III. Исходный уровень знаний

Студент должен знать:

1. Анатомию и физиологию почек.

2. Строение клубочков и канальцев, их функции.

3. Методику обследования нефрологических больных.

4. Нормальные показатели биохимического анализа крови, общего анализа мочи, проб Зимницкого, Реберга, скорости клубочковой фильтрации.

IV. План изучения темы:

1. Определение «хроническая болезнь почек».

2. Определение «хроническая почечная недостаточность».

3. Стадии ХБП.

4. Факторы риска ХБП.

5. Диагностика ХБП.

6. Патогенез ХПН.

7. Клиническая картина ХПН.

8. Лабораторные методы диагностики ХПН.

9. Инструментальные методы диагностики ХПН.

10. Тактика лечения ХПН.

11. Нефропротективная терапия при  ХПН.

12. Показания к гемодиализу.

13. Осложнения гемодиализа.

 

V. Вопросы для самоконтроля:

1. Расскажите анатомическое строение и физиологию почек.

2. Дайте определение понятия «хроническая болезнь почек», «хроническая почечная недостаточность».

3. Какие устранимые и неустранимые факторы могут привести к развитию ХБП.

4. Какие клинические проявления характерны для ХПН.

 

VI. Задания для выполнения в процессе самоподготовки.

1. Составьте схему патогенеза ХПН.

2. Составьте алгоритм лечения ХПН.

 

VII. План работы студента на предстоящем занятии:

1. В процессе занятия студент активно принимает участие в клиническом разборе больного по теме занятия.

2. Анализирует и расшифровывает учебные наборы при данной нозологии.

3. Решает ситуационные задачи.

 

VIII. Пример тестовых заданий и ситуационной задачи для работы студента на предстоящем занятии:

1. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

РОСТ УРОВНЯ КРЕАТИНИНА И МОЧЕВИНЫ СЫВОРОТКИ КРОВИ ПРИ ТЕРМИНАЛЬНОЙ ПОЧЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ОБУСЛОВЛЕН НАРУШЕНИЯМИ

() фосфорно-кальциевого обмена

() водно-электролитного баланса

() кислотно-основного состояния

() иммунной реактивности

() азотовыделительной функции

2. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ОДНИМ ИЗ НЕУСТРАНИМЫХ ФАКТОРОВ РИСКА РАЗВИТИЯ ХРОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ ПОЧЕК ЯВЛЯЕТСЯ

() артериальная гипертензия

() курение

() раса

() метаболический синдром

() ожирение

3. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА

Больного Б., 47 лет предъявляет жалобы на уменьшение количества мочи, отеки нижних конечностей, повышение артериального давления до 220/120 мм рт. ст., одышку при незначительной физической нагрузке, тошноту, многократную рвоту, кожный зуд, неприятный вкус во рту.

При осмотре обращает на себя внимание бледность кожных покровов, одутловатость лица, отеки голеней и стоп. АД – 200/110 мм рт. ст.

Общий анализ мочи: кол-во 150,0; уд. вес. – 1008, белок – 1,2 г/л, лейк. – 2-3 в п/зр., эритр.– 18-20 в п/зр., гиал.цил. – 3-4 в п/зр.

Биохимический анализ крови: креатинин – 1100 ммоль/л, К – 6,8 ммоль/л.

СКФ – 12 мл/мин./1,73м2.

Вопросы.

1. Назовите основные симптомы.

2. Предварительный диагноз.

3. Укажите этапы диагностики.

4. Принципы терапии.

Глава 28. Сахарный диабет.

I. Мотивация цели. Сахарный диабет (СД) – это группа метаболических (обменных) заболеваний, характеризующихся хронической гипергликемией, котораяявляется результатом нарушения секреции инсулина, действия инсулина или обоих этих факторов. Хроническая гипергликемия при СДсопровождается повреждением, дисфункцией и недостаточностью различных органов, особенно глаз, почек, нервов, сердца и кровеносных сосудов.Ранняя диагностика позволит назначить патогенетическую терапию, обуславливающую в значительной степени медицинский и социальный прогноз.

 

II. Цель самоподготовки: в результате самостоятельного изучения теоретического материала по данной теме студент должен знать:

1. Определение понятия СД.

2. Этиологические факторы возникновения СД и патогенез гипергликемии.

3. Патогенез осложнений при СД.

4. Клинические проявления СД.

5. Лабораторно-инструментальную диагностику при СД.

6. Алгоритм и стандарты оказания помощи при    СД и его осложнениях.

7. Клинику, диагностику и неотложную помощь при комах.

III. Исходный уровень знаний.

Студент должен знать:

1. Регуляцию обмена глюкозы и эндокринную функцию поджелудочной железы.

2. Физиологические основы клинических тестов оценки метаболизма глюкозы.

3. Методику обследования эндокринологических больных.

4. Нормальные показатели крови, мочи, гликемического профиля,гликированного гемоглобина, общего белка и белковых фракций, креатинина крови.

IV. План изучения темы:

1. Определение понятия СД.

2. Патогенез развития СД.

3. Клинические проявления СД.

4. Лабораторно-инструментальные данные при СД.

5. Методы лечения больных СД.

6. Осложнения при СД.

7. Неотложные состояния при СД, причины их развития.

8. Клиника и диагностика при комах.

9. Неотложная помощь при комах.

 

V. Вопросы для самоконтроля:

1. Расскажите патофизиологию нарушений обмена глюкозы.

2. Дайте определение понятия и классификацию СД.

3. Какие этиопатогенетические механизмы лежат в основе развития СД.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: