ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ СХЕМ
И ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ
В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ
«СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ
И ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Методическое пособие
Минск 2012
В пособии с позиций систематизации знаний о культурно-досуговой деятельности сделана попытка графического моделирования как ее общей структуры, так и отдельных понятий, положений в соответствии с учебной программой дисциплины «Социально-культурная и досуговая деятельность» для учреждений образования «колледж искусств».
Главное назначение методического пособия – помочь учащимся в наглядно-зримой форме усвоить и закрепить полученные знания, сделать их легко воспринимаемыми и прочными.
В преподавании дисциплины «Социально-культурная и досуговая деятельность» ведущим является словесно-описательный метод подачи учебной материала. Преподаватель обычно раскрывает какое-либо положение, факт или принцип с помощью устной речи, стараясь сформировать у учащихся соответствующие представления. Однако живое слово не всегда верно может донести знания и правильно отражать изучаемый объект. К тому же словесный метод лишь до известного предела помогает раскрывать содержание образования. У некоторых учащихся больше развита зрительная память, чем умственная. Преобразование учебной информации в воспринимаемый наглядно-чувственный образ в этом случае становится эффективным приемом, направляющим и стимулирующим познавательную деятельность учащихся. Поэтому использование наглядности в педагогическом процессе делает ее незаменимым средством дидактики средних специальных учебных заведений. В пособии обращается внимание на формирование такого качества знаний учащихся как системность. Профессиональное сознание специалиста социокультурной сферы складывается из теоретических знаний, опыта, навыков и умений. Последовательное усвоение знаний должно приводить к возникновению в сознании учащихся такой структуры, которая соответствует системе изучаемого предмета.
Целесообразнее всего использовать наглядный метод для демонстрации и подкрепления наиболее важных положений теории, связывая их прочными узами с конкретно-чувственными образами.
Схемы представляют разработку не всех тем читаемых лекций, а только узловых, поддающихся графическому изображению. Так, например, очень важно сформировать у обучающихся представление о руководстве деятельностью КДУ в Республике Беларусь и эта тема разрабатывается с особой тщательностью. Она представлена несколькими схемами, которые дополняют и уточняют общее представление.
Предлагаемые схемы являются одним вариантом из множества возможных решений того или иного вопроса. Изображение схем зависит от субъективного видения и трактовки раскрываемой темы, методических приемов, графического почерка и в силу этого могут восприниматься неоднозначно. Преподаватель, используя схемы, вправе вносить в них поправки, коррективы или вообще предлагать свое видение темы, проблемы и ее графическое изображение.
Самое главное заключается в том, чтобы схемы помогали преподавателю как можно глубже и доступнее раскрывать учебный материал, а учащимся — успешно усваивать знания.
Р А З Д Е Л 1
Общая характеристика социально-культурной деятельности и социально-культурных процессов
Перспектива развития нации зависит не только от богатств
земных недр, степени развития производительных сил, или от того, насколько современна и сильна ее армия. В этом процессе как определяющий рассматривается человеческий фактор. Освоение природных богатств, развитие производства, обороноспособность страны в значительной степени зависят от уровня культуры людей, от того, насколько они освоили тысячелетний опыт своих предков.
Культура – сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ познания действительности, реализации творческого потенциала человека.
Культура – это совокупность созданных человеком духовных и материальных ценностей, предметов и способов непрерывного воспроизводства социального наследия в области экономики, политики, техники, науки, искусства и самого человека как наивысшей ценности цивилизации; это качество жизни, отражающее определенную ступень общественно-исторического развития и коллективный интеллект человечества.
Совокупность материальных элементов создает материальнуюкультуру. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками: паровая машина, компьютер, предметы домашнего обихода, храм, жилой дом и многое другое созданное и создаваемое людьми в течение многовековой истории. То есть материальная культура – это результат, средство и условие деятельности людей.
Совокупность нематериальных элементов образует духовную культуру: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, мифы, знания, идеи, традиции, язык. Они – тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом и чувствами.
К элементам духовной культуры относятся:
— обычаи;
— нравы;
— законы;
— ценности.
Субъектами культуры могут выступать:
— индивид, личность;
— семья;
— малая (контактная) группа;
— классы, сословия, иные большие группы населения;
— региональные сообщества;
— человечество.
Социально-культурная деятельность – это социально ориентированная работа человека по выявлению, сохранению, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.
Первое направление этой деятельности связано с созданием ценностей культуры как на профессиональной, так и любительской основе.
Второе – практически объединило всех людей, которые в большей или меньшей степени усваивают богатства мировой и национальной культуры.
Третье направление выразилось в деятельности музейных и библиотечных работников, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры.
Четвертое – интегрирующее труд учителей, специалистов средств массовой информации и культурно-просветительной деятельности – ориентировано на распространение ценностей культуры.
Пятое направление приняло на себя социально-педагогические, административно-управленческие функции, связанные с созданием благоприятной культурной среды, с вовлечением людей в мир культуры, удовлетворением и развитием духовных интересов и потребностей разных групп населения, со стимулированием познавательной, художественно-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры.
Социокультурная деятельность распространяется в основном на внеучебную и внерабочую сферу человека. Она осуществляется в свободное время, имеет добровольный характер, отличается свободой выбора и инициативностью личности. Она характеризуется глубокой личностной направленностью, индивидуальностью и обусловлена этническими и региональными особенностями и традициями. Именно в сфере свободного времени открыты неограниченные возможности для формирования духовного богатства человека, повышения его внутренней культуры и творческой активности. Очень важно, чтобы каждый человек умел рационально использовать свое свободное время. Именно в структуре свободного времени любого человека должны быть затраты на повышение образовательного и профессионального уровня, на овладение богатством культуры, литературы, искусства, на приобщение к духовной сокровищнице общества.
В современном обществе досуг представлен множеством видов занятий, которые могут быть активными и пассивными, физическими, умственными, коллективными и индивидуальными. Эффективность использования досуга во многом зависит от самого человека, от его культуры, моральных качеств и интересов.
Клубные учреждения больше чем какие-либо другие обладают возможностью сделать досуг людей увлекательным, активным, разнообразным, полезным. Их деятельность является решающим фактором в формировании духовных интересов людей, воспитании культуры свободного времени. Смысл деятельности учреждений культуры состоит в создании условий для самореализации личности, удовлетворения ее эстетических, коммуникативных, рекреационных, творческих и иных потребностей. Таким образом, социокультурная деятельность есть процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности в зависимости от ее интересов и потребностей, деятельности, способствующей усвоению, сохранению, развитию и распространению духовно-культурных ценностей.
Сфера культуры поставила в центр своей деятельности человека, как высшую общественную ценность, его интересы, потребности, сделав участником созидательной культурной деятельности. А государство призвано стимулировать самоорганизацию социокультурной деятельности и саморазвитие культуры посредством правовой, экономической, организационной поддержки культуры, а также обеспечивать создание соответствующей инфраструктуры социокультурной сферы, условий для реализации духовных потребностей человека.
Учреждения культуры призваны направлять усилия на создание, развитие, распространение культуры, организацию содержательного общения, отдыха человека и восстановления его сил. Необходимо обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности.
Инфраструктура социально-культурной сферы – это совокупность материальных, организационных, финансово-экономических, кадровых, информационно-методических и иных условий осуществления социально-культурной деятельности.
Социокультурная сфера охватывает разветвленную инфраструктуру образовательных, воспитательных, информационных, природоохранительных, рекреационных и других государственных и общественных институтов.
КУЛЬТУРА |
Совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, предметов и способов непрерывного воспроизводства социального наследия в области экономики, политики, техники, науки, искусства и самого человека как наивысшей ценности цивилизации.
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА |
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА |
Совокупность материальных эле-ментов создает материальную культуру. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками. Это паровая машина, компьютер, предметы домашнего обихода, храм, жилой дом и многое другое создаваемое людьми в течение многовековой истории. Материальная культура – это результат, средство и условие деятельности людей. | Совокупность нематериальных элементов образует духовную культуру: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведе-ния, законы, ценности, мифы, ритуалы, знания, идеи, традиции, язык. Они тоже — результат деятельности людей, но созданы не руками, а разумом и чувствами. Их нельзя трогать, слышать, видеть. Они существуют в нашем сознании и поддерживаются чело-веческим общением. |
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА |
УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ |
научно-исследовательские учреждения,
учреждения искусства (театры, филармонии, цирки, киностудии, видеостудии, художествен- ные мастерские, любительские студии, кружки)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ |
училища, колледжи, институты, университеты,
Дома детского творчества, музыкальные,
художественные школы, хореографические
школы
НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ |
выставки, библиотеки, читальные залы,
лектории, планетарии, дендрарии, ботанические
сады, зоопарки
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ |
досуга, центры народного творчества, дома
ремесел, центры фольклора, концертные
учреждения
ВЕДОМСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ |
культуры милиции, Дома медицинского
просвещения, Дома педагогического просвещения Дома творческих работников
УЧРЕЖДЕНИЯ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-КОММЕРЧЕСКОГО ДОСУГА |
клубы, ресторан, кафе, сауны, бильярдные,
компьютерные и др. центры игрового досуга
САНАТОРНО-КУРОРТНЫЕ, СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ |
профилактории, лагеря отдыха, базы досуга,
стадионы, бассейны, спортзалы, спортивные
базы
ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ |
базы, туристические агентства, туристические
поезда
КУЛЬТУРООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ |
заповедники, архивы, реставрационные
мастерские, центры экологической культуры
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
СКД - это социально-ориентированная работа человека по выявлению, сохранению, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.