Беседа по сюжетной картине «Поздравляем маму» [Формирование умения отвечать на вопросы. Развитие диалогической речи. Развитие связной речи. Обучение составлению рассказа по картинке].
Воспитатель организует беседу по сюжетной картинке:
— Кто нарисован на картинке?
— Папа, мама и дети.
— Что делают папа и дети?
— Поздравляют маму.
— Что дарит маме папа?
— Цветы.
— Что дарят дети?
— Рисунки.
После этого воспитатель повторяет рассказ по картинке и предлагает детям повторить его:
— Это папа, мама и дети. Папа и дети поздравляют маму. Папа дарит маме цветы. Дети дарят рисунки.
Упражнение «Узор для мамы» [Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса. Закрепление знания основных цветов и геометрических форм. Развитие пальцевой моторики. Совершенствование навыков работы с кистью и клеем].
Воспитатель демонстрирует закладку с геометрическим орнаментом и предлагает детям сделать подарок для мамы. Сначала дети должны рассказать, в каком порядке расположены фигуры на закладке: «Красный кружок, синий треугольник, желтый квадрат, синий треугольник, красный кружок».
Затем дети получают все необходимое для изготовления закладки и выкладывают узор. Воспитатель проверяет
правильность выполнения задания. После этого дети приступают к наклеиванию узора.
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Подарок маме» [Координация речи с движением, совершенствование умения договаривать словосочетания].
Дети выполняют движения и повторяют текст вслед за воспитателем.
Мамочка, мамуля, Дети идут по кругу, взявшись за
руки.
Так тебя люблю я. Останавливаются, прижимают
руки к груди.
Я платок тебе дарю — Протягивают руки вперед.
Вот как я тебя люблю! Идут по кругу, взявшись за руки.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
Д. Габе «Мама», «Волк и козлята», Я.Аким «Мама», В. Шуграева «Маме», Е. Благинина «Вот какая мама!»
Март. 2-я неделя. «Домашние животные»
Логопедические пятиминутки
Составление предложений по сюжетным картинкам [Развитие связной речи, обучение составлению простого предложения с опорой на картинку].
Воспитатель демонстрирует детям предметные картинки и предлагает им рассказать, кто нарисован на картинках и что он делает. Дети составляют предложения: «Собака сидит. Кошка спит. Корова пьет. Лошадь скачет. Коза бодается. Свинья ест».
Рассказывание русской народной сказки «Репка» с опорой на картинки и с помощью воспитателя [Развитие памяти, мышления и связной речи].
Воспитатель раскладывает на столе комплект картинок к сказке – «Репка» и предлагает детям разложить их по порядку.
Когда дети справятся с заданием, педагог предлагает вспомнить и рассказать сказку всем вместе. Можно предложить детям попробовать рассказать сказку по одному.
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Конь» [Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать словосочетания].
Дети выполняют движения и договаривают словосочетания вслед за воспитателем.
Звонко цокают копытца Дети ходят по кругу с высоким
подниманием колена.
Коньидет к реке напиться. Останавливаются, показывают
Хвост пушистый у коня, правой рукой хвостик.
Как косичка у меня. Левой рукой показывают косичку.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
Русские народные потешки «Пошли коровушки...», «Из-за леса...», «Коза-хлопота...», «Кисонька-мурысенька...», «Ходит конь по бережку, русская народная сказка «Репка».
Л.Толстой «Была драка между Жучкой и кошкой...», «У Розки были щенки на дворе...», К. Ушинский «Васька», З. Александрова «Кролики», Нищева «Щенок», «Рыжий кот», «Конь», «Свинка».
Март. 3-я неделя. «Дикие птицы»
Логопедические пятиминутки
Упражнение «Кто кричит?» [Развитие речевого слуха. Упражнение наузнавание и различение звуковых сигналов, состоящих из 3—5 звуков].
Воспитатель демонстрирует предметные картинки и предлагает детям показать, назвать птиц, выбрать по одной картинке, по возможности изобразить, как эти птицы кричат. После этого воспитатель показывает, как кричат эти птицы. Воробей: «Чик-чирик!» Ворона: «Кар-кар!» Голубь: «Гру-гру!» Грач: «Крак-крак!» Затем педагог экранирует лицо и произносит звукоподражания, картинку поднимает ребенок, который узнал свою птицу.
Игра с мячом «Кто что делает?» [Расширение предикативного словаря, закрепление умения ловить и бросать мяч].
Дети стоят в кругу. Педагог бросает им мяч по очереди и называет диких птиц, дети ловят мяч, возвращают его взрослому и называют глагол, обозначающий возможные действия птиц (ворона — сидит: воробей — летит; грач — ходит; голубь — клюет).
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Ворона» [Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать словосочетания].
Дети выполняют движения и договаривают словосочетания велся за воспитателем.
На фонарь ворона села, Дети приседают.
Посидела, посмотрела. Поворачивают головы влево-
вправо.
— Кар! — она сказала громко. Нахмуривают брови, грозят
указательным пальцем правой руки.
— Не капризничает Ромка? Грозят указательным пальцем
левой руки.
Март. 4-я неделя. «Дикие птицы»
Логопедические пятиминутки
Игра с мячом «Один и много» [Формирование грамматического строя речи, обучение образованию множественного числа имен существительных. Закрепление умения бросать и ловить мяч].
Воспитатель бросает мяч по очереди всем детям, стоящим в кр и называет одну из диких птиц. Дети ловят мяч, возвращают, педагогу, образуя форму множественного числа (ворона — вороны: голубь — голуби; грач — грачи; воробей — воробьи).
Игра «Четвертый лишний» [Развитие зрительного внимания, логического мышления. Формирование словаря по теме].
Воспитатель помещает на наборное полотно четыре предметные картинки, на которых изображены ворона, петух, грач и голубь. Предлагает детям рассмотреть картинки и найти лишнюю. Дети выполняют задание и с помощью педагога дают объяснения своим действиям: «Петух лишний. Он живет у человека. Это домашняя птица». Можно использовать еще 2—3 комплекта картинок: курица, гусь, голубь, воробей; цыпленок, утка, грач, петух; голубь, грач, ворона, гусь.