Контрольные вопросы по дисциплине «Психология развития»
- Соотношение понятий Рост. Созревание. Дифференциация. Научение. Запечатление. Социализация.
- Биогенетический и социогенетический подход в определении характеристик развития.
- Проблемы социализации детей в изменяющемся мире.
- Понятие о социализации и инкультурации.
- Особенности становления различных сфер психики в разных общественных и исторических условиях.
- Сравнительный анализ детства в традиционной и современной культуре.
- Аккультурация как важнейшее условие вхождения ребенка в окружающий мир.
- Концепция феноменологии развития В.С. Мухиной.
- Социально-экологическое направление в психологии развития.
- Неравномерность и гетерохронность развития.
- Социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества. Возрастной символизм.
- Периодизация Д.Б. Эльконина
- «Психогенная теория истории» Л. Демоза.
- Проблема границ детства.
- Парадоксы детства и детского развития.
- Соотношение хронологического, биологического, психологического и социального возраста.
- Социокультурная обусловленность развития.
- Методы психологии развития и возрастной психологии.
- Предмет психологии развития.
- Основные понятия психологии развития и возрастной психологии.
- Место психологии развития в системе психолого-педагогических дисциплин.
- Теоретические и практические задачи психологии развития
- Социальная детерминация развития. Соотношение биологического и социального в развитии.
- История психологии развития (возрастной психологии).
- Становление психологии развития как науки и экспериментальной практики.
- Развитие психологии развития в России.
- Эндогенное направление в психологии развития. Общая характеристика теорий эндогенного направления.
- Биогенетический подход в объяснении развития (концепции рекапитуляции). Нормативный подход к исследованию развития (теории А. Гезелла, Л. Термена).
- Теория конвергенции двух факторов развития В. Штерна.
- Экзогенное направление в психологии развития. Общая характеристика теорий экзогенного направления.
- Классический психоанализ и детство.
- Психоаналитическое направление: теория психосоциального развития Э. Эриксона. Характеристика стадий развития, выделенных Э. Эриксоном.
- Когнитивное направление: Ж. Пиаже и женевская школа психологии. Стадии интеллектуального развития ребенка в концепции Ж. Пиаже.
- Когнитивное направление: теория морального развития Л. Колберга, теория развития умений К. Фишера, теории Р. Кейза, Д. Клара.
- Направление социализации: Л.С. Выготский и его школа (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, М.И. Лисина).
- Новые концепции в отечественной психологии развития (Б.Д. Эльконин).
- Проблема возраста в психологии развития.
- Понятие периодизации развития. Анализ вариантов «классических периодизаций» развития в работе Л.С. Выготского «Проблема возраста».
- Современные подходы к периодизации психического развития человека.
- Периодизация Э. Эриксона.
- Периодизация В.И. Слободчикова.
- Историография возрастного развития. Идеи Ф.Арьеса об историографии развития.
- Детство как историческая категория.
- Категория возраста в психологии развития. Периодизация психического развития в отечественной и зарубежной психологии.
- Определение понятия «развития». Филогенез, антропогенез, онтогенез, их соотношение.
- условия и движущие силы развития в онтогенезе. Концепции психического развития ребенка в зарубежной психологии.
- Проблема движущих сил психического развития ребенка в отечественной психологии.
- Социально-экологическое направление в психологии развития.
- Место психологии развития в системе психолого-педагогических дисциплин.
- Концепция феноменологии развития В.С. Мухиной.
Учебно-методическое обеспечение
|
|
|
|
Основная:
- Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Издательство: Школьная пресса. - 2000 г.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960-2002, любое издание.
Дополнительная:
1. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития. Учебник., 11-е изд., испр. и доп., М., 2007.
2. Мухина В. С. Таинство детства. В 2-х т. СПб., 2000, 2-е изд.; Екатеринбург, 2004, 3-е изд.
3. Обухова Л.Ф. «Детская возрастная психология» (Учебно-методический комплекс: учебник, сборник задач, хрестоматия). - М.: МГППУ, 2004.
4. Практическая психология образования: Учебное пособие. 4-е изд. Спб.: Издательство "Питер", издание 4-е, 2006 год, 592 стр./ Под ред. И.В. Дубровиной.
5. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М., 1993.
6. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. – М., 1994
Список авторских методических разработок:
1. Черная А.В., Погорелова Е.И., Чекунова Е.А. Организация самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам, направление 050700 Педагогика, профиль подготовки «Практическая психология в образовании» (Электронный образовательный ресурс) // Ростов-на-Дону. 2010. – (10 п.л.). Свидет. о гос. рег. № 15507. 2010.
2. Черная А.В., Погорелова Е.И. Психология развития и акмеология (Учебное пособие) // Учебно-методическое обеспечение образовательного модуля базовой части ООП бакалавриата по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование». Ч.1. – Ростов-на-Дону, 2012 – 172 с.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Учебная дисциплина обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание представлено в сети Интернет и локальной сети вуза (факультета). Для обучающихся обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы http://edu.ru, http://rospsy.ru, http://informika.ru, http://rsl.ru, http://mon.gov.ru, электронный учебник «Самостоятельная работа студентов по психолого-педагогическим дисциплинам»
УМР, размещенные в ИИК ПИ ЮФУ: УМК 050700 - психология развития.
Интернет ресурсы:
1. Обухова Л.Ф. Публичная лекция “Психология развития» - 2011. //psypress.ru/events/report25127.shtml
2. Обухова Л.Ф. Социо-когнитивный подход к исследованию интеллектуального развития ребенка / Публичные лекции «Проблемы современной психологии» / Статья, презентация, видео лекции - 2010. // psypress.ru/articles/22938.shtml
|
|
3. Поливанова К.Н. Психологический анализ возрастной периодизации // psyjournals.ru/kip/2006/n1/Polivanova_full.shtml
4. Эмоциональная мимика начинает развиваться еще до рождения // psypress.ru/articles/25414.shtml
5. Письмо Министерства образования и науки РФ Департамент развития профессионального образования от 02.03.2012 №12-270 О разработке программы обучения распознанию суицидального поведения.
6. Профилактика суицида: от исследований к практике // psypress.ru/psynews/25620.shtml
7. Алтунина И.Р. Развитие мотивов и мотивации социального поведения у детей дошкольного и младшего школьного возрастов // психологическая науцка и образование №2, 2006 – psypress.ru/psyedu/2006/n2Altunina_full. Shtml
8. Материалы онлайн-конференции Conciousness Online 2012 (Самосознание) // psypress.ru/psynews/25614. shtml