Основными методами сравнительного подхода являются:
метод рынка капитала;
метод сделок;
метод отраслевых коэффициентов.
Метод рынка капитала основывается на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа. В общем виде идея состоит в том, что сегодняшняя или прогнозируемая будущая рыночная стоимость предприятия еще не подтверждена рынком. Оценщик ее определяет по аналогии с рыночной стоимостью котируемых на фондовом рынке аналогичных предприятий, по которым уже известны устойчивые соотношения, характеризуемые соответствующими мультипликаторами.
Метод сделок ориентирован на цены приобретения предприятия в целом или его контрольного пакета акций. Для сравнения берутся данные по продажам предприятий (например при слиянии или поглощении), либо данные о сделках с контрольными пакетами акций.
Стоимость оцениваемого предприятия определяется как произведение отношения рыночной цены предприятия-аналога и его базового показателя на базовый показатель оцениваемого предприятия. Отношение стоимости предприятия-аналога к базовому показателю представляет собой ценовой мультипликатор.
|
|
Можно выделить следующие базовые показатели для метода рынка капитала и метода сделок (Таблица 10).
Таблица 10
Базовые показатели для расчета стоимости объекта оценки
Метод рынка капитала | Метод сделок |
- выручка предприятия - показатели прибыли - величина денежного потока | |
- размер дивидендов на акцию | -стоимость активов предприятия |
Метод отраслевых коэффициентов основан на использовании рекомендуемых соотношений (коэффициентов) между ценой предприятия и его финансовыми параметрами (например, объемом выручки, чистой прибылью и т.д.). Отраслевые коэффициенты рассчитываются на основе длительных статистических наблюдений специализированными аналитическими организациями. Наиболее типичные соотношения, используемые в международной практике, приведены в Приложении 1.
Для расчета ценового мультипликатора необходимо определить цену по всем предприятиям-аналогам, рассчитать базовый показатель либо за определенный период времени, либо по состоянию на период оценки. В зависимости от того, какой базовый показатель используется при расчете, выделяют шесть видов мультипликаторов (Таблица 11).
Таблица 11
Ценовые мультипликаторы
Интервальные мультипликаторы | Моментальные мультипликаторы |
1. Цена/Прибыль 2. Цена/Денежный поток 3. Цена/Дивидендные выплаты 4. Цена/Выручка от реализации | 1. Цена/Балансовая стоимость активов 2. Цена/Чистая стоимость активов |
|
|
Оценщик устанавливает удельные веса рассчитанных мультипликаторов в стоимости объекта оценки и проводит итоговый расчет его стоимости.
Проведем расчет всех возможных видом мультипликаторов по представленным ниже данным. (Таблица 12). Так как предполагается, что оценка предприятия проводится с учётом фактора риска, то сумма свободных денежных потоков равна нулю.
Таблица 12
Исходные данные
Показатель | Значение |
Балансовая стоимость активов предприятия, руб. | 16 181 476 |
Амортизационные отчисления на основные фонды, руб. | 673 775 |
Сумма долгосрочных и краткосрочных обязательств предприятия, руб. | 5 636 290 |
Чистая прибыль, руб. | 1 541 383 |
Прибыль до налогообложения | 1 770 890 |
Собственный капитал, руб. | 10433631 |
Долгосрочная задолженность, руб. | 1622 |
Доход до оплаты налогов плюс расходы на выплату процентов, руб. | 1770890 |
Расчет мультипликаторов
) Мультипликатор Цена/Чистая прибыль (Р/Е) рассчитывается по следующей формуле:
P/E = (C(b) - Am -O)/Е, где (2)
C(b) - балансовая стоимость всех активов предприятия;m - амортизационные начисления на основные фонды; - сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств предприятия;
Е - чистая прибыль (доход).
P/E = (16181476 - 673775 - (147809 + 5486859 + 1622))/1541383 = 9871411/1541383 = 6,40
) Мультипликатор Цена/Прибыль до налогообложения (Р/ЕВТ) рассчитывается по следующей формуле:
Р/ЕВТ = (C(b) - Am -O)/Еn, где (3)
Еn - прибыль до налогообложения.
Р/ЕВТ = 9871411/1770890 = 5,57
) Мультипликатор Цена/Чистый денежный поток (Р / CF) рассчитывается по следующей формуле:
Р/CF = P/(E + Am), (4)
Р/CF = 9871411/2215158 = 4,46
4) Мультипликатор Цена/Денежный поток до налогообложения (Р/PTCF) рассчитывается по формуле:
Р/PTCF = Р/(ЕВТ + Am), где (5)
ЕВТ - денежный поток до налогообложения, который рассчитывается как сумма прибыли до налогообложения и начисленной амортизации.
Р/PTCF = 9871411/2444665 = 4,04
) Мультипликатор Инвестиционный капитал/Прибыль (IC/EBIT) рассчитывается по следующей формуле:
/EBIT = (Ксоб + Зд)/(Д+РВ), где (6)
Ксоб - собственный капитал;
Зд - долгосрочная задолженность;
РВ - расходы на выплату процентов;
Д - доход до налогов. /EBIT = (10433631 + 1622)/1770890 = 5,89
) Мультипликатор Инвестиционный капитал/Прибыль до выплаты налогов и процентов по кредитам (IC/EBDIT) рассчитывается по следующей формуле:
/EBDIT = (Ксоб + Зд) /(ЕВТ + Am), (7)
/EBDIT = (10433631 + 1622)/2444665 = 4,27
) Мультипликатор Цена/Балансовая стоимость (Р/BV):
Р/BV = 9871411/16181476 = 0,61, где- балансовая стоимость активов предприятия.
В результате проведения расчета получены показатели деятельности предприятия, на основании которых возможно при сравнении их с отраслевыми показателями вывести отклонения этих показателей в большую или меньшую стороны. Данные отклонения приводятся к среднеарифметическому значению, которое в дальнейшем используется для корректировки цены акции при ее продаже (Таблица 13).
Таблица 13
Расчет отклонений
Показатель | Показатели предприятия | Показатели отрасли | Отклонения |
Цена/Чистая прибыль (Р/Е) | 6,40 | 2,75 | 1,33 |
Цена/Прибыль до налогообложения (Р/ЕВТ) | 5,57 | 4,46 | 0,25 |
Цена/Чистый денежный поток (Р/CF) | 4,46 | 2,67 | 0,67 |
Цена/Денежный поток до налогообложения (Р/PTCF) | 4,04 | 2,42 | 0,67 |
Инвестиционный капитал/Прибыль (IC/EBIT) | 5,89 | 2,42 | 1,43 |
Инвестиционный капитал/Прибыль до выплаты налогов и процентов по кредитам | 4,27 | 1,32 | 2,23 |
Цена/Балансовая стоимость (Р/BV) | 0,61 | 0,41 | 0,49 |
Произведем расчет коэффициента для корректировки цены акции:
К = (1,33 + 0,25 + 0,67 + 0,67 + 1,43 + 2,23 + 0,49)/7 = 1,01.
Далее произведем расчет цены по нескольким мультипликаторам с учетом коэффициента корректировки (Таблица 14):
Таблица 14
Мультипликатор | Расчет цены | Значение цены |
Цена/Чистая прибыль (Р/Е) | Мультипликатор х Чистую прибыль) х 1,1 | 10851336,32 |
Цена/Чистый денежный поток (Р/CF) | (Мультипликатор х Чистый денежный поток) х 1,1 | 10867565,15 |
Цена/Прибыль до налогообложения (Р/ЕВТ) | (Мультипликатор х Прибыль до налогообложения) х 1,1 | 10856381,50 |
|
|
Стоимость объекта оценки определяется как среднее значение от суммы цен, полученных в результате пересчета с использованием корректирующего коэффициента:
P = (10851336,32 + 10867565,15 + 10850243,03)/3 = 10856381,50 руб.
Заключение
Целью данной курсовой работы являлось рассмотрение теоретических аспектов основных подходов к оценке бизнеса, а также особенности их применения с учётом фактора риска.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты основных подходов к оценке предприятия, а также особенности их применения с учётом фактора риска, среди которых в качестве основной можно выделить необходимость учета следующих аспектов:
сокращение спроса на товары (работы, услуги);
отток денежных средств вследствие необходимости досрочного погашения обязательств и роста процентных ставок;
увеличение потребности в оборотном капитале.
возможность снижения цены отдельных объектов основных средств, например, земельных участков;
существование вероятности затоваривания;
необходимость проведения анализа списка наиболее крупных дебиторов и корректировки соответствующей статьи бухгалтерской отчетности;
необходимость проведения анализа контрагентов и оценки эффективности финансовых вложений;
необходимость убедиться в надежности банков, на расчетных счетах в которых лежат денежные средства предприятия;
необходимость проведения анализа условий получения кредитов и займов, оценки вероятности увеличения процентных ставок, досрочного истребования долга, увеличения залоговой массы;
необходимость убедиться в отсутствии просроченной кредиторской задолженности перед основными поставщиками, персоналом и налоговыми органами. Возможно формирование резервов под вероятные санкции.
отсутствие свободных денежных потоков предприятия.
В заключении хотелось бы отметить, что у каждого подхода к оценке бизнеса в случае его применения с учётом фактора риска есть как достоинства, так и недостатки. Наиболее эффективным, но и более трудоемким, является использование совокупности вышеуказанных подходов с учетом следующих принципов:
|
|
проецирование наиболее вероятных тенденций развития кризиса на отдельно взятое предприятие;
пессимистическое отношение к прогнозным показателям;
консервативность в вопросах источников финансирования;
использование ставки дисконтирования не менее 22%;
проведение детального анализа оценки стоимости активов и обязательств предприятия.
бизнес доходный затратный сравнительный
Список литературы
1. Приказ Минфина РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29 января 2003 года №10н, 03-6/пз «Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ»;
2. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса. - М.: ТК Велби, Проспект, 2012;
. Есипов В.Е. Оценка бизнеса. - СПб.: Питер, 2008;
. Ковалев В.В. Курс финансовых вычислений. - М.: Финансы и статистика, 2011;
. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007г.;
. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1997;
. Попков В.П. Оценка бизнеса: схемы и таблицы. - СПб, Питер, 2007;
. Шпилевская Е.В. Медведева О.В., Оценка стоимости предприятия (бизнеса). - Ростов н/Д.: Феникс, 2010;
Приложение 1 «Отраслевые коэффициенты, используемые в мировой практике».
Вид бизнеса | Соотношение между ценой и финансовыми показателями, позволяющими оценить бизнес |
Страховые компании | Цена в интервале 120-150% от годового комиссионного вознаграждения |
Бензозаправочные станции | Цена колеблется в диапазоне 120-200% месячной выручки |
Предприятия розничной торговли | Цена составляет 75-150% величины чистого годового дохода плюс стоимость оборудования и запасов, которые располагает оцениваемое предприятие |
Бары и кафе | Цена определяется как сумма величины объема продаж за полгода и стоимости лицензии |
Пиццерии, кофейни | Цена определяется как сумма величины месячной прибыли, умноженной на 4, и стоимости запасов |
Рекламные агентства | Цена составляет порядка 75% годовой выручки |
Хлебопекарни | Цена определяется как сумма стоимости оборудования, стоимости запасов и 15% годового объема выручки |
Продажа новых автомобилей | Цена определяется как сумма стоимости товарных запасов и оборудования и 50% годовой выручки |
Аптеки | Цена определяется как сумма стоимости оборудования и товарных запасов и 75% годовой прибыли |
Автомастерские | Цена определяется как сумма месячной прибыли, умноженной на 2, и рыночной стоимости оборудования |