Заучивание одного из стихотворений
(по выбору воспитателя)
Цель: Вспомнить с детьми со или познакомить их стихами А. Барто из цикла «Игрушки»: «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Мячик», «Зайка», «Грузовик», «Слон», «Кораблик»; помочь запомнить одно из стихотворений; поощрять попытки детей при чтении стихов воспитателем договаривать (негромко) слова.
Ход занятия
Воспитатель читает детям 3-4 стихотворения А.Барто. Интересуется, знают ли дети эти стихи и не хочет ли кто-нибудь попробовать самостоятельно прочитать стихотворение наизусть.
Далее педагог помогает детям запомнить одно из стихотворений.
Заканчивая занятие, читает стихотворение «Кто как кричит». Побуждает детей подговаривать звукоподражательные слова, фразы.
Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах. Пить, пить, пить! Воды попить. |
Мур-мур-мур...
Пугаю кур.
Кра-кра-кра!
Завтра дождь с утра.
Му-у, му-у!
Молока кому?
|
|
Самым старшим детям, выбрав для этого время, воспитатель помогает запомнить стихотворение «Кораблик» А. Барто. Позже нужно помочь им самостоятельно декламировать стихотворение.
Занятие
Рассказывание детям сказки «Курочка ряба».
Дидактическое упражнение «Кто что делает?»
Цель: учить детей слушать сказку в инсценированном варианте и в обычном пересказе; вызвать желание послушать ее еще; формировать способность к обобщению путем упражнения детей в подборе к глаголам соответствующих существительных.
Ход занятия
Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая рассказ демонстрацией фигурок настольного театра и показом некоторых действий персонажей («бил-бил — не разбил», «хвостиком задела, яичко упало») (лучше использовать для показа разъемное деревянное яичко, окрашенное в золотистые тона).
Затем педагог снова рассказывает сказку (без наглядного сопровождения).
Далее воспитатель демонстрирует детям картинки с изображениями кролика, курочки, петушка, кошки, мышки, собаки.
Спрашивает: «Кто клюет, умеет клевать? Кто грызет, умеет
грызть?» Просит малышей показать, как лакает молоко котенок, как клюют зерна курочки и петушок, голуби (воображаемые ситуации). Задает уточняющие вопросы: «У кого клюв? А у кого острые зубы?» И др.
В заключение воспитатель приглашает детей к своему столу, предлагая рассмотреть бабу, деда, курочку и яичко. Предлагает «поиграть в сказку». Дети передвигают фигурки, сопровождая свои действия речью. Педагог помогает им.
|
|
Занятие 18
Чтение детям потешки «Вот и люди спят...»
Цель: помочь детям понять содержание потешки, запомнить названия животных, которые встречаются в тексте, а также то, что о них говорится; формировать способность к обобщению; вызвать у детей желание послушать это стихотворение еще раз, подговаривать отдельные слова.
Ход занятия
Воспитатель показывает на фланелеграфе следующие картинки: птицы на веточке; лисы на горочке; зайцы и уточки на травушке-муравушке; малыши в люлечках.
Затем педагог спрашивает, кто нарисован на картинках. Подсказывает слова из потешки. Просит показать и назвать горочку, травушку-муравушку, люлечку (индивидуальные задания).
Воспитатель трижды повторяет потешку (с опорой на наглядность). Для младшей подгруппы занятие на этом заканчивается.
Для детей старшей подгруппы потешка рассказывается еще раз. Затем воспитатель постепенно, одну за другой, убирает картинки, спрашивая, кто нарисован на картинке, которую он убрал. («Уточки на травушке»; «Детки в люлечке» и т. п. — хоровые и индивидуальные ответы.)
«Проснулись звери и птицы,— говорит воспитатель.— Полетели, побежали, поплыли. Сейчас я вам раздам картинки. Вы посмотрите на них и скажете, кто поплыл». Раздает картинки с изображением зверей и птиц. «Поплыли уточки, гуси»,— говорят дети и передают педагогу соответствующие картинки, которые он ставит на мольберт.
«Кто полетел?.. Побежал?» — спрашивает воспитатель. Отделяя одну группу картинок от другой, он перечисляет птиц и зверей (птицы летают, звери бегают).
Далее педагог раздает детям пластмассовых уток, гусей и предлагает проверить, плавают ли они.
Дети опускают игрушки в тазики (2—3) с водой.
Занятие
Чтение детям рассказа «Курочка» Е. Чарушина.
Рассматривание и обсуждение иллюстраций к тексту
Цель: учить детей слушать небольшое по объему художественное произведение (без наглядного сопровождения); учить рассматривать рисунок и вспоминать авторские описания персонажей.
Ход занятия
Воспитатель читает рассказ Е. Чарушина, кончая фразой: «И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки». Пересказывает с участием детей содержание прочитанного:
— Курочка и цыплятки гуляли. Но вдруг...
— Пошел дождик.
— Курочка присела, крылышки растопырила и цыплята...
— Спрятались, залезли к ней под крылышки.
Воспитатель читает тот же отрывок, но в дополненном виде —
включая текст о том, кто как спрятался.
Спрашивает: «Цыпляток совсем не было видно?» («Одних не было видно. А у кого-то ножки торчали, кто-то головку высунул».)
Педагог зачитывает рассказ целиком. Затем повторяет отрывок про двух цыплят. Просит детей рассказать о том, что делали цыплята, которые не послушались маму.
Рассказ читается снова, после чего детям показывают иллюстрацию Е. Чарушина (если нет отдельного издания рассказа, можно показать рисунок, помещенный в хрестоматии).
Со старшей подгруппой воспитатель беседует по содержанию рисунка (объединяя детей по 2—3). В процессе беседы он просит показать цыплят, спрятавшихся под крылышком у мамы и оставшихся под дождем, рассказать, как они выглядят, какая курочка.
КУРОЧКА
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождик. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» — это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.
А два цыпленка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?
|
|
Д Е К А Б Р Ь
Занятие
Повторение потешек «Вот и люди спят...», «Водичка, водичка...»
Цель: вызвать у детей радость от прослушивания знакомых стихотворений и желание рассказывать их вместе с воспитателем; способствовать формированию интонационной выразительности речи; уточнить представления детей об оборудовании умывальной комнаты, его назначении.
Ход занятия
Воспитатель рассказывает (не прибегая к показу картинок на фланелеграфе) потешку «Вот и люди спят...». Затем предлагает рассказать ее всем вместе. Читает потешку не спеша, не забывая делать паузы, во время которых дети вставляют нужные по тексту слова.
Далее демонстрируются картинки, а дети самостоятельно высказываются по их содержанию: «Птички спят на веточках»; «Зайки спят на травушке» и т. п.
Воспитатель убирает картинки, а на стол ставит люлечку (игрушка). В люлечке — кукла. Рядом тазик с водой.
Кукла «просыпается» и «встает», а воспитатель рассказывает потешку «Водичка, водичка...». Дети активно помогают ему, затем все вместе рассказывают потешку еще раз.
В старшей подгруппе воспитатель вызывает двух-трех детей (по одному) рассказывать потешку самостоятельно. Ребенок говорит потешку, вставляя в текст свое имя: «Водичка, водичка, умой Оле личико».
Затем воспитатель предлагает всем детям умыться (воображаемая ситуация) и спрашивает: «А чем же вытереть лицо? Где висят полотенца?» Приглашает детей в умывальную комнату.
Дети находят свои полотенца, отмечают, что полотенца бе-лые0 чистые, мягкие (пушистые); висят на вешалках.
Занятие