вопросы к экзамену по дисциплине

«Педагогика семьи»

 

1. Объект, предмет и задачи семейной педагогики.

2. Развитие идей семейной педагогики в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.

3. Сущность и задачи семейного воспитания.

4. Актуальные проблемы воспитания детей в семье.

5. Выполнение в семье функции материнства.

6. Выполнение в семье функции отцовства.

7. Молодая семья: проблемы и перспективы.

8. Методы семейного воспитания, специфика их использования в семье.

9. Детская ложь и средства ее предупреждения.

10. Использование традиций и методов народной педагогики белорусов в воспитании детей в семье.

11. Особенности воспитания в семье единственного ребенка.

12. Поведенческие факторы, влияющие на развитие будущего ребенка во внутриутробном периоде (алкоголь, никотин, наркотики).

13. Грудное кормление и его преимущества перед искусственным.

14. Особенности воспитания в семье сиблингов и нескольких детей.

15. Особенности воспитания в семье близнецов.

16. Характеристика типов семейного воспитания.

17. Характеристика стилей семейного воспитания.

18. Методы и приемы семейного воспитания в разные критические периоды (возрастные кризисы) детей.

19. Родительское требование (приказание): методика его реализации.

20. Виды насилия над детьми в семье и пути его преодоления.

21. Родительское общение как эффективное средство воспитания детей.

22. Работа с детьми, родители которых злоупотребляют алкоголем.

23. Критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетних.

24. Социально-педагогическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении.

25. Правила профессиональной социально-педагогической интервенции (вмешательства) в семью.

26. Сущность диагностики семейных отношений. Роль первого контакта с семьей в диагностической работе.

27. Методики диагностирования семейных отношений.

28. Модели социально-педагогического взаимодействия с семьей.

29. Пути и формы повышения педагогической культуры родителей.

30. Внедрение активных форм психолого-педагогического обучения родителей.

31. Самообразование родителей. Домашняя библиотека по проблемам семьи и семейного воспитания.

32. Социально-педагогический портрет семьи.

33. Принципы организации социального расследования.

34. Методы сбора информации в социальном расследовании.

35. Условия эффективности проведения социального расследования.

36. План обеспечения безопасного положения ребенка в семье.

37. Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися домашнему насилию.

38. Особенности работы педагога социального с семьей, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития.

39. Особенности воспитания приемных детей в SOS-Kinderdorf (SOS-детской деревне).

40. Подготовка детей и учащейся молодежи к семейной жизни.

41. Зависимость детей от технических средств (компьютер, телефон, телевизор): рекомендации родителям.

42. Модель естественного воспитания в трудах Ж.-Ж. Руссо.

43. Актуальные проблемы семейного воспитания в трудах Б. Спока.

44. И.Г. Песталоцци о функциях матери в первоначальном обучении ребенка в семье.

45. П.Ф. Лесгафт о типологии детей.

46. Взгляды А.С. Макаренко на методы семейного воспитания.

47. В.А. Сухомлинский о воспитательном потенциале семьи.

48. Я.А. Коменский о дошкольном обучении и воспитании детей в семье.

49. Я. Корчак о праве ребенка на уважение его полноценной человеческой личности.

50. Взгляды А.Н. Острогорского на воспитательное значение семейных отношений.

51. Горбачевский И.Д. Сельский учитель. Функции учителя в повышении педагогической культуры сельской семьи.

52. Теории о детской природе в педагогическом наследии П.Ф. Каптерева.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература

1. Авсиевич, М.Т. Семейная гармония: пути достижения /
М.Т. Авсиевич, Н.Н. Захожая. – Минск: Бестпринт, 2008. –136 с.

2. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися I-XI классов о ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости: Пособие для класс. рук., воспитателей, психологов и соц. педагогов: в 3 ч./под ред. А.Н. Сизанова. –Мн., 1998. –Ч.III. –176 с.

3. Инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних нуждающихся в государственной защите: в редакции постановления Министерства образования республики Беларусь от 5 мая 2007 г. № 30 // Сацыяльна-педагагiчная работа. –2007. –№9. –С.3.

4. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2007. №2. – С. 3-19.

5. Лесив-Иванова, Л.Н. Модели социально-педагогического воздействия на семью: Учебно-методическое пособие/ М-во образования Республики Беларусь. Академия последипломного образования. –Минск, 1998. –55 с.

6. Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010. –216 с.

7. Методические рекомендации по организации работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите (письмо Министерства образования Республiкi Беларусь о 22 декабря 2008 г. № 12-02-05/1645) // Зборнiк нарматыуных дакументау Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь. – 2009. – №3. – С.29-45.

8. Методические рекомендации по социальному расследованию/ под ред. В.С. Ахметовой. – Минск: «Альтора-Живые краски», 2009. –89 с.

9. Михеева, Г. В. Подходы в работе с неблагополучной семьей /
Г. В. Михеева // Сацыяльна-педагагiчная работа.– 2006. – №7. – С. 11 – 13.

10. Социально-педагогическая работа с детьми, лишенными родительской опеки: Метод. рекомендации для работников интернат. и альтернатив. учреждений для детей-сирот / под ред. Л.И. Смагиной. – Минск, 2001. - 159с.

11. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания/ В.В. Чечет. – Минск: Пачатковая школа, 2007. – 184 с.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: